16:50
Неділя, 12 Лютого 2017

Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина.РУ» как лобби Москвы

Задолго до военного вторжения в Украину российские медиа вели целенаправленную работу по обработке сознания украинских граждан и внедрению информационных вирусов. Даже после аннексии Крыма и интервенции на Донбасс большинство российских проектов продолжают свою работу. Некоторые из них сменили названия, самые ярые пропагандисты переехали в Россию и вещают теперь оттуда. Переформатированию пророссийских проектов помогли и запреты на трансляции российских каналов в Украине. Вместо прямой и топорной пропаганды времен Кучмы-Ющенко-Януковича, в военное время российским проектам пришлось перестраивать свою политику и действовать методами мягкой силы, имитируя объективную журналистику.
Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина.РУ» как лобби Москвы
Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина.РУ» как лобби Москвы

В штаты таких проектов берут часть действительно про-украинских журналистов и они на профессиональном уровне делают свое дело. Но в целом работа таких проектов устроена по принципу Парето 80 на 20 — то есть 80% информации носит нейтральный характер,  а  оставшиеся 20% — являются российской пропагандой.

Хактивисты сообщества «MadUkrop$_Crew» приоткрыли некоторые тайны пророссийских проектов в украинском медиа-пространстве. На основе предоставленных ими  данных мы проанализируем почту российского журналиста Искандера Хисамова (полный дамп почты можно скачать тут).

Справка: Искандер Хисамов начинал журналистскую деятельность в Узбекистане, в 90-ые вынужден был переехать в Россию, где работал в ряде московских медиа. После Оранжевой революции приехал в Киев запускать украинскую версию российского журнала «Эксперт», где и руководил до 2009-го года. Постепенно примелькался в украинском медиа-пространстве и даже был в штабе кандидата в президенты Сергея Тигипко. Занимался запуском украинской версии российского журнала «Репортер», работал ведущим на канале UBR. Делал вид, что разбирается в украинской политике и имитировал бурную деятельность.

В wikipedia есть достаточно подробная биография Искандера Хисамова, которую с его согласия и правками залили туда подопечные еще в 2015-м году:

После Майдана Хисамов еще немного поработал в Украине, но похоже окончательно переехал  в Москву и сейчас работает главным редактором сайта Украина.РУ — российский проект, созданный государственным агенстсвом «Россия сегодня» (бывшее «РИА Новости»). Проект транслирует официальную позицию РФ в вопросах Украины.

Интересен бренд-бук этого проекта:

«Ресурс «Украина.ру» должен стать полноценным информационно-аналитическим изданием, посвященным Украине и ориентированным прежде всего на украинскую аудиторию.
По сути, он займет опустошенную текущей украинской властью нишу оппозиционных СМИ. Благодаря российской локации «Украина.ру» может свободно транслировать альтернативный взгляд на украинские реалии и представлять позицию миллионов граждан Украины, дружественно настроенных по отношению к России. В сознании читателей ресурс должен восприниматься как субъект украинского информационного поля» (описание проекта на 04.04.2016).

В запуске новых проектах в Украине Хисамову активно помогает украинский журналист Игорь Гужва. В 90-ые Гужва  работал в донецких изданиях, а с 2001-го года работает в Москве — сначала у московского политтехнолога Глеба Павловского, а затем в одной редакции с Хисамовым в «Эксперте». Затем он вернулся в Украину и работает главным редактором газеты «Сегодня» (принадлежит Ринату Ахметову и его SCM).

Переписка Хисамова и Гужвы охватывает период с 2009-го года и насчитывает почти 400 писем:

Активнее всего они общались в 2013-м году, когда Гужва снова покинул Украину и пробовал начать карьеру в Москве. Впрочем в Москве журналист Гужва оказался никому не нужен, а вот в Украине для него открылся новый фронт работ. Он становится владельцем холдинга «Мультимедиа-инвест групп», который за короткое время учреждает бесплатную газету «Вести», радиостанцию «Вести ФМ», еженедельник «Вести, «Репортёр» и канал UBR. Обычный журналист Гужва вдруг становится одним из украинских медиа-олигархов и мало кто может  понять, какой источник этого «быстрого старта».

После покупки спутникового канала UBR в июне 2013-го Гужва становится его генеральным директором. В команду канала он сразу зовет своего старого друга Хисамова, который начинает вести там передачу «Итоги недели».

Вот, кстати, интересные цифры по финансированию российских проектов. На неизвестном канале с минимальной аудиторией Хисамову в 2013-м году платили около 50 тысяч грн. в месяц. С чего зарабатывают такие проекты?

Уже спустя полгода продюсер канала UBR Сергей Логунов хвастается первыми успехами канала — всё еще не густо, но как-то надо оправдываться перед российскими спонсорами.

Однако, новостного канала не получилось. Еще летом каналу вынесли предупреждение за синхроны российских террористов в прямом эфире. Как они не пытались мимикрировать под украинские СМИ, но война расставила все по своим местам.

В 2015-м году Хисамов  работал главным редактором «Радио Вести».

Вот зарплатная ведомость проекта «Вести. Репортер» за 2013-й год.

Отметим, что проекты Хисамова также пытаются зарабатывать на рекламе, но все больше налом:

(Здесь видимо речь идет про его аналитический центр «Экспертный совет»)

Менялись проекты, а с ними менялся и сам Хисамов:

2015-м году он решил поучаствовать еще в одном проекте — чтобы на этот раз учесть все ошибки старых топорных пропагандистских площадок типа UBR и «Вести». Так в феврале 2016-го года появился проект «Страна.UA» — очередной новостной портал под руководством Искандера Хисамова.

Здесь достаточно долго пытались работать по принципу 80% «объективности» — 20% «пропаганды», но уши Кремля все равно были видны достаточно четко.

Однако, 5 марта 2016-го года Хасимов просит Гужву уволить его. Видимо, такой поворот событий поставил в тупик даже Гужву, потому общение на тему трудовой книжки затянулось.

Однако уже вскоре Хисамов возглавляет российский государственный проект посвященный Украине, сайт «Украина.РУ» — задачи те же, контент тот же, только теперь еще одна площадка, но уже официально в России.

Сразу после увольнения он начинает вербовку журналистов из Украины:

Причем все понимают в каком русле про Украину должен писать новый проект:

«И еще. Очевидно, что эта работа связана с публичным выражением позиции. Откровенно говоря, есть опасения, что ядреная пропаганда на сайте от своего имени закроет мне возможность вернуться в Украину. Если бы такая критика (а я предполагаю, что вы будете строить работу сайта на интеллектуальной критике) велась с площадки внутри Украины – это было бы ок. А с площадки в Москве … учитывая, как быстро распространяется информация – это может стать для меня проблемой. Возможно, вы развеете мои опасения. «

Надо отдать должное, что журналисты довольно циничные люди (или правильно писать «цЕничные»?) и прекрасно знают для кого пишут и что.

В украинском медиа-пространстве один за другим создаются проекты, на которых работают откровенно пророссийские журналисты. Некоторые проекты работают более топорно, другие пытаются имитировать объективность. Такие проекты всегда имеют хорошее финансирование и ни в чем себе не отказывают. Остается только открытым вопрос, почему такие проекты все еще работают в Украине?

Материалы были предоставлены InformNapalm.org представителями украинского  сообщества «MadUkrop$_Crew» на эксклюзивной основе.

MadUkrop$_Crew» для InformNapalm.org
Всі матеріали розділу / жанру:
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
8602
Переглядів
Коментарі
Код:
Им'я:
Текст:
Коментувати
Коментувати
Нові тексти на ДМ
2016 — 2018 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop