Ракурс. Клубный капустник
Начальницу ЖЭКа из бессмертной комедии Леонида Гайдая меня заставил вспомнить воскресный – 22 мая 2016 года – эфир канала «Футбол -1». Абсолютная аналогия: канал контрастов – если сконцентрироваться лишь на телепроектах, посвященных футболу Украины.
С одной стороны, потрясающий по эмоциям и продуманности показ проводов национальной сборной Украины в Киеве. Здесь надо поставить высокие оценки и создателям самого действа – национальной федерации, и в не меньшей степени – трансляторам. Респект продюсерам, режиссерам, операторам, комментаторам Ивану Гресько и Виктору Вацко, технарям, короче, всем кто участвовал в подготовке и производстве такого для отечественного футбольного ТВ уникального продукта.
С другой стороны, абсолютно ангажированный выпуск «Великого футбола». Было бы наивно с моей стороны ожидать чего-то другого, предвидя наперед верстку. А она диктовалась футбольными и околофутбольными событиями, что проходили в Украине на минувшей неделе. Все по порядку.
Наш дорогой Мирча Михайлович!
В эпоху крутого расцвета застоя Советского Союза, на отечественных кинодокументалистов и телевизионщиков из отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС (позднее переименованного в более «модерные одеяния» – идеологического отдела) в приказном режиме спускалась разнарядка: отснять «датский фильм». Ничего общего с замечательной страной Данией это не имело, директива велела произвести экранный «шедевр» к юбилейной дате очередного «верного ленинца». Отсюда и появились знаковые названия лент «Наш дорогой Никита Сергеевич», «Наш дорогой Леонид Ильич».
Юбилейной даты у главного тренера «Шахтера» Мирчи Луческу не было (сегодня уже следует прибавить слово «бывшего»), но повод был: уход коуча с занимаемого 12 лет поста, и вообще уход из украинского футбола.
Что говорить, несомненно, румын – специалист международного уровня. Спасибо скрупулезному и объективному аналитику футбола Евгению Гресю, который четко посчитал: «Луческу упрямо шёл к цели, ничего не стеснялся – и за 12 лет обыграл «Динамо» по титулам с общим счетом 22:14. Он оказался причастен к 11 перестановкам на тренерском мостике киевлян. Больше титулов с клубами Украины только у Валерия Лобановского – 25 включительно с эпохой СССР. Все это факты, которые некуда девать.
Как некуда деть и шапку «Браво, федерация!», обиду на «неправильных» судей, эпопею с «конфликтом интересов» в ФФУ, когда ею руководили «не те люди», и прочие «цыганские» штучки. Столько было рукотворных скандалов – посчитать сложно! Даже газете «Команда» бойкот объявлял! Значит, читал…» Женя, мое отдельное почтение за тонкий юмор в последней фразе.
Но я сейчас вовсе не о домнуле Мирче. Я о ВФ. При всем уважении к заслугам бывшего наставника «Шахтера» посвящение 2/3 эфира огромной передачи (хронометраж около одного часа 50 минут) только любимой команде и ее вчерашнему рулевому вызывает законный вопрос: мы смотрим информационно-аналитическую программу всеукраинского масштаба или капустник на клубном канале? Этим же вопросом задается активная публика футбольного интернета страны и социальных сетей.
В самом деле, на прошлой неделе так ли уж была бедна футбольная жизнь Украины, что многие ее аспекты просто выпали из поля зрения вездесущих тележурналистов? Завершая душещипательную тему «Нашего дорогого Мирчи Михайловича», нельзя не упомянуть и почти двухчасовый фильм собственного производства канала, посвященный этому герою. Фильм, который постоянно анонсировался в предыдущих выпусках ВФ и на который часто ссылались в студии в обозреваемом эфире. Впрочем, сам фильм мы проанализируем отдельно. Позднее. Когда дождемся результатов неких переговоров в Санкт-Петербурге.
Кстати, по этому поводу. Я сознательно почти не касаюсь эфира «Профутбола», конкретно, на мой взгляд, лучшего материала в обеих программах в этот футбольный телевечер, а именно обстоятельного и объективного интервью корреспондента ПФ Дмитрия Поворознюка с Раулем Рианчо. Не касаюсь, припасая его для сравнения с фильмом «Феномен Луческу». Странно, могут меня спросить, как можно сравнивать полнометражный фильм с телесюжетом. Можно. Если четко определиться в критериях и не страдать забывчивостью в пользу донецкого «гуру». Но, повторюсь, это позднее…
Страсти вокруг КДК
Кто спорит, поведение Романа Зозули и Руслана Ротаня в конце матче «Заря» – «Днепр» нельзя оправдывать. Последовал вердикт КДК ФФУ. И было бы наивно не предвидеть реакции итоговых телепередач по этому поводу.
Но, как и следовало ожидать, реакция реакции рознь. Вячеслав Щербо в ПФ сделал объективный и компактный, вместе с тем разнообразный по телевизионным формам интересный анализ и самого решения КДК, и мнений вокруг него, в частности, точки зрения президента ФФУ Андрея Павелко.
Материал главного редактора ВФ Владимира Крамара, даже вместе с синхронами тех же героев, вместе со студийными комментариями был пространным, размытым относительно реальных событий в Доме футбола, и выводов, которые там были сделаны. Следовательно, менее объективным.
Не поверю, что опытному репортеру не хватило профессионального мастерства, когда вместо интервью с ответственным секретарем КДК Игорем Грищенко, того выставляют лишь в секундном плане с ироничным авторским комментарием: «пьет водичку». А ведь Грищенко другим СМИ давал толковые, профессиональные объяснения: «Футболисты признали свою вину, заверили, что в будущем такие ситуации не повторятся. Поэтому, учитывая все обстоятельства, было принято решение ограничиться минимальной дисквалификацией».
Ответственному секретарю КДК еще повезло. На других членах комитета, что называется, камня на камне не оставляют в закадровых и студийных характеристиках ВФ. Случайно ли?
Тогда, как понять, что эфир за эфиром «внедряются» в массовое сознание вроде «бывалые адвокаты» Маркиян Ключковский и Дмитрий Коробко? Других эпитетов, кроме как «футбольные юристы» об этих законниках в передаче и не услышишь. Я полюбопытствовал у реально серьезного и авторитетного киевского адвоката Максима Варламова, который был не одно десятилетие топ-менеджером «Группы компаний «1+1»: действительно так важна столь странная специализация «футбольный юрист». В ответ Максим Валерьевич лишь рассмеялся, несмотря на долгие годы руководства всей правовой политикой «Плюсов», он не считает себя «телевизионным лоером». Ты или адвокат, или нет.
Так вот, к чему бы это постоянное капанье на зрительские мозги, в т.ч. функционеров ФФУ посыла, что, дескать, нынешние члены КДК как юристы слабаки, а вот Ключковский и Коробко, это чуть ли не Плевако и Кони нашего времени! Неужели для подготовки кадровой ротации в этом дисциплинарном органе? Тогда стоит напомнить, что Ключковский в свое время проиграл все разбирательства в дисциплинарных органах УЕФА и КАС в Лозанне по делу о договорняке «Металлист» – «Карпаты» и тогдашней дисквалификации харьковчан в евротурнирах. Да и за Коробко, кроме дешевого пиара со стороны канала «Футбол», особых адвокатских подвигов не замечено.
Ау, канал-транслятор!
Возвращаясь к «контрасту» между показом проводов национальной дружины и выпуском ВФ в минувший воскресный вечер, как и в предыдущие, все больше сомневаешься в дружеском, партнерском поведении тележурналистов по отношению к ФФУ, к футболистам и тренерам первой команды. Сия «прокурорская миссия» проявляется в разных деталях:
– Ярмоленко так публично и не извинился перед Степаненко, – считает ВФ. Теперь цитирую слова Андрея перед рукопожатием с Тарасом в Доме футбола: «Я полностью виноват. Надеюсь, что Тарас пожмет мне руку, и мы вместе будем готовиться к Евро». Ну, да. Не были на камеры произнесены слова: «Тарас, прошу прощения», хотя почему мы не должны верить Андрею Павелко, что ранее в его присутствии они были сказаны. И слова: «Я виноват!», – извинением уже не считаются? Кстати, эксперт ТК «Футбол» Морозов даже этих слов не выдавил из себя в адрес Ярмоленко, которого он ранее назвал «футбольным быдлом». Но об этом, естественно, в студии ВФ говорить не принято…
– Долгое обсуждение предварительного (!!!) заявочного списка сборной на Евро. Футбол тем и хорош, что каждый имеет право на свое мнение. Но, как говорится в известном анекдоте, «есть детали». Виктор Леоненко, само собой, знатный тренер, он же сборную прокуратуры готовил, куда там Фоменко с его достижениями только как наставника, и даже не футболиста. Тезис Леона: «Фоменко не самостоятельный, ему приказывают, звонят», – что это, если не оскорбление чести и достоинства? Кто дал право сомневаться в том, что для Михаила Ивановича, да и всего его тренерского штаба, собственное имя много значит за столько лет жизни в футболе, а ведь все знают: за результат отвечает именно наставник.
Что ему грозит за якобы непослушание анонимных в эфире ВФ «командиров»? Отставка до Евро? Бред. Отставка после Евро, как уверяет главный интеллектуал ВФ? Тогда тем более бояться нечего. Фоменко всегда был самостоятельной фигурой, именно из-за этого не раз терял работу. Изменит ли он своим принципам нынче? Нет, конечно. Тогда зачем вся эта мутная пена? Или это вдогонку нашим сборникам – отдельный привет от телеканала-транслятора?
– Обвинения Андрея Павелко со стороны ВФ в том, что в его президентскую каденцию – летом 2015 года уже вносились изменения в Дисциплинарные правила, а потому, мол, нечего пенять на «папередников». Для чего опять вносить изменения в ДП и регламент?
Ответ на поверхности: во-первых, достаточно ли нескольких месяцев (с марта до лета 2015 года), чтобы разобраться во всех дебрях футбольной юридической казуистики? Во-вторых, зачем ставить шлагбаум на пути постоянного улучшения нормативных документов ФФУ?
– «Развернутая предъява» федерации с привлечением «дружественных» руководителей обоих клубов-финалистов в реальной или мнимой ненаполняемости «Арены Львов» в финальном матче Кубка Украины. А своей доли вины в контрпропаганде: «во Львове нас недостаточно любят» – журналисты ВФ не чувствуют?
Предварительные итоги
ВФ, несмотря на приближающееся Евро, свою канонаду в адрес ФФУ и отдельных футболистов сборной не прекращает, даже усиливает. Для чего? Для того, чтобы не только КДК, но и руководство ФФУ поменять на «знатных специалистов»? Уж не на тех ли, кто «рулил» федерацией со 2 сентября 2012 по 23 января 2015 года? Чешутся руки повторить историю шестилетней давности?
И последнее, честно, давно хотел об этом написать, но из-за общих интересов отечественного футбола сдерживал себя. ВФ не боится, что из-за подобной редакционной политики к его микрофону на Евро не станут подходить киевские динамовцы? Причем пресс-служба ФФУ будет бессильна помочь телекамерам канала-транслятора. И что тогда делать?
Этот вопрос я задал на минувшей неделе одному из лучших журналистов канала «Футбол». С грустью в глазах он согласился и от себя добавил: «Не только динамовцы, но и футболисты «Днепра».
Не дай Бог, конечно! Ведь проиграют от этого, в первую очередь, миллионы украинских телезрителей, которые поневоле станут статистами на клубном капустнике ФК «Шахтер».