Кто под блогом ходит?
«24»: Не припомню, чтобы в своем блоге вы жаловались на жизнь. Личное в дневниках писать уже не модно?
Александр Демченко: В моде тематические, социальные блоги. Они работают на ваш имидж, популярность. Но таких блогов, созданных с целью продать себя и свои мысли, – меньшинство. Зато в украинскую блогосферу приходят профессионалы – менеджеры среднего звена, экономисты.
Из блогов теперь мы будем узнавать о курсе доллара и грядущей инфляции?
Скорее, альтернативную экспертную оценку того, что происходит и с курсом, и с инфляцией, и с недвижимостью.
Что показала война в Грузии и Южной Осетии – украинские блоги уже стали полноценными новыми медиа?
Становятся. Украинские журналисты, уехав на войну, писали и снимали не только для изданий, но и для личных дневников. Кроме того, некоторые предлагали бойкотировать российские товары, чтобы не спонсировать войну, другие ломали сайты и совершали атаки на ресурсы оппонентов, третьи участвовали в обсуждениях новостей в англоязычной блогосфере. Последнее крайне важно, ведь мы напрочь отрезаны от нее из-за разности языка. Я сейчас всем советую – ведите интернет-дневники на английском, нас хоть будут читать за границей.
Насколько же влиятельна украинская блогосфера?
Несравнимо с тем, насколько влиятельны западные блоггеры. Специально для них американские политики устраивают онлайн-конференции, их аккредитуют на официальные мероприятия как представителей полноценных СМИ.
Хотя и в Украине есть чем похвастаться – блоггеры мониторят традиционные СМИ, делают замечания, к ним прислушиваются. До недавнего времени существовало сообщество Фофудья, в котором высмеивались российские ура-патриотические заявления. Возникло оно из комедийного случая на онлайн-конференции Петра Симоненко. Кто-то задал вопрос: «Я из Херсонской области, русский по национальности. Моей дочери в школе запретили носить такой атрибут русской культуры как фофудья. Аргументировав это тем, что государственный язык – украинский. Хочу спросить, Петр Николаевич: ДОКОЛЕ?» С тех пор «фофудья» и «доколе» вошли в лексикон многих молодых украинцев.
Как наши политики контактируют с интернет-аудиторией?
В 2005 году они сообразили, что украинские блоггеры – это социально активные люди, журналисты, лидеры мнений. Это аудитория людей с идеями и знаниями, в конце концов – в сети тусуется часть электората, с которой тоже нужно работать. Два наиболее успешных политических интернет-проекта – социальная сеть «Идеальная страна» Юлии Тимошенко и блоги членов «Народной самообороны».
В США или Франции собственный блог является стандартом работы политика – его ведет специальный помощник. В США политики используют твиттер – это микро-блог, в него можно писать небольшие сообщения, которые приходят на мобильные телефоны подписчиков. Представьте, сидите вы пьете кофе, а вам приходит сообщение от Хиллари Клинтон: «Завтра я произношу речь на митинге, приходи по адресу…» или «Рабочая неделя закончена – отправляюсь на выходные с Биллом на дачу». Только подумать, что такие эсэмэски могут приходить от Черновецкого, Литвина или Ющенко!
Наверняка, заведи блог Наталья Витренко, ее бы, скорее, осмеяли – в сети ее поклонников крайне мало.
Петру Симоненко, к примеру, чуть было не продали ведение блога от его имени. Правда, сделка так и не состоялась, а ведь он мог стать известным блоггером. Уверен, если блоги откроет пятерка топовых украинских политиков, они за пару дней наберут по несколько тысяч постоянных читателей.
Кстати, о ведении чужого блога – насколько прибыльно заполнять странички от имени бизнесменов, политиков, компаний? Занимаются ли этим украинские блоггеры?
Цены на ведение блога колеблются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц. Ну и предоставляют такие услуги в Украине человек пять. Большинство тщательно скрывает свои имена, известен только Артур Оруджалиев (ЖЖ-пользователь arturclancy – Ред.), он занимается скрытым маркетингом.
Можно ли заработать на личном блоге?
На ведении личного или тематического блога в Украине продавая рекламу пока не заработаешь. А вот на рекламе среди блоггеров или на создании социальных сетей уже зарабатывают. Только несколько процентов начинающих интернет-проектов берутся финансировать инвесторы. Успешным оказывается один из десяти проектов. Но он приносит прибыль, которая с лихвой покрывает затраты инвестора на провалившиеся стартапы.
Недавно открылась украинская социальная сеть для велосипедистов Bike.co.ua. Это значит, что социальные сети становятся более специализированными?
Специализация – мировой тренд в сфере соцсетей. В Украине самые популярные тематические сети – это tuse.ua и profeo.com.ua. Тематические социальные сети хороши концентрацией нужной информации и нужных людей, то есть качеством, а неспециализированные выигрывают количеством.
Александр Демченко родился в 1982 г. в Киеве, окончил Институт международных отношений. Но дипломатом не стал: разработав первый сайт для своего института, так и остался работать в медиа. Первым серьезным проектом в интернет стала система координации наблюдателей от разных организаций на выборах 2004 года. После был менеджером интернет-проектов и PR-консультантом, вел тренинги по новым медиа. Александр известен как эксперт по использованию интернет- и мобильных технологий для общественных организаций, а вне интернета – как организатор культурных и общественных событий, среди которых и фестиваль «Беларуская весна». Второй год подряд организовывает в Киеве Блогкемп – главную конференцию по новым медиа в Восточной Европе – и еще ряд конференций поменьше.