Московский визит Януковича

12 Березня 2010
40832
12 Березня 2010
03:02

Московский визит Януковича

40832
Нюансы освещения и интерпретации
Московский визит Януковича

Оценки официального набега Виктора Януковича на Москву расходятся со скоростью курьерского поезда: от восторженных заверений в его невероятной удачности и до таких же эмоциональных заявлений о безнадежном провале. Всё, что говорили «на камеры» новоизбранный Янукович, его кремлевский визави Дмитрий Медведев и российский премьер Владимир Путин, - всё это интерпретируется самым фантастическим образом - как во внешнеполитическом, так и во внутриукраинском аспектах.

 

Помимо обычных и неизбежных спекуляций для такого разброса мнений есть абсолютно объективные причины - над визитом витала невероятно плотная, почти физически осязаемая атмосфера лицемерия. Это, в свою очередь, предопределило путаницу и стыдливые недоговорённости того двусмысленного формата, в котором освещали визит российские официальные СМИ.

 

Мантра - ложь, хоть в ней намёк...

 

Повторяемое недоброжелателями, как мантра, утверждение, будто бы Януковича в Москве ждали с той же недоброжелательностью и с тем же раздражением, как пять лет назад Виктора Ющенко, - это, конечно, преувеличение. Даже если с заговорщицким видом «срывания всех и всяческих масок» в который раз напоминать, что на завершившихся выборах президента Украины московским фаворитом был не столько победивший Виктор Фёдорович, сколько проигравшая Юлия Владимировна.

 

Прежде всего, этот «двойной» расклад не был такой уж великой тайной - о действительных предпочтениях Москвы по ходу выборов писалось довольно много. Во-вторых, поддержка россиян оказывалась леди Ю в высшей степени аккуратно, без громких деклараций и государственных и межгосударственных мероприятий (как это было в 2004 году). В-третьих, московские дуумвиры на всех этапах нашей избирательной кампании никогда официально не «били горшков» с вождём регионалов и ни разу не открещивались от него формально. В-четвертых, на заключительном этапе кампании, когда стало понятно, что Янукович сохраняет преимущественные шансы на победу, уровень демонстраций симпатии к Тимошенко предусмотрительно был весьма существенно снижен.

 

Наконец, в-пятых. Хотя уже после первого тура с российской стороны делались разнообразно аргументированные намеки о желательности сохранить Тимошенко «хотя бы» премьером, однако в публичной сфере всё это происходило крайне деликатно, максимум - на уровне экспертов и журналистов из числа «официальных рупоров неофициальных мнений».

 

Ну, был еще 13 февраля загадочный блиц-визит главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина к только-только («предварительно») победившему Януковичу, но, как объявлено - исключительно с поздравлениями. Так что формально никаких препятствий к торжественной встрече дорогого гостя в долгожданной (5 лет как-никак) должности украинского президента не было.

 

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю...

 

Настоящая сложность заключалась в осознаваемой всеми двусмысленности ситуации. Янукович знал, что не был самым желанным гостем в своем президентском статусе. Это знали (и знали, что он тоже это знает) и московские дуумвиры, и российские медийщики.

 

Последние, помимо прочего, знали, что на протяжении всей кампании вовсе не случайно держали низкий тон, освещая деятельность «российского претендента» Януковича. (Однажды осенью в «Вестях» даже глумились над ним - вы не поверите! - за поднятое в очередной раз «на щит» обещание повысить статус русского языка.) Знали также, что не без труда, но последовательно разделяли в «украинских» новостях материалы о «конструктивной» Тимошенко и «неконструктивном» и вообще «помаранчевом» Ющенко.

 

Впрочем, это - мелкие сложности «осветителей», приведшие лишь к паре симптоматичных, но безобидных «ляпов». Сложней было дуумвирам.

 

Тон и категоричность предшествовавших визиту заявлений Януковича - прежде всего о пересмотре газовых контрактов - недвусмысленно свидетельствовали о том, что «измену» Москвы с Тимошенко он очень хорошо сознаёт, жаждет компенсаций и уверен, что может на них рассчитывать - под знаменем ожидаемого народами Украины и России «крутого поворота в наших отношениях».

 

Виктора Федоровича ждал очень холодный душ. Он не первый, кто столкнулся с прекрасно налаженной у дуумвиров работой по модели «добрый коп» и «злой коп».

 

Дмитрий Медведев легко и даже с удовольствием исполнил все формальные реверансы, всю протокольную «брызгу-дрызгу с бубенцами и колокольцами». И на открытых для журналистов этапах переговоров, и на совместной пресс-конференции царили полные «дружба-фройндшафт» и «хинди-русси-бхай-бхай!!». Правда - без внятной экономической конкретики, особенно без желанного - «жалуем тебе, Виктор Фёдорович, за верность твою, 80-процентную скидку на газ и повышение втрое цены за наш транзит в Европу». Чего не было - того не было.

 

Было много правильных и ожидаемых слов. Много наилучших пожеланий и еще больше - туманных взаимных обязательств в информационной, гуманитарной и идеологической сферах. Туман развеялся в ходе встречи со «злым следователем» Путиным. Роль «злого» дополнительно облегчалась для главного дуумвира еще и тем, что пять лет назад никто иной, как Путин - один из немногих! - сражался за президентство Януковича, ставя на кон и свою репутацию, и свой лелеемый имидж борца за «диктатуру закона».

 

Не только подставившись со своим двукратным поспешным поздравлением, но и отстаивая затем обоснованность этих поздравлений на пресс-конференции в Лиссабоне (23 ноября 2004 г.). Так что даже если бы у российского премьера могли быть какие-то терзания из-за «неправильно» сделанной ставки на выборах (что маловероятно само по себе), то в отношении конкретно Януковича именно он, Путин, наверняка считает себя совершенно свободным от каких бы то ни было неформальных обязательств.

 

Шекспиру и не снилось

 

Небольшой открытый для журналистов фрагмент «начала встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Украины В.Ф.Януковичем» - это нечто. «Штука посильней», чем протоколы ялтинских переговоров союзников в феврале 1945 года.

 

«В.Ф.Янукович: ... сейчас и внутренняя, и внешняя политика Украины будет очень серьезно откорректирована с учетом точки зрения украинского народа. Сейчас на встрече с Президентом России Дмитрием Медведевым я сказал о том, что нам хочется круто изменить, сделать крутой поворот в наших отношениях...». (Из стенограммы)

 

Это - финальный аккорд первой «атаки». Смысл понятен - давайте решать вопросы, я уже договорился со «старшим» (на самом деле Янукович знает, кто в дуумвирате «старший», но надо же ему было к чему-то апеллировать).

 

На всю эту тираду («атака» в целом продолжалась в 7,6 раза дольше финального аккорда) короткий ответ - одна лаконичная фраза. Из стенограммы: «В.В.Путин: Вступайте в Таможенный союз». Точка. Конец цитаты.

 

Меньше всего это было похоже на то, что «Путин пригласил Украину присоединиться к Таможенному союзу» - как поспешили интерпретировать и российские, и наши, и зарубежные СМИ. Стенограмма, тем более фрагмент, не передаёт ни контекста, ни нюансов. Не передаёт ледяного взгляда Путина за секунду до произнесения своей реплики, ни его сдержанной «питерской» улыбки в кулак, ни переходящей в смешок кривой ухмылки сидящего рядом Михаила Зурабова (недавно вручившего, наконец, свои верительные грамоты посла РФ в Украине).

 

Дело в том, что как член ВТО Украина не может просто вот так «взять и вступить» в Таможенный союз. И, судя по весёлому смеху, зазвучавшему на российской стороне переговорного стола, Путину это прекрасно известно.

 

Вторая «атака» была компромиссным вариантом между попыткой «давить на жалость» и желанием сказать что-то ужасно приятное для собеседника («Не надо скупиться на лесть» - советует Станислав Белковский в недавней примечательной статье).

 

«В.Ф.Янукович: ... за эти 5 лет Вы продвинулись далеко вперед, и не случайно сегодня Россия уже вошла в посткризисный период. Я почувствовал настроение людей, когда был на съезде "Единой России" в Санкт-Петербурге, и в докладах и Президента России, и Премьер-министра звучал оптимизм (...) Россия за этот период времени четырежды меняла социальные стандарты: поднимала заработные платы, пенсии, социальную помощь. Украина - ни разу (...) И сейчас перед новой властью в Украине стоит непростая задача: как минимум, догнать Россию. И мы надеемся, что мы это сделаем, в том числе и с Вашей помощью (...) Я думаю, что российский народ, может быть, еще не понимает до конца той цены стабильности, которая есть в России...». (Из стенограммы.)

 

Всё это не произвело на Путина ни малейшего впечатления. И тогда Янукович приоткрывает своё секретное оружие: «Я уверен глубоко в том, что поджигателей и, как говорят, политиканов хватает везде, в том числе и в России их много...». Это был выпад. Ещё трёх месяцев не прошло после телеэфира, в ходе которого Путин рассказывал, как успешно и конструктивно он, как глава правительства РФ, сотрудничает с украинским премьером Тимошенко и какие в этом сотрудничестве запланированы дальние перспективы. Фамилия будущего украинского президента даже не упоминалась.

 

Но дожимать скользкую и небезопасную тему - по крайней мере, в этой открытой части беседы - Янукович не рискнул, и вывернул на «шутку юмора»: «Если бы вам немножко добавить этих политиканов с Украины, вы бы поняли, что такое политиканство...»

 

Далее, по стенограмме:

«В.В.Путин: Спасибо.

В.Ф.Янукович: Я не желаю вам этого, но, как говорят, все познается в сравнении.

В.В.Путин: Пришлите нам лучше сала.

В.Ф.Янукович: Мы этот путь прошли еще не до конца, потому что у нас в Украине еще продолжаются политические страсти...».

 

И т. д. Стоит обратить внимание на то, что реплику про «сало» (как ранее и про Таможенный союз) В.Ф.Янукович проигнорировал. Шутка была обидной и грубоватой. Во всяком случае, куда грубей, чем тонюсенькая шпилька про российских политиканов. Так прямолинейно - «Пусть жену свою учат щи варить!» - Путин шутит, если злится. Похоже, он очень хорошо понял «тонкий намёк» Януковича. В отличие от многомиллионной аудитории теленовостей на всех каналах.

 

Дальше ничего особо острого как будто не было. Янукович на все лады говорил о необходимости «в самое ближайшее время» «сделать очень серьезную ревизию того, что произошло. И все перекосы, которые были, искусственные барьеры нужно будет, как минимум, убрать...».

 

А Путин произнес завершающий спич: «Мы знаем, что Украина пострадала больше, чем Россия, но и российская экономика столкнулась с существенными проблемами и сложностями. У нас сократился объем производства, снизился уровень заработной платы...».

 

Это был ответ на высказанные (и особенно на невысказанные) пожелания Януковича, а вовсе не приступ самоуничижения, как можно было бы подумать сгоряча, поскольку продолжал Владимир Владимирович уже в куда более приподнятом духе. «Мы... продолжили или, даже вернее, начали пенсионную реформу, которая связана с существенным повышением доходов пенсионеров... При этом... нам удается улучшать макроэкономические показатели...» и далее: «Без всяких сомнений, мы должны сделать все для того, чтобы восстановить утраченное за предыдущие пять лет и наметить перспективы развития...».

 

Наконец, резюме: «Мы, еще раз повторяю, очень рады Вас видеть, и надеюсь, сегодня удастся поговорить практически по этим вопросам. Конечно, ожидаем хотя бы в первоначальном режиме создания коалиции в украинском парламенте и, как следствие, Правительства Украины - нашего основного партнера, с которым мы надеемся выстроить нормальные, конструктивные, рабочие отношения...».

 

Перевод: Фёдорович, у нас полно своих проблем, и их решение должно откуда-то финансироваться. Поэтому забудьте про «братскую» помощь. Ну, а если у вас есть действительно серьёзные деловые предложения, и, главное - когда у вас появятся люди, которые будут способны эти предложения сформулировать, а также гарантировать их выполнение - тогда будет предмет взрослых переговоров. Ну, а пока пойдём просто «поговорим».

 

Что недоговорил Белковский

 

Как это ни парадоксально, но брошенная Путиным реплика о Таможенном союзе - действительно ключевая. Если, конечно, правильно её расшифровать. Очевидная интерпретация «Вступайте в Таможенный союз», как «Прекращай попусту трындеть» - не только излишне брутальна, но и малоконструктивна.

 

На самом деле в такой шутливой форме (на российской стороне стола ведь засмеялись) Януковичу дали понять простую и очень неприятную вещь. А именно - понимание партнерами по переговорам того, что возможности манёвра украинского президента ограничены чрезвычайно узкими рамками уже сложившихся реалий. Таких, как членство Украины в ВТО, или, скажем, наличие уже действующих газовых контрактов. Контрактов, которые вполне (как неоднократно повторялось) устраивают Москву, и если они тяжелы для Украины - то это не московские проблемы. Точно так же, как ущемления и ограничения, вытекающие из обязательств Украины по членству в ВТО, не являются проблемами Всемирной торговой организации.

 

Проще говоря - Виктору Януковичу практически нечего предложить взамен тех преференций, на которые он надеялся и на которые, судя по всему, очень серьезно рассчитывал. Точнее - ему нечего предложить такого, что не было бы (и не выглядело бы!) прямой и недвусмысленной «сдачей на капитуляцию».

 

Тут он мог бы сказать отдельное «спасибо» своей конкурентке. Можно относиться даже с восхищением к патриотическим лозунгам «защиты Украины», - с которыми Юлия Владимировна Тимошенко раз за разом поднималась против неравноправных (кстати, действительно совершенно не равноправных) взаимоотношений с Москвой и в частности с «Газпромом». Но результаты больших и малых «газовых войн» восхищения вызывать никак не могут, поскольку каждый новый «мир» заключался на всё более тяжёлых для Украины условиях.

 

А самое «стратегическое» последствие многоразовых бесславно проигранных войн заключается в том, что Европа, до последнего (как минимум, до марта прошлого года, когда была подписана Брюссельская декларация о модернизации нашей ГТС) старавшаяся поддерживать Украину в этом неравном противостоянии, сделала окончательный выбор. Не в нашу пользу. Осенью с поражающей воображение стремительностью были собраны и оформлены все документы, которых недоставало для «отмашки» начала строительства обходных «потоков».

 

Похоже, реальные последствия этого решения категорически не хотят (или не могут) учитывать ни наши политики, ни эксперты, ни чиновники заинтересованных ведомств. Поразительно, но в этом жизненно важном для страны вопросе до сих пор царит фантастическая неразбериха - микст из патриотического апломба, географического невежества и инфантильных надежд на то, что если хорошенько поплакать и чего-нибудь пообещать - вся проблема сама собой рассосётся.

 

Надежды Януковича на то, что реанимация пресловутого «консорциума» способна заставить Москву отказаться от строительства «потоков» - в какой-то мере дают представление о степени непонимания реального положения дел. В частности, того, до какой степени далеко зашло развитие проектов, в которых накрепко связаны не только уже потраченные миллиарды, но также прямые контрактные интересы концернов E.ON, BASF AG, ENI и др., за которыми стоят правительства Германии и Италии. А также правительств полутора дюжин государств - от Швеции до Турции, - склонить которые к одобрению проектов было делом очень непростым, хотя, скажем, «Северный поток» уже несколько лет имеет официальный статус «приоритетного» для ЕС.

 

В декабре прошлого года Сильвио Берлускони хвастался на пресс-конференции (в Риме, 3 декабря) как чуть ли не самолично уламывал на одобрение «Южного потока» турецких министров. Возможно, сверхэмоциональный итальянский премьер несколько погорячился, преувеличивая сложность задачи и свои персональные заслуги. Однако невозможно (вообще ни при каких условиях) представить, чтобы Путин и Медведев пошли объяснять Берлускони, Меркель и Саркози, что всю затею можно смело сворачивать - поскольку в Украине победил Янукович, который... Который - что? Ну... сделал предложение, от которого... М-да...

 

Как «зажигают» эксперты

 

«Всевозможные ‘голубые потоки', ‘белые потоки', ‘зеленые потоки' будут такими же прожектами, как разворот сибирских рек» (из интервью советника премьер-министра Украины Сергея Пашинского, народного депутата Украины, члена комитета ВР по вопросам ТЭК, «Главред», 27 ноября 2009 г.)

 

Про «белые» и «зеленые» потоки, признаюсь, никогда не слышал. А вот что касается конкретно проекта «Голубой поток» - то он давным-давно построен «Газпромом» в партнерстве всё с той же итальянской ENI, и с 2005 года качает себе газ в Турцию. (Вероятно, это обстоятельство существенно помогло Берлускони уговаривать Анкару одобрить и новый «Южный» проект.)

 

Не стоит чрезмерно сурово судить Виктора Федоровича. Его наивность губительна, но, по всей видимости, неизбежна в условиях, когда даже «патентованные» эксперты вместо своих прямых экспертных обязанностей предпочитают предаваться виртуальным прелестям манипулятивных «технологий».

 

Два маленьких события последних недель. 2 марта в Москве подписано соглашение о присоединении Хорватии к проекту «Южный поток». А днем ранее в Париже подписан Меморандум о вхождении французской GDF SUEZ в проект «Северный поток» и об увеличении поставок российского газа.

 

В отличие от украинских экспертов, уверенных в неизбежном и скором крахе обходных «потоков» (по разным причинам - из-за падения конъюнктуры или вследствие «сланцевого прорыва», или «рапсовой революции» и т. п.) - какие-то неграмотные граждане сохраняют наивную уверенность в том, что «потоки» будут достроены и принесут участникам прибыль.

 

Я всегда говорил, что главная наша проблема в том, что все эти иностранные джентльмены вместо того, чтобы читать украинских патриотических экспертов, тупо пялятся в свои буржуйские гроссбухи и космополитичные калькуляторы. С другой стороны, их можно понять: в конце концов, они рискуют своими многомиллиардными вложениями. В отличие от наших экспертов, которые не рискуют ничем. Даже своей репутацией.

 

Валерий Зайцев, «Новые Грани»

 

Фото - www.itar-tass.com

 

 

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
40832
Читайте також
Коментарі
2
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Олександр Михельсон
5368 дн. тому
Шикарна стаття, реально. Зокрема, в передостанній частині, де йдеться про відсутність поля для маневру в Януковича (до речі, "Главред" теж те саме писав, причому ще перед візитом Януковича - хоча й далеко не таким гарним стилем, безумовно). Тільки не зовсім ясно, до чого там Бєлковскій :)
читаДтч
5370 дн. тому
Браво! За финальный абзац - отдельное спасибо.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду