Современный Лукашенко
Белорусский президент Александр Лукашенко подписал закон «О средствах массовой информации», уже вызвавший многочисленные нарекания оппозиции, правозащитных групп и журналистских организаций. На первый взгляд, никакого особого смысла в новом белорусском законодательстве нет – СМИ в Беларуси находятся под жестким контролем власти, позволяющей себе вмешиваться даже в контент российских телеканалов. Однако на самом деле изменение законодательства демонстрирует, что в Минске стараются идти в ногу со временем.
Главным новшеством становится необходимость регистрации интернет-СМИ. В России уже давно поняли, что Интернет-издания могут всерьез конкурировать с изданиями печатными и телевидением, так что необходимостью регистрации Интернет-газет здесь никого не удивишь. А в Беларуси все только начинается, причем Интернет-СМИ заранее выделены в категорию, с которой проще всего будет бороться: их регистрация и дальнейшая деятельность будут регулироваться исключительно постановлениями белорусского правительства. Конечно, остается еще возможность регистрации изданий вне белорусского Интернета, но тогда уже можно будет принимать новые законы и искать управу на нелегально работающих журналистов – например, квалифицировать их как сотрудников иностранных СМИ, требовать обязательной аккредитации при МИДе – она предусмотрена новым законом, а затем в этой аккредитации отказывать…
Еще одним важным нововведением становится запрет регистрации СМИ, доля иностранного капитала в котором будет превышать 30 процентов. А для распространения иностранного издания на территории Беларуси теперь будет требоваться специальное разрешение. Таким образом, может быть введен, прежде всего, заслон на пути распространения в Беларуси российских СМИ и попыток российского капитала войти на белорусский рынок. А если такие попытки и будут делаться, то российским медиа-магнатам – или самой российской власти – придется идти на переговоры с белорусским президентом, поиск компромисса и прочие условия, при которых какая-либо критика руководства соседней страны или какое-либо влияние на электоральный процесс станут невозможными.
Таким образом, вооружившись новым законом, Александр Лукашенко не столько ужесточает свой контроль над и без того подконтрольными белорусскими СМИ, сколько отвечает на новые опасности. Ошибаются те, кто считает, что авторитарный стиль правления и Интернет-эпоха не совместимы – еще как совместимы! И Беларусь, в которой доступ в Интернет обеспечивается не только на дому, но и в почтовых отделениях – неплохой тому пример, рядом с уже научившимися перлюстрировать контент странами – такими, как Китай, где даже приехавшим на Олимпиаду журналистам не будут сделаны послабления. Добавим к этому понимание того, что российская медиа-машина куда мощнее белорусской – и то, что на пути этой машины Минску нужно возвести всяческие препятствия – и увидим, что новый закон Лукашенко действительно нужен…