Дело Гонгадзе: версия 2.0
Главные обвинители Леонида Кучмы, 8 лет назад навесившие на него ярлык «убийцы Гонгадзе», сегодня примеряют роли адвокатов экс-президента. «24» спросила у политиков и экспертов, что означает очередная попытка ревизовать новейшую украинскую историю.
«Кучма, где Гонгадзе?!» Этот лозунг был, пожалуй, главным в антикучмовском движении с осени 2000 года. Экс-президенту, наверное, не один год снились уродливые карикатуры, на которых его непременно изображали за решеткой и в тельняшке. В условиях социальной напряженности и экономической разрухи люди хватались за любой миф, объясняющий их неудовлетворенность жизнью.
В 2000-м таким мифом стала демонизация тогдашнего президента Леонида Кучмы. Украинцев почти убедили в том, что виновник всех их бед – глава государства. Последним штрихом, завершающим образ Кучмы, стало обвинение его в причастности к гибели журналиста Георгия Гонгадзе. Несмотря на то, что даже при новой власти ни один суд не признал вину экс-президента, Кучма до сих пор в сознании многих украинцев остается «преступником» и «корнем зла».
На днях Александр Мороз, в свое время предавший огласке пленки Мельниченко как главный козырь в борьбе с Кучмой, в интервью газете «Дело» заявил о непричастности главного фигуранта кассетного скандала к гибели журналиста. «В судьбе Гонгадзе были использованы комплексы Кучмы: вспыльчивость, несдержанность. Поэтому его высказывания перекрутили и умело использовали. Но я думаю, что он не имеет отношения к убийству журналиста», – заявил лидер СПУ.
Пять лет назад, перед началом оранжевой революции такое заявление могло кардинально изменить ход истории, поставить под сомнение главную идею Майдана о недемократичности власти. Сегодня же эти слова не вызвали резонанса ни в обществе, ни в СМИ. Не смутили они однопартийцев и союзников Мороза в борьбе с кучмовским режимом. «Мороз сказал так, как сказал. А кто как услышал – это уже другое дело», – сдержанно прокомментировала «24» позицию лидера СПУ глава ФГИ Валентина Семенюк. Напомним, 7 лет назад она как идейная участница событий 9 марта 2001 года – «черного вторника» – даже пострадала в драке с милицией, в которой были избиты 7 человек.
«Исчезновение Гонгадзе было поводом, а не причиной акции «Украина без Кучмы». Мы никогда не говорили о причастности Кучмы к смерти Гонгадзе. Мы говорили, что Кучма создал такой режим, при котором исчезают не только журналисты, но и обычные люди», – такую позицию высказал «24» один из организаторов антикучмовского движения Владимир Чемерис.
«Мороз – один из тех политиков, кто больше всех знает о деле Гонгадзе. И сейчас, когда Кучма не является политическим игроком, у Мороза есть все основания говорить то, что он говорит. Думаю, он говорит правду», – заявил «24» экс-социалист, комендант палаточного городка Евгений Филиндаш.
Если сегодняшняя «правда» от Александра Мороза найдет подтверждение, в ближайшее время стоит ожидать появления новых фигурантов в деле Гонгадзе. Для дискредитации оппонентов в преддверье предстоящих выборов политики вполне могут переписать старый миф на новый лад.
Я расцениваю политические события 2008 года как хорошо поставленный спектакль. Начиная с создания коалиции и заканчивая сомнениями в отравлении Виктора Ющенко. Сейчас к этому добавилась история с пересмотром подозреваемых в убийстве Гонгадзе. Думаю, к концу года мы будем иметь очень противоречивый информационный фон, в котором в грязи окажется подавляющее большинство политических лидеров.
В случае с Гонгадзе мы имеем дело с крупной стратегической операцией, задача которой сводилась к попытке форсированной смены власти. И если в 2000 – 2001 годах конкурентам Кучмы было выгодно использовать тему гибели Гонгадзе как инструмент критики режима, то сегодня убийство журналиста приобретает характер компрометирующей информации в отношении тогдашней конкурентной борьбы. Оказывается, таким образом с Кучмой боролось его же окружение. Ведь Мороз не отрицает того, что в преступлении против Гонгадзе были замешаны тогдашние представители режима. То есть, Мороз своим заявление перевел стрелки с экс-президента на тех политиков из его окружения, которые сохранили свое влияние и сегодня. Сейчас все бросятся мониторить: а кто же остался из кучмовской команды? Кто боролся за статус преемника в 2000-м?..
Думаю, здесь Мороз поступил как опытный тактик, который внес новую интригу в старую трагедию. Он планирует возвращаться в большую политическую игру, рассчитывает на успех на будущих выборах. А для этого ему нужно «зачищать» политическое пространство, в том числе за счет вброса информации, дискредитирующей часть политических игроков.
«Сползанию общества во тьму криминала и бандитизма необходимо положить конец. Именно поэтому, имея достаточные основания, обязан заявить, что заказчиком исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе является президент Украины Леонид Кучма, причем заказчиком, который систематически контролировал ход выполнения своего поручения».
Из выступления Александра Мороза в парламенте 28 ноября 2000 г.
«Вы должны были бы заметить, что я ни разу не заявлял: «Кучма заказал Георгия». Он и зависимые от него люди, прикрываясь его влиянием, по-дурацки заботились о «чести мундира». Тем самым из криминального сделали политическое дело международного уровня».
Из интервью Александра Мороза агентству УНИАН 19 мая 2008 г.
«Убийство Гонгадзе, кассетный скандал подставили и меня, и Александра Мороза. Морозу пришлось обнародовать пленки, тело Гонгадзе не зря подбросили в его избирательный округ. Ему нужно было оправдываться. Я этим заниматься не стал – и так ясно, что я на журналиста руку не поднимал. По прошествии времени это становится все яснее».
Леонид Кучма в интервью «Известиям в Украине» (ноябрь, 2006 г.)