Итоги 2020: «Сбылся мой прогноз о том, что будут сокращаться прямые рекламные поступления и нужно будет монетизировать непосредственно контент», – Наталья Лигачева
Шеф-редактор и руководитель ГО «Детектор медиа» Наталья Лигачева в рамках проекта Итоги 2020 рассказала экспертно-коммуникационной группе Импульс о главных событиях на рынке медиа Украины в 2020 году.
О главных событиях рынка медиа в 2020 году
В 2020 году случилось достаточно много важных событий. Назову ключевые:
- из-за локдауна сильно просело аналоговое и кабельное телевидение, зато выросли OTT сервисы и IPTV. Думаю, что через несколько лет эти форматы победят то телевидение, которые еще существует сейчас;
- переход крупных телеканалов на платные спутники;
- создание и запуск телеканала «Дом» для вещания на временно оккупированных территориях Доцецкой и Луганской областей и Крыма;
- распад рекламного альянса, который существовал с 2013 года (StarLightMedia, каналы групп «Украина» и «Интер», особняком находилась группа «1+1») и превращение его в два рекламных центра: StarLightMedia с «1+1» и «Украина» с «Интером»;
- создание новых информационных каналов и продолжение роста их аудитории. К сожалению, де-факто владельцем большинства этих каналов выступает Виктор Медведчук, поэтому развитие СМИ, которые ведут пророссийскую пропаганду на территории Украины, происходит весьма активно. Социологические исследования, которые проводились по заказу «Детектора медиа», показывают, что растет еще и доверие аудитории к этим каналам, они приобретают все большее влияние, особенно среди жителей юга и востока страны;
- парламентские выборы показали, что уровень джинсы продолжает быть высоким. В этой связи Нацсовет (по вопросам телевидения и радиовещания) даже начал инициировать судебные разбирательства по административным правонарушениям, к чему она раньше не прибегала.
О главном не случившемся событии
Одним из главных событий 2020 года на рынке СМИ могло стать принятие закона о медиа, который уже много лет разрабатывался разными командами. Думаю, что нынешняя группа разработчиков была уверена в том, что его примут в этот раз, но этого не произошло. Хотя, конечно, законопроект принимать надо, это одно из обязательств Украины перед Евросоюзом, да и вообще он актуален. Неясно, как надолго теперь этот процесс затормозится, и тому есть ряд объективных и субъективных причин. Мы как «Детектор медиа кое-что критиковали и критикуем в этом законопроекте. Думаю, что авторами законопроекта и участниками рабочей группы было проявлено недостаточно гибкости, хотя среди стейкхолдеров было много тех, кто поддерживал законопроект в принципе и поддерживал бы его с еще большей радостью, если бы он учитывал пожелания самих медиа. Прежде всего эти замечания касались трех проблем. Первая – недостаточная выписанность условий для отсутствия политического давления со стороны власти, недостаточная независимость Нацсовета от политических влияний. Второе – излишнее расширение полномочий Нацсовета. Третье – предлагается тотально регулировать онлайн-издания. Мы все понимаем, что их надо регулировать, это те вызовы, которые стоят перед всем миром, но то, что предлагалось – это слишком радикальный способ: регистрироваться предлагалось добровольно, но регулироваться должны были все, включая блогеров, которые могут даже не подозревать об этом, в то время как незнание закона не освобождает от ответственности. Конечно, весь мир сейчас стоит перед вызовом, и никто не знает, что делать, но мы вместе с Институтом массовой информации предлагали все же более мягкие меры.
О влиянии пандемии
Безусловно, пандемия, вызванная ковидом, внесла изменения в рынок и форматирование его работы. Многие печатные издания на время или навсегда ушли в онлайн. Очевидно, что мы уже никогда не вернемся в прежнее состояние и формат. Многие работают дистанционно, произошло, с одной стороны, переформатирование логистики. Например, в наш офис сейчас все приходят по желанию, в основном все работают дистанционно и лишь иногда проводим встречи оффлайн. С другой стороны, из-за карантина сократились рекламные поступления. Сбылся мой прогноз о том, что будут сокращаться прямые рекламные поступления и нужно будет монетизировать непосредственно контент, включая такие варианты как подписка, клубы, донейты и т.д. Думаю, что эти процессы повлияют на одержимость СМИ хайпами: поскольку будет возрастать зависимость от аудитории, то, как мне кажется, возрастет ее желание поддерживать качественные СМИ, которые будут предлагать качественный контент, глубокую аналитику, а не хайп. В свою очередь, возрастет и желание этих СМИ работать на качественную аудиторию. Сложно себе представить, что кто-то согласиться донатить СМИ из-за анекдотов или условных «поющих трусов», читатель согласится платить только за то, что для него действительно важно и полезно. Тем более, что аудитория, которая требует такой качественной информации, обладает достаточными средствами, чтобы за нее платить. Я сама уже подписалась на несколько СМИ и планирую расширить список своих подписок. Правда, еще остаются вопросы к удобству процесса подписки и управления ею, но в целом эти моменты уже неплохо проработаны.
О ротации СМИ в 2020 году
2020-й был нескучным на открытия, закрытия и переформатирования СМИ: закрылась бумажная версия газеты «Зеркало недели», заново запустился Forbes, восстал из пепла, поменял собственников и начал работу в обновленном формате «Бабель». Кто-то, как «НВ», приостанавливали выпуск печатной версии, а затем снова ее вернули.
О влиянии политических процессов на журналистику
В отличие от 2014—2015 годов, в 2020-м из журналистики в политику ушло не так много людей, тем более, значимых и профессиональных. Так что не могу сказать, что последние парламентские выборы заметным образом повлияли на кадровые вопросы. Например, Сергей Притула попытался «сходить в политику», у него не получилось и он, кажется, заявлял о намерении вернутся в журналистику, чему я была бы очень рада. Ведь он отличный шоумен и профессиональный создатель медийных продуктов. Кроме того, это будет хороший прецедент, потому что меня огорчает то обстоятельство, что многие мои коллеги после ухода в политику уже не видят возможности возвращения в журналистику.
О «Детекторе медиа» в 2020 году
О том, какие тексты «Детектора медиа» были самыми популярными у нашей аудитории в 2020-ом, можно прочесть тут. В основном это темы, касающиеся критического анализа политического вещания каналов или телеперсонажей, не чурающихся пророссийской пропаганды, кодирования спутника в Украине, информационных проявлений власти. Мне же сразу приходят в голову два текста нашего молодого талантливого колумниста об эфирах на каналах Медведчука, посвященных демонизации Сороса. Как написала мне одна коллега из Великобритании: «давно я так не смеялась», о тексте Ярослава.
А вообще лучше я назову наших авторов, которые целый год радовали качественными текстами и видеовлогами: уже упомянутый Ярослав Зубченко, Отар Довженко, Галина Петренко, Гала Скляревская, Ангелина Ломакина, Наталья Данькова, Юрий Космина, Борис Бахтеев.
Что касается вызовов, которые преодолевал в 2020-ом «Детектор медиа» – то, конечно, мы все учились жить по-новому в условиях ковида и локдаунов. Мы начали понемногу двигаться к монетизации, это игра в долгую, и мы только в начале этого пути. А наш главный вызов остается прежним: сохранять баланс, практиковать здоровую, конструктивную критику, а не критику ради хайпа или ради самой критики. Тем более это важно в воюющей стране, где, с одной стороны, вот уже вторая за годы после Революции достоинства власть заслуживает достаточно серьезной критики, в том числе и в области медиа и ее коммуникаций с обществом. А с другой стороны, я принадлежу к тем людям, кто полагает, что во время войны с внешним агрессором нельзя хейтить власть, тем самым ослабляя и ее, и само украинское государство. Если только власть не становится сама пособницей Кремля, конечно.
Ранее в рамках проекта Итоги 2020 топ-менеджеры украинской продуктовой IT-компании EVO Group рассказали экспертно-коммуникационной группе Импульс о том, что в 2020 году украинцы активней всего покупали на маркет-плейсах и как они изменили свои гардеробы.
