Александр Бригинец: «Украина проиграла России войну за попсу»
О засилье российского масскульта в украинском культурном пространстве говорят часто и много. Правда, одно дело говорить, а другое – что-то делать. Опускать руки – дело ведь нехитрое. Еще проще голову пеплом посыпать… Да, потуги неуклюжи, попытки топорны, мэтры комичны, но ведь не все так печально и трагично! Когда-то, не так уж и давно, украинский шоу-бизнес пережил всплеск – и причастные к этому всплеску и сейчас ждут своего часа. «Территорию А» помнят все, но мало кто знает, куда же подевался из эфиров и пространств самый амбициозный музыкальный проект независимой Украины. Заполнить эту лакуну я попросил директора агентства «Территории А» Александра Бригинца (к слову, не так давно возглавившего Комиссию по культуре и туризму КГГА). Заодно и об упадке масскульта поговорили…
- Александр Михайлович, в середине 1990-х «Территория А» была тем плацдармом, на котором велось активное освоение нового для Украины культурного пространства – шоу-бизнеса. С нынешних позиций можно ли сказать, что замысел удался и цель достигнута?
- В начале 90-х стоял вопрос – неофициально, конечно же, у нас подобные вопросы официально никто не поднимает – о создании культуры, которая была бы массовой по форме и национальной по духу. Что-то похожее быстро и легко на базе советской массовой культуры сделала Россия, такой масскульт доминирует в мире в американском варианте, существует в европейских странах. В это время начали возникать группы энтузиастов – к сожалению, без государственной поддержки – которые пытались что-то сотворить. И «Территория А», безусловно, была флагманом создания украинского масскульта. Наше задание было простым – сделать так, чтобы украинский рынок наполнился украиноязычной музыкой, популярной среди молодых украинцев, которые приучались бы при этом говорить и писать по-украински.
В то время самой большой проблемой были проходившие в стране дебаты: с одной стороны, говорили, что нужно делать полностью национальную культуру – как примитивную, так и интеллектуальную; с другой – утверждали, что Украине не нужен примитивный национальный масскульт, ей, мол, необходимо исключительно элитарное искусство. В результате общество согласилось со второй версией – Украине не нужна своя массовая культура, в Украине масскульт будет российским или американским. А элитарное искусство мы якобы будем создавать сами! Ошиблись.
- А может, просто не доросли? Ну, не те у нас исполнители, не дозрели…
- Почему-то у нас считается, что плох только исполнитель – и только он один! Но ведь вокруг него аранжировщики, авторы текстов и музыки, звукорежиссеры, стилисты, визажисты, продюсер наконец – огромная команда! И сегодня все эти люди получить профессиональный рост в Украине не могут. Они тренируются делать большую профессиональную музыку в России на российских певцах. В Украине расти не на ком. Альтернативная музыка? Она альтернативна к российской попсе, а не к украинской – ведь украинской попсы просто не существует. Мы добровольно отдали этот рынок России. Россия становится сильнее, мы слабеем. То, что «Территория А» перестала выходить в эфир, было следствием поражения Украины в войне за национальную музыку.
Прежде, чем поддерживать альтернативную музыку, нужно создать то, по отношению к чему она будет альтернативной. Мы, как страна, не подготовили специалистов, которые создавали бы «примитивный» масскульт, не обеспечили необходимую финансовую базу. Уничтожив украинскую массовую культуру, мы дошли до того, что челночный принцип, доминирующий в украинском бизнесе, – перепродавать продукт, который ты сам не производил, – прижился и в культуре. Бизнесмены берут российскую книгу, музыкантов, кино и перепродают в Украине. Привозить и перепродавать чужое выгоднее, чем производить свое.
- Но звезды-то есть!
- И это очень важно. Масскульт порождает звезд, а звезды влияют на народ. Манипулировать украинскими звездами сложнее, чем российскими, ведь последние, приезжая в Украину, агитируют за того, кто платит. А украинские звезды могут и высказаться, они стоят на четкой политической платформе - поддерживают или Партию регионов, или «оранжевых». Звезды не могут позволить себе поменять позицию. И сейчас, если появится новая политическая сила, купить себе звезд она не сможет. Посмотрите – когда проходил тур в поддержку РПЦ или против НАТО, украинские звезды в них не участвовали.
Звездой нельзя манипулировать – это понятно. Значит, украинские звезды не нужны. Власть времен Кучмы сознательно создавала такую систему, при которой украинские звезды просто не пробивались. И это стало одной из причин проигрыша украинской массовой культуры. Правда, победив, новая власть приняла закон, по которому иностранные исполнители не могут агитировать на территории Украины. И это было адекватным ответом на действия предыдущей власти. И все-таки масскульт остался незащищенным. Ведь акция в поддержку РПЦ стала возможной… Да, «Территория А» была форпостом в борьбе за национальную массовую культуру, да, мы делали все возможное, но не смогли выиграть у президента, у целой экономической системы. Мы проиграли, а вместе с нами – вся Украина.
Недавно мы с друзьями провели небольшой эксперимент: на центральных площадях Риги, Москвы и Киева просили людей назвать десять самых популярных исполнителей своей страны. В России семь из десяти названных исполнителей появились в последние пять лет. В Латвии – четверо из десяти. В Украине десять из десяти появились девять лет назад – Ротару, Повалий, Билык, Пономарев, Могилевская, Ани Лорак, «Океан Эльзы», ВВ, Сердючка, «ВИА Гра». Замкнутая каста, созданная в свое время «Территорией А». Дальше – Гайтана, Козловский, Лама. Ламу в составе дуэта мы раскручивали еще пятнадцать лет назад, Гайтана когда-то тоже работала в «Территории А» - тогда имидж у нее был другой. Еще дальше – Марта, которую мы тоже крутили. То есть единственный «новичок» - Козловский. Сразу возникает вопрос: что же такое произошло с шоу-бизнесом после исчезновения «Территории А»? Да, возникло много музыкальных каналов – но что они делают для развития отечественного шоу-бизнеса? Где артисты?
- А за что ругать Поплавского? Тоже мне, жупел из него сделали! Поплавский кормит, спасает от голодной смерти балеты, аранжировщиков, поэтов! В свободное время, заработав на Поплавском, звукорежиссеры занимаются молодыми артистами. И если бы не Поплавский, кинули бы они все это и пошли бы продавцами-консультантами в торговые центры. Для рынка любой проект – те же «поющие трусы» - плюс. Это же живые деньги, инвестиции! А инвестиции – значит рабочие места.
А музыкальная журналистика? Журналисты интересны только тогда, когда им есть, о чем писать. Украинской музыкальной журналистики не существует, не о ком писать. Вакарчук, Руслана, Повалий – у всех есть пресс-службы, рассылающие пресс-релизы, которые перепечатывают все медиа. Конкуренции нет. Двигателя, который бы двигал масскульт, нет. Нет канала, по которому можно было бы доносить продукт. Все музыкальные каналы вместе дают лишь десятую часть рейтинга «Территории А».
Нужно принимать новые законы, которые ограничивали бы импорт массовой культуры. Почему есть акцизы на пиво и сигареты, а на книги и артистов – нет? Где экономические льготы для украиноязычной музыки? Пусть государство финансирует те эфиры, где идет украинская музыка. И ситуация медленно, но изменится. В Белоруссии вот сейчас настоящий бум, а все почему? Потому что радиостанции обязали крутить белорусскую музыку. Почему в свое время начали петь украинское? Потому что была «Территория А», которая в эфир ставила «с колес».
Именно «Территория А» дала жизнь украинскому клипмейкерству. Нам нужно было 2-3 новых клипа в неделю. В год снималось минимум 150 клипов. Центрами клипмейкерства стали Тернополь и Хмельницкий. Сколько клипов снимается сейчас? Намного меньше – при этом каналов полно! Выбора у нас не было – артистов много, а клипов нет. Мы говорили – ребята, снимайте клипы! Юрий Никитин услышал – и сделал из Билык звезду. А другие – всякие важные тёти-дяди – не реагировали. Зачем? Пойдем на другой канал, нас нарезкой на сцене поснимают и покажут – уже хорошо. Но ведь такая популяризация только в России, в мире такого нет!
Сейчас вот Пиккардийской терции предлагали снять клип – бесплатно! Но они слишком долго думали, не могли решить какую песню выбрать… Странно – делаешь человеку подарок, а он думает! Пусть думают дальше…
- Да уж, диагнозы у вас ставить получается. А лечение? Какой рецепт пропишете современной украинской эстраде?
- Дело не в качестве музыки, а людях, которые должны ее делать. В бытность свою гуманитарным вице-премьером Вячеслав Кириленко как-то обратился ко мне: «Ну хорошо, допустим, есть у государства деньги – как их вложить, чтобы развить украинский шоу-бизнес?» Очень просто, ответил я: нанять несколько саундпродюсеров мирового уровня, привезти их сюда, расписать им наличествующих музыкантов – и пусть напишут по пять качественных хитов для пятидесяти исполнителей! Пятью пятьдесят – двести пятьдесят. Двести пятьдесят хитов мирового уровня выбрасывается на рынок – непрофессиональность рынка тут же исчезнет.