О смежных правах
Последние несколько недель я упорно отвечаю на вопросы небольших телерадиокомпаний по поводу смежных прав - кому же, все-таки, платить деньги, и в каком раз мере???
Почему возникает этот вопрос, если есть у нас, вроде бы, прозрачная схема, записанная в законодательстве? Допустим, радиостанция Х использовала определенное количество песен в своем эфире. Чтобы рассчитаться с обладателями смежных авторских прав на эти песни, ей нужно взять два процента от дохода, полученного от использования этих песен, и заплатить организации, которую определило государство, чтоб уже она распределила эти деньги между правообладателями.
Например, компания в этом месяце заработала 150 тысяч гривен ( мы посчитали время звучания этих песен в процентном соотношении, соотнесли это с заработками и получили 150 тысяч). Она берет 2% от заработанных 150 тысяч и платит. Однако эти 2% и 2%, которые насчитывают ответственные компании, почему-то не совпадают.
Смотрим, на чем же строят расчеты представители ответственных компаний (так называемые «смежники»). Они, как ни странно, опираются на мнения экспертов. Например, некоторая исследовательская организация или отдельный эксперт говорят, что рекламный рынок в 2007 году, допустим, оценивался в 2 млрд. долл. По их же оценкам Х – это процент радиорекламы от общего рынка рекламы. «Смежники» берут этот Х и высчитывают: радиохолдинг имеет 37% от Х. Значит, он должен заплатить 2% от Х умножить на 0, 37.
При этом люди, которые работают в организациях по смежным правам, очень отдаленно представляют себе то, как работает радийный рынок, как строятся эти экспертизы, и на чем основываются мнения экспертов.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что кто-то из экспертов прав в своих оценках, а кто-то – нет. Я просто не понимаю, как на оценочных суждениях можно строить хозяйственные отношения? Вот и получается, что представители певцов и рекординговых компаний поверили в красивую и очень привлекательную сумму, которую они хотели бы получить, но которая не соотносится с возможностями радиокомпаний.
И все ТРК втягиваются в разговор на тему: мы знаем, что вы зарабатываете гораздо больше. Вы должны заплатить столько-то, а указанные вами суммы мы считаем неприемлемыми, потому что нам кажется, что в ваших налоговых документах что-то не так.
Компании вынуждены вступать в длительные переговоры с представителями «смежников». Эти переговоры болезненны и не приносят никакого результата. Самое примечательное, что в итоге страдают от этого всего бардака только сами ответственные компании, так из-за отсутствия консенсуса, компании не имеют возможности перечислять деньги за смежные права. Наверное, дилемма – что лучше: синица в руках или журавль в небе – «смежниками» разрешена в пользу последнего. Но для кого это на самом деле лучше?
А тем, кто мне звонит, я обычно так говорю: оснований говорить, что ваш доход, указанный в налоговой отчетности является мифически неправильным, ни у кого нет. Поэтому платить вознаграждение нужно от дохода, который указан в налоговой отчетности, принят и подтвержден государством, а не от тех мифических сумм, которые от вас хотят получить.
Екатерина Мясникова, исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей, специально для www.reklamaster.com