Ни информации, ни праздника
9 мая – особый день. Хотелось бы, чтобы посвящённые Дню победы сюжеты новостей и создавали особое настроение, и подчёркивали значение события, происшедшего 63 года назад, и объективно отражали сегодняшнее отношение украинцев ко Второй мировой войне – и всё это без сенсационности, деликатно и тактично. В предыдущие годы в выпусках новостей было два слабых места – во-первых, стремление привязать празднование победы к текущей политической ситуации, и во-вторых – чрезмерное внимание к коммунистической символике победы: в силу исторических обстоятельств она стала неотделимой от даты 9 мая, но вовсе не до такой степени, чтобы её пропагандировать.
Итак, 9 мая 2008 года. С особым настроением в большинстве выпусков не сложилось. Дежурные репортажи о дежурном событии – пусть главном событии дня, но такие же отстранённые, констатирующие. Праздничные по контексту видеоряда, но не по текстам и интонациям журналистов. Единственным исключением был, пожалуй, выпуск «ТСН» («1+1», 9 мая, 19:30): «Радість зі сльозами на очах. Слова відомої пісні точно відображають суть перемоги над гітлерівською Німеччиною 9 травня 1945-го. 1418 днів найстрашнішої в історії війни, яка стала частиною Другої світової, яку назвали Великою вітчизняною. І майже 27 мільйонів загиблих» (Олесь Терещенко) и «Український рахунок у цій війні – вісім мільйонів» (Людмила Добровольская).
Вот только ценой эмоций стало повторение советских агитационных штампов – словно без них победа утратила бы своё значение, а День победы – свою праздничность. «27 миллионов» – это количество погибших граждан СССР, причём не точная цифра, а всего лишь одна из оценок, и оценок советских, когда многие жертвы замалчивались или не считались «своими». 1418 дней – это срок с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Но ведь 9 (или 8) мая – это не только День победы СССР в Великой отечественной войне, это – общепринятая в Европе дата дня победы над гитлеровской Германией. Для многих украинцев война началась гораздо раньше: для жителей Западной Украины – 1 сентября 1939 года, в день нападения Германии на Польшу. Повторение советских штампов равносильно объявлению жителей Галичины, Волыни и Закарпатья «лишними» на этом празднике, «не вполне украинцами», частью украинцев, которой можно пренебречь.
Если эмоциональная сторона выпусков новостей была не на высоте, то ещё больше это касается их информационной стороны. Единственное, о чём сообщили все телеканалы, – это марш ветеранов по Крещатику в Киеве с участием президента Ющенко и других руководителей государства. Вероятно, правильно поступили «Новини» Первого национального (9 мая, 21:00), вскользь упомянув, что «сьогодні в урочистих подіях узяла участь уся верхівка, окрім прем’єра», и не вдаваясь в подробности, почему премьера не было. С другой стороны, если причина была уважительной, прочему бы двумя словами этого не упомянуть? Если же нет, то, вероятно, этот факт заслуживал на более детальное упоминание где-нибудь ближе к концу программы, в блоке текущей информации. Важное общественно-политическое событие осталось нерасшифрованным; соответственно, его значение – неоцененным; в дальнейшем это может привести к спекуляциям. Выпуски новостей остальных телеканалов вообще не упомянули об отсутствии на Крещатике Юлии Тимошенко, разве только «Вчасно. Про головне» (НТН, 19:00) сообщили, что «не було прем’єра Тимошенко та лідера опозиції Віктора Януковича – він у відрядженні». О причине отсутствия Тимошенко – ни слова. Итоговые программы тоже не распространялись на эту тему. Что должны были думать зрители? Что разногласия с Ющенко занимают в шкале ценностей Тимошенко более высокое место, чем память о победе?
Роль Виктора Ющенко также была представлена таким образом, что это могло вызвать искажённое представление. «Героїчний супротив фашистським загарбникам чинили мужні борці за незалежність України – воїни УПА. Українці боролися в різних арміях», – именно этот синхрон президента с именно этим фрагментом текста подали «Новини» Первого национального, «ТСН» (9 мая, 19:30) и итоговый выпуск «ТСН» на «1+1» (11 мая, 19:30), «Подробности» («Интер», 9 мая, 20:00), «Факты» (ICTV, 9 мая, 18:45, синхрон был несколько продолжен словами: «Вони боролися за одну мету – за честь і свободу Вітчизни, за щастя свого народу. Перемога в Другій світовій війні відкрила українцям шлях до здобуття в 1991 році державної незалежності»), «Програма Час. Важливо» (5 канал, 9 мая, 21:25), «Вчасно. Про головне» (НТН, 9 мая, 19:00), «События» («Украина», 9 мая, 19:00).
Какой-либо другой синхрон Ющенко дали только «События» («Украина», 9 мая, 19:00): «В цьому тості і в вашій особі я хотів би вклонитися всім людям, які боронили нашу землю від фашизму, царство небесне тим, кому не довелося дожити до перемоги, хто немає сьогодні серед нас, і хай Бог дарує многії благі літа вам і всім живучим. За ваше здоров’я! За ваше здоров’я!», да ещё «Новини» Первого национального: «Це рядовий Ющенко» и «Нехай Бог дарує многі благі літа вам і всім живучим. Дай Боже вам». Выпуски новостей других каналов ограничились только синхроном, где упоминалась УПА, но прямым текстом не упоминалась Красная армия.
Какими были подводки к «суперпопулярному» синхрону? «Новини», Первый национальный, Юрий Спасокукоцкий: «Вже кілька років поспіль Віктор Ющенко у вітальній промові згадує і про боротьбу УПА проти фашизму. Щоразу представники радянських ветеранських організацій висловлюють незгоду з ідеєю примирення всіх учасників війни». Итоговый выпуск «ТСН», 11 мая, Олесь Терещенко: «Ветерани у медалях та орденах ще милують око, але і далі не пробачають. Індивідуальна спроба президента у святковій промові визнати повстанчу армію воюючою стороною зазнала фіаско». «Подробности», «Интер», Роман Недзельский: «Там перед фронтовиками традиционно выступил президент. Благодарил за подвиг, но как только вспомнил воинов УПА, со стороны ветеранов послышались неодобрительные возгласы». И так далее. Всё это было бы нормально, если бы упоминание об УПА не было подано как главное, о чём сказал президент. А так подводки выглядят крайне искусственными, словно вырвать из контекста именно эти слова Ющенко было самоцелью, и самоцелью всеобщей.
Превзошёл всех выпуск «ТСН» («1+1») 9 мая, в котором Сергей Швец сделал такую подводку к синхрону Ющенко: «Поки переможці займали місця біля Музею війни, Віктор Ющенко оглядав його експозицію. Потім виступив із промовою. Згадав: у лавах Червоної армії у роки страшної війни служили сім мільйонів українців, більше двох тисяч із них стали героями Радянського Союзу. Понад мільйон мешканців нашої землі загинули тільки в концтаборі Освенцім-Бжезінка». И сразу же – синхрон об УПА. Как подтверждение?
Только в «Програмі Час. Важливо» 5-го канала Ольга Калиновская стразу после синхрона отметила: «Єдина мимовільна згадка про УПА...». Да ещё в «Фактах» ICTV после синхрона корреспондент Марина Петрова отметила: «Втім, не всі ветерани сприймають заклики глави держави скептично. У День перемоги, здається, усі сповнені оптимізму», а сразу за этим пошёл синхрон ветерана Ленины Орловой: «Ну, то, что он думает хорошо о народе украинском, это очень хорошо. Любит народ свой, а это самое главное». Госпожа Орлова – не профессиональный оратор, и данный фрагмент никого ни в чём не переубедил. «Ющенко за УПА, украинский народ вообще подозрителен, но президент его любит, и это хорошо», – именно так можно понять всё, что прозвучало.
Дав синхрон лидера КПУ Петра Симоненко: «Это – слава советского народа, это – великая победа Советского Союза, это – победа народов, которые жили на территории Советского Союза, а не тех, кто пытается примазаться к этой победе», «Вчасно. Про головне» (НТН) словно расставила всё по привычным местам: Симоненко – за победу над фашизмом, Ющенко – за УПА; Тимошенко проигнорировала День победы просто так, а Янукович был в командировке (какой, кстати? настолько неотложной?). Это осталось бы частной позицией НТН, если бы все остальные выпуски новостей на всех остальных каналах, пусть более обтекаемо и деликатно, не сводили материалы к тому же впечатлению: Ющенко – за УПА и только.
Возможно, не стоило бы так уж придираться к выбору синхронов – видеоряд парада, где президент шёл в одной колонне с ветеранами, пусть даже не среди них, а среди «и других официальных лиц», расставлял всё по своим местам? Но одно дело – протокольное мероприятие главы государства, другое – личные высказывания. Первое не уравновешивает второе.
Почти ни в одном материале не было собственных, не в контексте синхрона президента Ющенко, упоминаний об УПА. В итоговом выпуске «ТСН» («1+1», 11 мая) был материал о нынешних взаимоотношениях ветеранов УПА и Красной армии, но это всё же другой аспект. В материале «Новин» Первого национального рассказывалось о борьбе УПА после 1945 года против советской власти, а начинался материал со слов: «Для вояків УПА 9 травня – не свято». Вот и всё «примирение». Что же, журналисты переложили неудобную и нелёгкую тему на президента, пусть даже ценой искажения его позиции?
Информационные несуразности заключались не только в этом. Из выпусков новостей вообще невозможно было узнать, что именно происходило в Киеве. Ни «Новости» Первого национального, ни «Факты» ICTV, ни «Програма Час. Важливо» 5-го канала ни словом не упомянули марши КПУ и Партии регионов. Интеровские «Подробности» назвали их митингами, упомянув при этом (единственные?), что ещё накануне праздника широко анонсировалось участие в «митинге» Партии регионов Януковича. Выходит, упомянутая НТН командировка была ещё и неожиданной?
Всё это вряд ли можно назвать громким словом «информация».
День победы обязывает тщательно выбирать формулировки. Когда в «Новинах» на Первом национальном о погибших в войне было сказано: «Покладання квітів на могили менш успішних бойових товаришів», – это выглядело непростительным кощунством. «В останній світовій війні загинуло до 70 мільйонів людей, із них 10 мільйонів – українці», – утверждали «Новини» Первого национального 8 мая. В «ТСН» 9 мая («1+1») количество погибших украинцев было названо как 8 миллионов. «Во Львове День победы прошёл без эксцессов и провокаций», – так начал свой стендап Виталий Мещеряков в «Подробностях» «Интера», словно показав тем самым, что они наверняка должны были быть, и вообще непонятно, так ли уж львовяне радуются тому, что Гитлер был побеждён. Или, возможно, вышеприведённое высказывание можно было понять как-либо по-иному?
Лишь короткий материал итогового выпуска «ТСН» («1+1», 11 мая) на примере двух женщин затронул тему узников концлагерей. Тема угнанных в Германию на работы молодых украинцев (а это коснулось миллионов) осталась без внимания. В СССР по понятным причинам об этом молчали, но почему и до сих пор её обходят стороной как нечто постыдное или недостойное?
Можно ещё добавить, что для «Фактов» ICTV празднование Дня победы оказалось третьим по значению событием 9 мая – после падения легкомоторного самолёта в Одесской области и взрыва в киоске «Шаурма» в Киеве.
Из празднования в регионах в выпусках новостей упоминались только Севастополь, Львов, Донецк и Одесса. «События» ТРК «Украина» сообщили, что в Ялте молодые активисты сожгли чучело Романа Шухевича. Не Гитлера – словно Великая отечественная война была войной СССР против ОУН. На мой взгляд, данный сюжет требовал если не оценки, то риторического вопроса: не оскорбляет ли ветеранов использование священного праздника как повода для выяснения сегодняшних политических отношений?
Репортаж Аллы Пасс в итоговом выпуске «ТСН» («1+1», 11 мая) рассказал о взаимоотношениях ветеранов Красной армии и УПА в Западной Украине: «Ворогами один одного уже не вважають, але і друзями не називають», – и тут же, словно в подтверждение, дал синхрон ветерана Красной армии Василя Клименко: «Ми 30 років дружили із сім’єю, яка перебувала в УПА, й зараз дружимо». Вот так...
«Новини» Первого национального, интеровские «Подробности», «Факты» ICTV, «Вчасно. Про головне» НТН сообщили о проведённом в этот день впервые за 18 лет военном параде в Москве. Здесь тоже уместна была бы если не оценка, то призыв к сравнению, к размышлению: какой порядок празднования более соответствует Дню победы? Не является ли парад демонстрацией силы, тогда как ветераны, вроде бы, и ни при чём, не они – главные герои праздника? Дело в том, что празднование в Москве было, вне сомнения, более зрелищным и заставило многих зрителей заключить: в России праздновали куда лучше, чем у нас, там более трепетно относятся к победе и больше её ценят. Уместны ли в данном случае зрелища? Это для многих зрителей не так уж и очевидно.
В общем, информационные программы 9 мая показали: сбалансированной позиции, всесторонне отражавшей бы отношение Украины и именно её роль во Второй мировой войне, так до сих пор и не удалось найти.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
3
Тернопіль.
6059 дн. тому
---Для многих украинцев война началась гораздо раньше: для жителей Западной Украины – 1 сентября 1939 года, в день нападения Германии на Польшу. Повторение советских штампов равносильно объявлению жителей Галичины, Волыни и Закарпатья «лишними» на этом празднике, «не вполне украинцами», частью украинцев, которой можно пренебречь.
Спасибі автору за те, що звернув на такі речі увагу. І не була це наша вітчизняна війна, а ми були втягнуті у світову. НАША ВІТЧИЗНЯНА ТРИВАЄ ДОСІ!
2 світова
6060 дн. тому
Просто журналісти займалися не своєю справою. Їм би про колір трусів Пугачової писати чи про кількість пухирців Кульчицької. А 9-го - за що проплатили - про те й розповіли, а від себе додати не можуть - бо це не кльово і не гламурно.
Велика Україна
6060 дн. тому
Авторові варто звернути увагу, що ролі України у Другій світовій не могло бути, тому що тоді не було України, як суверенної держави. Усе, що зараз звучить - це лише відношення сучасної пропаганди. Друга світова була війною наддержав за впливи та контроль сировинних ринків (як і зараз). Формальна "Україна" у складі СРСР мала націоналізовану індустрію та сільське господарство. То яку роль мала б відігравати УРСР? Тоді як емігрантська частина українців, особливо тих, що мешкали в США та Канаді (першої хвилі еміграції) мали зовсім інше відношення до власності. Ті ж українці, які в цей час (початку війни) знаходились на території Європи, логічно прагнули використати німецьку військову машину у своїх цілях - повалити сталінську владу. Важко від них очікувати чогось іншого було б. Однак їх ідеї були більше соціалістичними, ніж навпаки. І ось сьогодні ми маємо драматичну ситуацію, коли визначитись із роллю України практично неможливо, бо частина були "посібниками Сталіна", а частина "посібниками Гітлера". І за тих умов мало було шансів, щоб українці відігравали власну роль. Усе інше, лише дискусія щодо того, яке зло краще - Гітлер чи Сталін. Зараз так сталося, що в Україні домінують еліти, які засуджують соціалістичні та комуністичні ідеї. Тому іде переоцінка ролі України. Ті, хто підтримують приватну власність та капіталістичний устрій, прагнуть реабілітації УПА. Бо поки цього не сталося, кожного разу святкування перемоги нагадуватиме про те, що були спроби жити в іншій системі координат.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ