Стратегический просчет частот
Очередной проигрыш Национальной радиокомпании Украины (НРКУ) в последнем конкурсе на получение радиочастоты в FM-диапазоне вылился в публичную и не утихшую до сих пор дискуссию между Национальным советом Украины по телевидению и радиовещанию и НРКУ. Напомним, в конце августа Нацсовет огласил результаты конкурса, согласно которым НРКУ, подавшая на него 17 заявок, не получила ни одной частоты. «Нацсовет по телевидению и радиовещанию должен защищать украинские государственные приоритеты. Я считаю, что НРКУ давно уже должна была получить пакет частот общенациональной сети. А тут, пожалуйста, — кто становится победителем? Город Виноградов Закарпатской области, «Хит-FM».
Хотел бы предложить: давайте проведем открытые слушания и определим, чем «Авторадио» (107,4 FM) сильнее, например, «Проминя» (105 FM)?» — сказал «k:» президент НТКУ Виктор Набруско
ВПРОЧЕМ, именно на этот конкретный вопрос Набруско уже давно ответили слушатели. А на другой вопрос — о протекционизме властей в отношении государственных медиа — ответы не так однозначны. Ведь как только государственные компании получают не мотивированную законом поддержку, сразу же появляются желающие использовать открывшиеся возможности в своих целях. Был случай, когда на конкурсах ОГТРК отказывались от просчитанных для них частот в пользу ТРК «ТЕТ», которая была тогда в политическом фаворе. Логика Нацсовета (разве что за исключением мотивов и действий отдельных членов) проста: все ТРК — и государственные, и коммерческие — должны работать в одинаковых условиях. Логику другую — отношение государства к собственному медиаресурсу пока понять не может даже само руководство страны.
РОССИЙСКИЙ ГОЛОС НА ЧАСТОТАХ НРКУ
Кадровые назначения свидетельствуют о желании властей оставить государственные медиа в сфере своего стопроцентного влияния. Разговоры о создании на базе НТКУ и НРКУ общественных вещателей так и не дали конкретного результата. При этом, кроме кадровых решений и частичного влияния на информационную политику вещателей, государство никаким другим образом не влияет на медиа, находящихся практически в полной финансовой зависимости от властей. И это стремление удержать и эксплуатировать то, что есть, вместе с невозможностью или нежеланием развивать медиаресурсы, полностью противоречат политике либерализации медиарынка, которую государство проводит уже более 15 лет. В итоге государственный медиаресурс значительно поизносился и, можно с уверенностью сказать, катастрофически отстает от коммерческих вещателей. Парадоксально, но факт: нескольким успешным телеменеджерам не удалось существенно изменить рейтинги, например, Первого национального телеканала. И это при поддержке властей, постоянном финансировании и стопроцентном покрытии, о котором некоторые коммерческие вещатели могут только мечтать. Отсутствие определенности в государственной политике относительно государственных медиа стало главной проблемой для них самих. «Одна из основных причин, тормозящих процессы развития НРКУ, — отсутствие на государственном уровне решения о том, какой вид вещания должен быть приоритетным — проводной, эфирный или же они оба на нынешнем историческом этапе одинаково важны», — комментирует Виктор Набруско. Из этого непонимания выплывают и стратегические просчеты.
Сегодня НРКУ — это три канала радио: Первый канал (проводное вещание, может выходить на средних волнах в нижнем диапазоне на частоте 68,51МГц, но передатчики законсервированы), радио «Проминь» (в FМ-2 и в нижнем диапазоне FM-1 на частоте 71,30МГц), «Украинское радио «Культура» (на FM-1 на частоте 72,86МГц) и Всемирная служба «Радио Украина», вещающая за границу на коротких и средних волнах и в режиме Real Audio в Интернете. НРКУ владеет почти тридцатью периферийными частотами в FM-диапазоне и только тремя FМ-частотами в крупных городах: столице, Луцке и Ужгороде. Стратегически важные для развития цифрового вещания частоты на средних волнах НРКУ практически не используются. По той же причине — нехватка средств. По словам Виктора Набруско, для полноценного вещания на средних волнах нужно около 80 млн. грн. в год, в нынешнем НРКУ получило только 30 млн. грн. Такое невнимание к средним частотам со стороны национальных вещателей привело к тому, что на средних волнах в Украине на частотах НРКУ слышен «Голос России». «Мы уже который год надеемся, что «Голос России» перестанет вещать на средних волнах, ведь это просто позор для государства, — сказал «k:» глава Нацсовета Виталий Шевченко. — Но никто не возмущается. Жалуются, что Нацсовет не хочет выдавать частоты (в диапазоне FM-2. — Авт.). Легко работать на дешевых FM-частотах, ориентироваться на уже сконцентрированного вещателя, стричь купоны от рекламы, и не хочется осваивать сложные, но в каком-то смысле стратегические частоты. Это неправильно». В НРКУ ситуацию объясняют тем, что до сих пор со времен СССР между республиками не распределены некоторые, так называемые синхронные частоты, на которых Россия транслирует свои программы, в частности, с территории Приднестровья. «Средние волны, принадлежащие НРКУ, используются вещателем иностранного государства, что прямо связано с вопросами информационной безопасности, — говорит Шевченко. — Потому очевидно, что члены Нацсовета имели все основания предоставить эти каналы вещания другим компаниям».
НЕОСВОЕННЫЙ РЕСУРС
По словам Виктора Набруско, из-за нехватки средств НРКУ включает вещание на средних волнах на месяц в год. Это позволяет НРКУ просто сохранить частоты за собой, ведь если компания за год не освоила частоту, Нацсовет имеет право изъять лицензию.
«Мы видим перспективу нашего развития и на FM-диапазоне, и на средних волнах, поскольку логика развития цифрового вещания будет иметь перспективу на средних волнах, — объясняет Набруско. — Посмотрите на мировые тенденции: поляки, словаки, общественные вещатели работают так же. Конечно, хорошо, что у нас есть архаичное проводное вещание, но оно бесперспективно».
«Провода» еще позволяют НРКУ считаться самым мощным вещателем в общенациональном масштабе. Но за последние годы число радиоточек сократилось с 15 до 5 млн. С октября «Укртелеком» поднимает плату за пользование радиоточкой с 1 до 6 грн., из-за чего может катастрофически уменьшиться численность пользователей. Да и перспективы приватизации «Укртелекома» не оставляют НРКУ шансов на использование сетей, на которые радиокомпания не имеет никакого влияния. Свои отношения с «Укртелекомом» Набруско расценивает как «паразитирование «Укртелекома» на информационном продукте НРКУ». Но без пяти миллионов абонентов и при нынешнем недофинансировании затрат на развитие альтернативных сетей Первый канал радио может превратиться в маргинальную радиостанцию. Поэтому НРКУ в спешном порядке начал строить сеть в FM-диапазоне.
Тот факт, что Первый канал радио не имеет общенациональной сети, не только и не столько является виной Нацсовета по телевидению и радиовещанию, который Набруско обвиняет в либерализме и протекционистском отношении к коммерческим вещателям. Например, в феврале этого года НРКУ вообще не была допущена к конкурсу на вещание на некоторых частотах, в частности, в Киеве, поскольку государство не выдало средства на оплату конкурсной гарантии. Подобные ситуации, в которой оказываются государственные ТРО, не единичны. Так ТК «Культура» проиграл по аналогичной причине форматный конкурс на цифровую частоту.
При этом в феврале НРКУ выиграла конкурс на 14 частот в Крыму для развития общенационального вещания. Но останутся ли они у нее? Ведь в прошлом году Нацсовет отобрал у НРКУ около 100 частот и выставил их на повторный конкурс, поскольку радиокомпания так их и не освоила. Правда, по словам Набруско, национальный радиовещатель отстоял свое право на эти частоты в суде. «В прошлом году большинство частот, которые были в нашем распоряжении, мы передали НРКУ, почему же так происходит, что частоты мы выдаем, а они не используются?» — задается вопросом глава Нацсовета. Виктор Набруско и отвечает, что на это не хватает финансирования. Выдавая НРКУ лицензии на вещание в Крыму, Нацсовет еще и обратился к Кабмину с предложением «обеспечить финансирование НРКУ в том объеме, в котором она будет в состоянии работать в эфире». Сейчас Нацсовет начал проверку фактического состояния освоения НРКУ уже полученных частот. По словам Виталия Шевченко, Нацсовет не только хочет иметь представление о реальной картине, но и понять, какова стратегия развития национального радиовещателя.
Виктор Набруско, президент Национальной радиокомпании Украины:
- Финансирование — всегда серьезный вопрос, если речь идет о развитии новых информационных технологий. Но что касается FM-частот, то здесь нужно говорить честно: последние десять лет НРКУ пытается занять место в FM-диапазоне, но ей это не удается. Поэтому я в своих публичных выступлениях и ставлю риторические вопросы: почему «Русское радио», «Шансон», «Шарманка» получают частоты, есть понимание их стратегии, а НРКУ как ведущий радиовещатель в государстве не может попасть в FM-диапазон? То, что говорят о недостаточном финансировании, — неправда. НРКУ имеет плохое финансирование в развитии сверхмощных коротковолновых и длинноволновых передатчиков, а FM-вещание заслуживает более скромных денег. Средневолновые передатчики мощностью от 500 кВт до 1 мВт мы не можем оплатить. Самый мощный передатчик в FM-диапазоне — 100 кВт, а бывают и 5 кВт. Вот я и спрашиваю, почему в нашем государстве FM-диапазон рассматривается только как бизнес-проект, как рыночное соревнование и арена для зарабатывания денег, на которой НРКУ нежеланный гость? Мы никогда не отказывались от развития FM-сети. Это в начале 1990-х почему-то прозвучала глупость о том, что национальные вещатели не желают быть в FM-диапазоне. Мы бы с удовольствием, но нам не дают этого делать. А стратегия нашего развития известна. Мы — общенациональный вещатель, который формирует национальные приоритеты, и понятно, что наше присутствие на FM-частотах необходимо.
Виталий Шевченко, председатель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания:
- Очень многие компании хотели бы иметь частоту в диапазоне FM-2. И даже для тех, кто присутствует в Киеве, хотелось бы ресурс сократить как минимум в полтора раза, поскольку наш информационный рынок сложно назвать нормальным. Есть простая вещь: почти все возникшие коммерческие радиокомпании ориентировались на FM-диапазон. Просчитывали частоты, проплачивали их, участвовали в конкурсах и развивались, тогда как НРКУ это даже в голову не приходило. А когда ее руководство задумалось, что есть смысл начать работу и в FM-диапазоне, этот рынок уже был сформирован или доформировывался. За последние 5–7 лет в Киеве появились только две частоты. Недавно состоялось несколько конкурсов, где НРКУ конкурировала с коммерческими вещателями. Но конкурс есть конкурс, и члены Нацсовета могут отдавать предпочтение тому, а не другому вещателю. НРКУ не использовала существующий ресурс, который годами простаивал. А если в конкурсе принимает участие компания, которая не может одновременно работать и на этих частотах или сетует на отсутствие финансирования, то это серьезный аргумент для отказа ей в лицензии.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Оксана Лысенко, «Комментарии»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
1
ДИК
5888 дн. тому
А ВЫ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ К ТИМОШЕНКО ОБРАИТЕСЬ ВОТ И ПОСМОТРИМ РОСИЙСКАЯ ШПИОНКА ОНА ИЛИ УКРАИНСКАЯ ПАТРИОТКА
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ