Кабель вышел на волю
Образованная в результате слияния компания будет называться Volia Limited. Она будет предоставлять услуги в более чем 15 городах. Объединенную компанию возглавит президент компании «Воля» Сергей Бойко.
Напомним, Антимонопольный комитет недавно сообщал, что выдал разрешение фонду P6 Ukraine Cable Ltd. (Каймановы острова, подконтрольный Providence Equity Partners) на покупку более 25% в Volia Limited (Кипр, имеет непосредственное отношение к кабельному оператору «Воля»). А в декабре прошлого года стало известно, что Sigma Bleyzer привлекла дополнительные инвестиции для своего основного кабельного актива в Украине — компании «Воля» в размере около $200 млн. от P6 Kyiv Cable Ltd. (г. Джорджтаун, Каймановы острова), которая также контролируется Providence Equity Partners. В то же время АМКУ разрешил тогда P6 Kyiv Cable Ltd. приобрести более 50% Aquorn Holding Limited (Кипр), которая контролируется Sigma Bleyzer и владеет компанией «Воля». Эксперты оценивали тогда капитализацию компании «Воля» в $400-600 млн. Впрочем, в «Воле» отказались давать комментарии насчет того, какая доля в Volia Limited сохранится за Sigma Bleyzer, а какая — за Providence Equity Partners.
«Объединенная компания будет обслуживать около 2,5 млн. домохозяйств, где в настоящий момент 1,8 млн. активных пользователей. Сейчас как раз разрабатываются бизнес-планы, в том числе по привлечению пользователей высокоскоростного интернета. Прогноз — в среднем более 10% от емкости сети пользователей интернета»,— заявила «i» начальник отдела пиар Алина Сигда. Что касается киевской «Воли», то состоянием на конец июня она обслуживала около 490 тыс. потребителей услуги доступа к телепрограммам. Из них около 60% (примерно 300 тыс. абонентов) получают услугу в цифровом формате. Относительно пользователей услуги доступа в интернет — на сегодня у «Воли» (Киев) чуть более 200 тыс. активных пользователей.
В нашей стране сегодня работают около 700 кабельных операторов, лицензии же Национального совета по телерадиовещанию получили чуть более 600 компаний. По состоянию на начало июля, абонентами кабельного телевидения (КТВ) являлись более 3,5 млн. домохозяйств. По словам генерального директора Союза кабельного телевидения Украины (СКТУ) Юлии Молчановой, «реально услугами кабельного ТВ пользуются около 4 млн. абонентов, а данные Госкомстата не учитывают некоторых мелких операторов». Потенциал рынка составляет по разным оценкам 6,5-7 млн. абонентов, а его нынешний объем — $120-150 млн.
Многочисленные заявления кабельщиков о том, что отрасль пребывает в состоянии стагнации, несколько удивляют, ведь всего за два года абонентская база КТВ выросла на 1 млн. подписчиков. Этому способствовала не только дороговизна оборудования для приема спутникового сигнала или недостаточное количество эфирных каналов, но и предоставление многими компаниями целого комплекса услуг, включающего, как правило, не только телевидение, но и доступ в интернет.
На этом, в частности, и сыграла «Воля», фактически монополизировав столичный рынок. Сейчас ее собственники замахнулись на общенациональное лидерство. Предметом монополизации в кабельной сфере является не территория (город, район, область), а домохозяйство. А так как в каждое домохозяйство теоретически может прийти любой оператор, «Воля», с точки зрения АМКУ, не является монополистом.
Процесс покупки компанией SigmaBleyzer региональных операторов начался еще в 2006 г. Кабельщики все чаще заявляют о давлении как заинтересованных в их покупке иностранцев, так и госорганов. «Юридически все выглядит чисто, потому что кабельного оператора никто не может заставить продаться. Неоспоримым является факт психологического давления, когда компанию постоянно проверяют различные инстанции, не выдаются или не переоформляются лицензии. Я думаю, что как только «Воля» выйдет на желаемый уровень, это все прекратится. Как минимум потому, что сейчас та же «Воля» не прилагает особых усилий для урегулирования законодательных проблем и конфликтов с государственными органами. Ей выгодно, чтобы мелкие операторы чувствовали свою уязвимость, тогда их легче купить»,— отмечает Юлия Молчанова.
Очень весомым аргументом также является финансовый прессинг. По словам госпожи Молчановой, «если в городе существуют несколько равносильных операторов и один из них продается западному инвестору, то позиции остальных резко ухудшаются из-за крупных инвестиционных вливаний конкурента». Поэтому им логичнее продаться тому же инвестору, а не терять постепенно свою капитализацию. «И если первых кабельных операторов покупали по достаточно низкой цене: $20-$40 за абонента, то сейчас эта сумма колеблется в пределах $150-$200 за абонента, а то и выше»,— говорит эксперт. Резкое удорожание кабельных сетей должно было бы вызвать некоторое замедление темпов консолидации кабельщиков в руках иностранных компаний, но вопреки ожиданиям этого не произошло: интерес иностранцев только возрастает.
Станислав Юрасов, Артем Вакалюк, «Экономические известия»