Виталий Шевченко: У нацсовета больше всего претензий накопилось к телеканалу «Интер»
Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию до середины февраля планирует завершить проверки лидеров телерынка. О претензиях этого контролирующего органа к вещателям, а также о начале внедрения цифрового формата телевещания «k:» рассказывает глава Нацсовета Виталий Шевченко.
k: К 2015 году Европа планирует полностью перейти на цифровой формат вещания, и приблизительно в то же время «цифра» должна быть внедрена у нас. По вашему прогнозу, когда можно будет выключить аналоговое вещание по всей стране?
В.Ш.: Кто знает, сможем ли мы уложиться в сроки к 2015 году. Только мы, кстати, говорим о социальном подходе, при котором не меньше 95% населения должны принимать цифру и только тогда аналоговое вещание может быть прекращено. Но как сложится, не знаю. Нас ведь подгоняет Европа. Теоретически рубильник можно выключить, когда и 65% населения перешли на «цифру».
k: В то же время государственной программы о переходе на цифровое вещание нет, как и бюджета внедрения цифрового ТВ. Но вы заявляли, что для начавшегося внедрения цифрового телевидения в трех регионах — Одесской, Сумской, Закарпатской областях — вы мобилизируете внутренние резервы. Откуда деньги?
В.Ш.: План поэтапного перехода на «цифру» приняли сами, потому что понимали: и так потеряли год в разговорах. При этом я обращаю внимание на то, что наш подход к цифровому вещанию — это подход пяти госорганов: Нацсовета, Госкомтелерадио, Национальной комиссии регулирования связи и двух подведомственных им органов — Концерна РРТ, который на себя возьмет техническое обеспечение этой программы, и частотных служб НКРС, просчитывающих частотный ресурс. Госдепартамент связи и информатизации Министерства транспорта и связи имеет свою программу, которая даже выносилась на утверждение правительства. В перепалке мы часто называли этот документ программой модернизации пребывающего тогда в подчинении Минтранссвязи Концерна РРТ. Так случилось, что почти все поддерживают наш подход.
Наш план позволяет уменьшить плановые траты в 3–4 раза. До 2012 года государство должно найти 1,6 млрд. грн. (план Минтранссвязи предполагал вложение 6 млрд. грн.). Этот момент очень важен. Наш подход также отличается помесячным планом действий, начиная с первых месяцев этого года, и позволяет даже в случае отсутствия бюджета начать работы. Мы взяли пять приграничных зон, где удачно совпадают зоны аналогового покрытия с границами регионов, они мало населены, что позволяет быстро внедрить технологию. В итоге вместо двух-трех люди смогут видеть все общенациональные каналы в отличном качестве. Сейчас мы проводим мониторинг домохозяйств, чтобы определить, сколько из них малоимущих (им местная власть сейчас ищет средства на оплату технического переоснащения приемников), а скольких нам придется переубедить пойти на сравнительно невысокие затраты (около 250 грн.) и получить доступ к цифровому телевидению. Через два-три месяца в приоритетных зонах отдельные домохозяйства уже смогут принимать цифровой сигнал. Программа же наших оппонентов предусматривает для начала работы появление довольно больших сумм. А их в бюджете всегда не хватает.
k: Что будет с кабельным ТВ, ведь в нынешнем виде оно будет неконкурентоспособным и может вообще исчезнуть?
В.Ш.: Тяжело сказать, что будет с ними. Но кабельщикам уже стоит задуматься на несколько лет вперед. Эфирная «цифра» — это огромные возможности для потребителей, и непонятно, захочет ли население пользоваться услугами кабельных операторов, за которые еще нужно и платить. А разовые траты на возможность получения цифрового сигнала намного меньше платы за работу провайдеров программной услуги. Им есть о чем задуматься. Но как саморегулирующаяся отрасль, выход они должны найти сами.
k: Для телеканалов это затратный процесс. Они будут оплачивать и аналоговое, и цифровое вещание.
В.Ш.: Да, но это не самые большие деньги. Самые большие средства будут выделены на техническое переоснащение домохозяйств. Каналы же расстроены другим. С введением «цифры» большие каналы потеряют свои позиции на рынке, поскольку все получат одинаковые возможности по донесению своих программ к людям. Этот вызов всем бросил технический прогресс, и ничего с этим не поделаешь.
k: А как быть многочисленным спутниковым каналам?
В.Ш.: Они и дальше будут передавать сигнал через спутники. И люди смогут принимать их через спутниковые антенны. Эти технологии совместимы.
k: Нацсовет планировал вывести коммерческую ТРК «Эра» из эфира НТКУ. Но в этом году «Эра» продлила свою лицензию на вещание на УТ-1. Почему Нацсовет изменил свое решение?
В.Ш.: Мы были вынуждены. Потому что такое решение вынес суд. Сейчас мы его оспариваем, считая, что суд вышел за рамки своей компетенции, вмешавшись в компетенцию Нацсовета. «Цифра», наверное, их рассудит — мы предусмотрели возможность для разъединения каналов.
k: В этом году у канала «1+1» снова возникла проблема с лицензией. Следует искать политический подтекст или канал не выполняет свои обязательства?
В.Ш.: Здесь больше формальных причин. Есть новая норма закона, согласно которой одна компания не может иметь две лицензии на вещание на одной и той же территории. Фактически компания имеет две лицензии на разное время. Но как объединить в одну лицензии разных сроков действия, мы не знаем. Предложили вариант — указать в одной лицензии два срока действия.
Другое дело, что у нас много проблем с общенациональными каналами относительно выполнения ими законодательства и условий лицензий. Мы их уже предупредили и с 25 января по 14 февраля проведем проверки. Сейчас назначены проверки «Интера», «1+1», «Украины», ICTV, «ТЕТа», СТБ, «Нового канала» и «Службы информации» (НТН).
Эти компании выбраны, потому что их вещание признано худшим по результатам мониторинга этого года. Претензии в основном касаются невыполнения программной концепции относительно доли разных программ, еще больше претензий к языку вещания (у нас был такой подход — общенациональные каналы вещают только на украинском языке), количеству собственного продукта в эфире, нарушениям объемов рекламы, ее языка.
У «Интера» ситуация оказалась хуже всего. Думаю, что это будет самый серьезный разговор с ними за последние несколько лет. Мы проявим принципиальность и сможем довести эти проверки до конца. И, возможно, будет дисциплинарное реагирование по отношению к лидерам рынка, которые уже забыли, что такое применение санкций. Но их поведение подает плохой пример остальным.
Фото: Андрей Гудзенко
Беседовала Оксана Лысенко, «Комментарии»