Консерва Кремля, тираны в семье, вражда с Россией: о чем говорили ток-шоу в третью неделю марта
Кого мониторили: «Головна тема», канал «Україна»; «Право на владу», «1+1»; «Украинский формат», NewsOne; «Свобода слова», ICTV.
Период мониторинга: 18–24 марта 2018 года.
«Головна тема», «Украина», 18 марта 2018 года: новый закон о противодействии домашнему насилию
Тема: «Тиран в семье: как в Украине борются с семейным насилием и почему ничего не получается». Программа изобиловала взаимоисключающими посылами и в итоге не дала понимания, как бороться с насилием в семье. Расставленные акценты скорее подтверждали, что женщины (речь шла о них), в общем-то, заслужили, чтобы с ними вели себя жестоко.
Гости: Андрей Ткачев, помощник председателя Национальной полиции Украины; Виктория Кристова, юрист, нотариус; Елена Рыхальская, кандидат психологических наук; Елена Сукманова, замминистра юстиции Украины.
О чем говорили. Акцент программы был смещен на действия полиции в случаях, связанных с семейным насилием. Поводом для разговора стал новый закон о противодействии насилию в семье, однако сам закон, по сути, не анализировали. Программа снова изобиловала страшными историями, часть которых фактически оправдывала стереотипное отношение к женщинам; ненаучными экспериментами и субъективными выводами. Чего стоил сюжет, в котором журналисты отправились в патруль вместе с полицейскими. «Правдой жизни» оказалось, что женщины чаще всего либо бьют кого-то сами, либо не обращаются в полицию, если вред причинили им. В общем, «сами виноваты». Также в сюжете рассказали об Андрее Гурьянове, которого оболгала жена, и теперь он не может видеться с детьми. Таким образом авторы программы практически оправдали семейное насилие. Не помогла даже жуткая история главной героини программы, которую много лет избивал муж.
Обсуждение в основном касалось правовых вопросов. Ведущая Елена Кот, анализируя эффективность работы полиции, заявила, что «ситуация в стране не изменилась», не подкрепив это утверждение никакими данными. А присутствующая в студии кандидат психологических наук апеллировала к тому, что женщины боятся, однако не объяснила ни базовых причин этого страха, ни сути виктимного поведения, созависимых и деструктивных отношений, не говоря уже о том, как из них выйти. В программе не было представлено достаточных данных о ситуации с насилием в семьях: акцент был смещён на частные случаи, вызывающие бурю эмоций, но не помогающие аудитории прийти к комплексным выводам.
В общем, эта программа только подкрепила стереотипы и предубеждения относительно женщин, потерпевших от насилия в семье.
«Свобода слова», ICTV, 19 марта 2018 года: реакция на выборы президента России и судьба договора о дружбе и сотрудничестве
Тема: Как Украина отреагирует на переизбрание президента России Владимира Путина и что будет делать с договорами о дружбе и сотрудничестве.
Гости: Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады Украины; Сергей Соболев, народный депутат, зампредседателя фракции ВО «Батьківщина»; Максим Бурбак, лидер партии «Народный фронт»; Анатолий Гриценко, лидер партии «Гражданская позиция».
О чем говорили. Россию в программе определили как психически больную страну. Такой диагноз поставила Ирина Геращенко. По её мнению, россияне спокойно относятся к войне и у них высокий порог терпения, поэтому и переизбрали Путина. С этим никто не спорил; также Ирина Геращенко акцентировала на том, что договор о сотрудничестве с Россией разрывать не стоит, потому что он будет автоматически приостановлен после окончания срока действия. Но пока это инструмент для влияния на Россию: «Мы хотим не просто заставить Российскую Федерацию выполнять этот договор, но и ответить за то, что они его нарушили».
Вторая тема, обсуждавшаяся в студии, — приватизация газотранспортной системы Украины. Предположение-вопрос ведущего Вадима Карпьяка о том, что сопротивление Юлии Тимошенко приватизации газотранспортной системы на руку президенту России, вызвало достаточно длинный полудемагогический монолог ее зама, Сергея Соболева, который не преминул заявить о неэффективности нынешней власти и, безусловно, правильной позиции и плодотворной работе своего лидера.
Третья тема — возможность голосовать для вынужденных переселенцев из оккупированных территорий. Пожалуй, самым коротким стало пребывание в эфире депутата от «Народного фронта» Максима Бурбака. Его спросили: если Крым мог голосовать за российского президента, почему проукраинские переселенцы не могут голосовать на своих выборах? Бурбак был краток: все решит новый закон о выборах. Удивило и решение создателей программы дать слово Анатолию Гриценко для рассуждений о том, как Украина должна противостоять попыткам Путина раскачать политическую ситуацию в нашей стране.
«Украинский формат», NewsOne, 21 марта 2018 года: Савченко — героиня, враг народа или террористка?
Тема: Надежда Савченко — террорист или героиня? События, связанные с ней, — это всерьез или отвлечение внимания от чего-то более важного? От чего? «Это дело» ведущие назвали «сенсационным», но разобраться в нем, как они планировали, похоже, не получилось. Зато получился скандал, обвинения и хлопанье дверью студии.
Гости: Надежда Савченко, внефракционный народный депутат; Нестор Шуфрич, народный депутат, партия «За жизнь»; Игорь Мосийчук, народный депутат, Радикальная партия Олега Ляшко; Иван Крулько, народный депутат, «Батькивщина»; Кирилл Куликов, экс-народный депутат; Святослав Пискун, экс-генеральный прокурор Украины; Евгений Балицкий, народный депутат, «Оппозиционный блок»; Игорь Побер, народный депутат, БПП; Сергей Куницын, народный депутат, БПП; Евгений Дейдей, народный депутат, «Народный фронт»; Вадим Карасев, политический комментатор.
О чем говорили. Накануне лишения неприкосновенности и задержания Савченко «Украинский формат» сделал из неё героиню вообще и главную героиню сериала «Террорист номер один». Похоже, поводом для её приглашения стало заявление о готовности баллотироваться в президенты в 2019 году. В эфире было много экспрессии и мало рационального, а о возможных смертях сотен людей в результате якобы планировавшегося теракта говорили между прочим — мол, «настроения людей такие».
Из позитивного: в студии были два представителя Блока Петра Порошенко, которые получили достаточно времени для того, чтобы высказать свою позицию. Из негативного: в студии произошел скандал, на который ведущие отреагировали не вполне профессионально.
Савченко, безусловно, задала высокий градус дискуссии. И ведущие явно были на стороне своей коллеги (напомню, Савченко — ведущая авторской программы на NewsOne).
Тигран Матриросян и Василий Голованов не реагировали на оскорбительные высказывания Надежды в адрес генерального прокурора, причем касавшиеся не его профессиональных компетенций, а качеств личности. Они сделали замечание только Вадиму Балицкому, который назвал власть «сраной». Кроме этого, когда в адрес Савченко критически высказался Игорь Мосийчук, в итоге обвинивший присутствующих в призывах к терроризму и покинувший студию, ведущие не задавали уточняющих и актуализирующих вопросов, а фактически выступали в её защиту.
Демарш Мосийчука вызвал у ведущих что-то вроде уязвлённого самолюбия, которое они выместили на депутате Иване Крулько: не давали ему ничего сказать, пока он фактически не поклялся, что не покинет эфир.
Параллельно с этим кошмарил аудиторию и представитель «Оппозиционного блока» Евгений Балицкий: «Мы сегодня находимся на грани. Это сигнал, если мы его не учтём, если мы не сделаем сегодня выводы, это может произойти действительно. Только это будет гораздо страшнее, Украина захлебнется в крови и разлезется на куски, не дай Бог». Его коллега по парламенту Нестор Шуфрич («За жизнь») был мягче, но ненамного: «Це спекуляція влади і вони використовують цю війну, щоб дурити народ».
Стратегически же идеология программы не изменилась: «Украинский формат» выпячивает достижения Юлии Тимошенко и её политической силы, при этом всячески критикуя действующую власть в лице Петра Порошенко. В этот раз реверансы в сторону Порошенко делал Вадим Карасёв. А под конец ведущие заявили, что цель программы — показать настроения людей («94 % проголосовавших считают Савченко героиней») и что «есть очень серьёзный запрос на нормальную жизнь и нормальных спокойных конструктивных политиков». Тут же, кстати, и о выборах напомнили.
«Право на владу», «1+1», 22 марта 2018 года: Надежда Савченко и рука Кремля
Тема: Та же, что в «Украинском формате». Однако если там Савченко была скорее героиней, то на «1+1» скорее террористкой. Савченко побывала в студии программы неделю назад, а на момент эфира 22 марта её уже задержали. В этот раз её позицию отстаивала сестра Вера, которую включили в эфир.
Гости: Артур Герасимов — народный депутат, глава фракции БПП; Сергей Высоцкий — народный депутат, «Народный фронт»; Роман Бессмертный, участник минских переговоров 2015-2016 годов; Егор Соболев, народный депутат, «Самопомощь»; политкомментаторы Виктор Уколов и Тарас Загородний. Включения: Вера Савченко, сестра Надежды Савченко; Марк Фейгин, адвокат Надежды Савченко в России. Не пришел: Юрий Луценко, Генпрокурор Украины.
О чем говорили. Кроме собственно Савченко, обсуждали руководителя «Офицерского корпуса» Владимира Рубана, с которым она якобы готовила теракт; Виктора Медведчука, которого называли агентом Кремля и причастным к освобождению Савченко в России, что он сам признаёт, хотя знакомство с Надеждой отрицает; Кремль и ФСБ России (собирательный образ тех, кто воюет с Украиной); Порошенко (собирательный образ политической системы, не справляющейся с вызовами) и совсем немного поговорили о народном депутате Евгении Мураеве, якбы финансирующем защиту Савченко.
Баланс мнений в эфире не был соблюдён хотя бы потому, что присутствовали далеко не все вовлечённые в процесс политические силы. Да и сама постановка вопроса «террористка или героиня», по сути, была манипулятивной и уводила от понимания происходящего с Савченко. Фабула программы была выстроена так, что заявления спикеров, не согласных с такой постановкой вопроса и с таким подходом к обсуждению истории Савченко, тонули в язвительных, эмоциональных, граничащих с хамством репликах ведущих программы. В эфире звучали призывы действовать по закону и провести полноценное расследование, однако ведущие акцентировали на другом — например, на том, есть ли у Савченко проблемы с психикой. При этом тему смерти в целом обсуждали как нечто абстрактное и незначительное.
Участники шоу либо защищали Савченко (Артур Герасимов), либо атаковали (Роман Безсмертный), а также занимались псевдоанализом личности Савченко, реагируя на вопросы ведущих вроде «кто отнесется позитивно к тому, что его родственники или близкие люди могут стать жертвами теракта?».
Кроме этого, много внимания в программе уделили теме Медведчука, «щупальца» которого ведущая предложила рубить как можно скорее, а также «руке Кремля», которая якобы просматривается в действиях Надежды Савченко. Как сформулировала Наталья Мосейчук, «Надія Савченко — це консерва, яку відкрили саме зараз, під цю ситуацію». В конце программы ведущие решили предоставить «слово владі, для того, щоб влада пообіцяла, що вона буде душити корупціонерів і вона це зробить для того, щоб вам подобатися». «Власть» в лице Артура Герасимова назвала первоочередной задачей обеспечить безопасность украинцев. Главный вопрос, ответ на который должны были искать в программе, потерялся где-то на пути к концу эфира.