Похитители Пасхи
В знаменитом фильме-сказке «Гринч - похититель Рождества» злобный и такой одинокий зеленый человечек крадет любимый рождественский праздник у всего родного города. Впрочем, как напоминает вездесущая Википедия, граждане Ктограда были и сами виноваты в произошедшем: «В фильме сделан большой упор на консьюмеризме жителей городка, которые забыли, что Рождество - это прежде всего семейный праздник, а не день, когда все обмениваются ненужными подарками». Уж не знаю, чем именно провинились перед отечественным ТВ я лично и все другие граждане Украины - но, увы, такое впечатление, что в этом году гринчи из зомбоящика постарались тихо стырить у нас Пасху.
Традиция не столько ходить на всенощную, сколько именно смотреть прямую трансляцию служб из храмов разных конфессий по ТВ в нашей семье не нова. Не ошибусь, сказав, что подсели на телевизионную благодать мы еще во времена Ющенко. Каждый год на Пасху Виктор Андреич с семейством бодро скакал от церкви к церкви вместе с немаленьким семейством и еще большим причтом, а телевизионщики мотались вслед за ним. Получалось, мягко говоря, разнообразно, зато не скучно. За прыть Виктор Ющенко, в течение ночи успевавший помолиться и в Лавре, и во Владимирском соборе, у греко-католиков и у блаженнейшего Мефодия из УАПЦ, был нещадно изруган всеми, кому ни лень (кроме самих церковнослужителей, получивших такую рекламу). А его передовой опыт немедленно взяли на вооружение другие политики первого эшелона, быстро смекнув, что креститься-молиться в прямом эфире на глазах у миллионов - реклама не только церквям. И никто им за это не пенял.
Став президентом Украины, Виктор Федорович Янукович, как известно, подкорректировал ющенковскую манеру, аки Дух Святый, реять по всеразличным церквам. Он изначально не скрывал, что ходил, ходит и будет ходить к одной-единственной конфессии: УПЦ МП. Вслед за своим президентом потихоньку стали перестраиваться и телевизионщики, всё большую дань отдавая Лавре и окрестностям. Увы, предпочтения разленившихся зрителей, за несколько лет успевших привыкнуть к виртуальным визитам в разные храмы, меняются куда медленнее политической конъюнктуры - рефлекс выработался, что тут сказать! Поэтому каждый год мы по-прежнему ждем «Праздничных богослужений». Даже при том, что в последние годы их съемкой напрягает себя только Первый национальный канал. Да по 5-му уже не в первый раз всю ночь транслируют только службу из Свято-Ионинского монастыря, примечательную присутствием самого Петра Алексеевича Порошенко с тихой, безымянной супругой.
Еще в 2011 году особых претензий к Первому национальному лично у меня не было. Ну, сподхалимничал он немножко, переборщив с крупными планами Януковича с чиновниками на службе в Лавре - так с кем не бывает? Можно посмеяться и забыть, особенно, вспомнив сакраментальное «кинь камень, кто без греха». (Хмм, а вы, кстати, подумали, что я процитирую Виктора Федорыча?) Однако уже в этом году мерзкое ощущение неправильности происходящего на голубом экране нарастало весь праздничный вечер. Пока не выплеснулось и вовсе в свару ведущих во время прямой трансляции. Но расскажу по порядку.
Говорит и показывает Москва
Для начала, на первой кнопке - как, кстати, и на пятаке, - показывали заранее проанонсированные интервью с предстоятелями церквей. Но если 5 канал не отошел от привычного для себя формата равных по хронометражу бесед в первую очередь на общественно-политическую «злобу дня», Первый для начала выдал сенсацию - разговор с выздоровевшим (и дай ему Бог здоровья и еще долгих лет!) митрополитом Владимиром. Увы, притом что предстоятель УПЦ МП говорил по-украински, первый интервьюер почему-то упорно не желал отказаться от любимого русского языка. Но с мягким украинским выговором. Может, так демонстрировал степень своего неуважения к престарелому иерарху? Да и сами приставания молодого человека к больному и старому с вопросами вроде отношения Владимира к передаче церкви Киево-Печерской Лавры и Почаева и к законодательному запрету абортов выглядели как натуральная пытка. Во всех отношениях неуместная в предпасхальные часы.
Так называемые обращения предстоятелей прочих украинских церквей (я попала на патриарха Филарета) на Первом выглядели как сильно порезанная «прямая речь» сугубо на тему праздника. В общем, для галочки. На фоне многократных повторов «поздравления» Виктора Федоровича Януковича, пусть в президентском ролике аудиодорожка и предательски обгоняла видео, а сам президент выглядел, словно мучается желудочной коликой (если выражаться деликатнее, слишком скованно держался в кадре), - речи «неправильных» иерархов как-то совсем терялись.
«Ну, да не в них - суть», - подумала я. И замерла в натуральном когнитивном диссонансе. После показа раздачи Благодатного огня - разумеется, в Киево-Печерской Лавре, - в, так сказать, пасхальный прайм-тайм (22.45), впервые в истории Первый национальный канал Украины (не путать с ОРТ!) начал транслировать богослужение из московского Храма Христа Спасителя. На экране потянулись шеренги московских чиновников в окружении монахов и служек, г-н Гундяев с проповедью... Прямую трансляцию из-под Кремля на государственном украинском ТВ обосновали изящно: мол, в Москве время - «на час раньше», поэтому там «уже началось», так вот смотрите, дорогие украинцы, что показываем, а через часок снова «вернемся в святую Лавру».
Наука и религия
Показом главного символа «русского единства» эксперименты бывшего УТ-1 не ограничились. Он, можно сказать, просто задал тон всему вечеру и ночи. Вместо привычной и, в принципе, ставящей все конфессии в равные условия, прямой трансляции попеременно из разных храмов столицы, в году 2012 от Р.Х. Первый национальный решил выстроить верующих в очередь. И до, примерно, 2.30 ночи (по программе - от открытия Царских врат в 00 часов до 2.00) показывал исключительно Московский патриархат. И всё бы хорошо, но даже Валиду Арфушу понятно: после двух ночи смотреть ТВ остаются только самые упорные украинцы, либо те, кто страдает хронической бессонницей...
Показ, как обычно, изумительно красивой службы в Лавре запомнился еще одним «ноу-хау» телеканала. Нет, не совсем уж неприлично-крупных планов Януковича - хотя и они были в обязательном порядке. В этом году, тоже впервые, сокомментаторами ведущей богослужебных праздничных трансляций Христины Стебельской стали священники разных конфессий. Честь представлять МП выпала пресс-секретарю УПЦ Георгию Коваленко. Два часа эфира этой пары запомнились, в первую очередь, совсем не праздничной пикировкой. В ответ на намеки г-на Коваленко, что, мол, неплохо бы поскорее передать Почаев и Киево-Печерскую Лавру церкви, г-жа Стебельская не уставала повторять: «Какая же красивая служба во дворе Национального заповедника "Киево-Печерская Лавра"! Как хорошо, что заповедник - под защитой ЮНЕСКО!»/ Г-н Коваленко в ответ мычал и вяло отбрыкивался. Затем в эфире прозвучала новость о том, что «на днях» Минкультуры огласил статистику, согласно которой УПЦ МП является самой крупной конфессией в Украине, с 14 млн прихожан. Стебельская притихла и заговорила о праздничном и вечном. Окончательно нокаутировал бойкую главного редактора НТКУ г-н Коваленко заявлением (цитирую не дословно, а близко к тексту), мол, в Украине 90%, даже 99% граждан - верующие! И ходят в церковь. Кстати, у нас в Киево-Печерской Лавре вскоре пройдет научная конференция на тему «Религия и наука». Так вот, религия - это та же наука, а все ученые верят в Бога, - авторитетно заявил священник. Крыть Стебельской было решительно нечем. Мне тоже: я схватилась за сердце, одновременно сдерживая порыв тут же звонить знакомым ученым. Благо, таковыми является большинство моих друзей. В пасхальную ночь почти все они, увы, крепко спят - до сих пор, бедняги, не догадались, что являются «истинноверующими».
Мне снилось, что Христос воскрес...
Трансляция пасхальной службы из Храма Василия Великого прошла без эксцессов. Не иначе, как по недоразумению, в телевизор попала даже довольно-таки острая праздничная проповедь ее молодого Предстоятеля, Блаженнейшего Святослава (Шевчука). Жаль, что греко-католикам на Первом национальном отвели всего час (как, видимо, и положено «прокладке» между двумя наикрупнейшими конфессиями, УПЦ МП и КП)! Впрочем, блаженнейшего Мефодия с его УАПЦ национальное ТВ вообще не показало, безо всяких объяснений...
Ближе к 3.30 я, наконец, дожила и до Владимирского собора - без проповеди патриарха Филарета, зато с прекрасным хором, Васнецовым, Врубелем и сокомментариями расчувствовавшейся Стебельской и не менее привычного Дмытра Степовика. Настроение, несмотря на праздник, было категорически испорчено... Уже около 5-ти утра, не дождавшись окончания праздничной утрени, трансляцию прервали очередным повтором «рассинхронизированного» Виктора Федоровича Януковича.
К описанному выше, наверное, надо дописать оргвыводы. Возмущаться, жаловаться, в очередной раз говорить, как это противно и мерзко - когда даже на Пасху кто-то делит людей (в данном случае - верующих) на «сорта», а одновременно решает свои вполне земные проблемы, от судьбы церковного имущества до банального лизоблюдства в адрес президента Януковича. Делать этого я не стану. Расскажу лучше, как утром в Светлое Воскресенье поздравляла с праздником знакомых старушек. Вот у кого действительно нет сил ехать на всенощную службу и кто обязательно смотрит «пасху» по телевизору!
- И как вам трансляция в этом году? - спрашиваю осторожно.
- Смотрели Москву, - в унисон, хоть и не сговариваясь, отвечают старушки. - У нас же цифровое телевидение, Москва в нем есть - а УТ-1 мы не нашли!
Так вот для чего всех старушек нынче по украинскому ТВ зовут подключиться к цифре?.. Забесплатно. Христос воскрес, посмотрел - и прослезился. Или, как в анекдоте: сел рядом - и громко заплакал. Впрочем, при чем тут Он? Лучше, все-таки, еще раз вспомню поучительную историю в Ктограде.
Фото - www.delfi.ua