Кто кому «Мумитролль»: можно ли песней выбить зубы
До недавнего времени отечество наше в отношении морали было вполне себе свободное. Местами – даже безответственное. В этом были и свои плюсы. В Украине не запрещали в школах подростковые субкультуры эмо и готов, как в соседней России, никого не заставляли переписывать сказку про Белоснежку таким образом, чтобы половина гномов были чернокожими (прошу прощения - афроамериканцами), как того требуют политкорректные до абсурда США. С другой стороны – плохо, и особенно плохо, в телевизоре, где сцены секса и насилия можно увидеть в самое что ни на есть детское время.
Такому разгулу либерализма, похоже, приходит конец. Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали наконец-таки решила заняться своими прямыми обязанностями – защитой этой самой морали. Но начать решили почему-то с «Мумитролля».
Повод, в принципе, есть. Это та самая песня, где Кузьма Скрябин обещает: «Якщо ти зрадиш, кохана, я виб`ю всі твої зуби». Насилие? Безусловно. Призыв к насилию? Сомнительно.
Тети и дяди из Нацкомиссии мотивируют запрет тем, что песня «может повредить физическому, психическому или моральному развитию детей и подростков». Выбивать зубы за измену, конечно, нехорошо. Плохой пример для подростков. Но, руководствуясь той же логикой, почему бы не запретить для эфира одну из песен Земфиры, где тоже есть призыв к насилию («Хочешь, я убью соседей, что мешают спать»)? Или не пойти еще дальше и не запретить изучение в школах Шекспира – его Отелло ведь не просто зубы любимой выбил, а и вовсе задушил?
В принципе, нужно следить за словами, звучащими из теле- и радиоэфира. Странно только, что это клип на песню запретили после того, как он пару месяцев крутился на музыкальных каналах.
Если Нацкомиссия считает, что песня «Скрябина» действительно плохо повлияет на психику детей, что подростки послушают и подумают, что так надо, нет проблем – можно рекомендовать клип для времени после 22:00. Взрослые разберутся. Да и подростки тоже. Потому как у подростков, в отличие от теть и дядь из Нацкомиссии, есть чувство юмора. Судя по тому, что эти самые подростки пишут в блогах на тему запрета «Мумитролля», они отлично понимают, что песня – не более чем сатира, и следовать примеру «лирического героя» вовсе не намерены.
Кроме того, здесь следует учитывать специфику детской психологии: все, что запрещено, - привлекательно. Это уже оценил сам Кузьма Скрябин, пообещав поставить свечку за здоровье членов комиссии в благодарность за пиар.
Есть еще один очень странный момент в позиции Нацкомиссии относительно того, что должно, а чего не должно быть в эфире. Это политика двойных стандартов. Запрещая «Скрябина», поборники общественной морали близоруко не замечают существование на телеканалах таких программ, как «Дом-2». Образ жизни и действий молодых людей, который ими проповедуется, – вот уж что действительно нанесет непоправимый вред моральному развитию детей и подростков. Почему Нацкомиссия не замечает, что половина сериалов, которые транслируются до 22:00, посвящены нетленной теме «про бандитов и ментов» и густо приправлены сценами убийств и насилия? Какую мораль проповедуют обнаженные девичьи поп-группы под собирательным названием «поющие трусы», наводнившие все телеканалы?
Безусловно, сразу за всем не уследишь. Надо с чего-то начинать. Но я лично предложила бы Нацкомиссии начать не со «Скрябина». В первую очередь надо запретить мучить безвинных людей в маршрутках неизменным шансоном. Пассажиры сказали бы Нацкомиссии за это спасибо, потому что 30 минут ежедневного принудительного прослушивания блатняка с воспеванием «зэковской жизни» наносят намного больший вред нашему психическому, моральному и даже физическому здоровью, чем «Мумитролль», о котором до запрета даже мало кто знал.