Евгений Сокульский: «Неправильно, когда местечковая проблема начинает выходить в общенациональном эфире»

29 Жовтня 2007
6413
29 Жовтня 2007
18:14

Евгений Сокульский: «Неправильно, когда местечковая проблема начинает выходить в общенациональном эфире»

6413
Евгений Сокульский: «Неправильно, когда местечковая проблема начинает выходить в общенациональном эфире»
Евгений Сокульський, генеральный директор Запорожской ОГТРК, формулирует проблемы  областной государственной студии афоризмами. К примеру, «для выхода на всеукраинский масштаб нужно больше лоска», или «у нас работают либо пионеры, либо пенсионеры», а то и похлеще: «на протяжении многих лет мы действуем, как учебно-производственный комбинат без отрыва от заработной платы». «ТК» поинтересовалась у господина Сокульского, как живется государственному вещателю в Запорожье.
 
- Евгений Арнольдович, расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка Запорожской областной государственной телерадиокомпании к трансформации  в «Перший громадський канал»?
-Как такового канала в полном смысле слова - нет. Ведь это понятие подразумевает определенные частотные характеристики, лицензионные обязательства, программную концепцию. Здесь пока речь идет о совместном продукте. На сегодняшний день это программа «Час країни». О ее качестве может судить любой, кто смотрит областные телерадиокомпании. Они не только транслируют, но и практически все участвуют в ее подготовке. Сейчас можно говорить только о совместном проекте областных телерадиокомпаний, который в полной мере отражает сложившееся там положение, – начиная от творческой части и заканчивая финансированием.
 
- Вам не кажется, что название «Перший громадський» может ввести зрителя в заблуждение? Ведь это не общественное телевидение…
- Давайте уточним. Слово «громадський» может иметь два значения –  «общественный» и «общинный». В данном случае речь идет о первом канале областных общин. Хотя это все условности. По своей сути это пока не канал, а одна программа. Общественный канал по определению не может быть государственным. Давайте подождем. Об общественном телевидение в Украине говорят с начала обретения независимости. Но еще ни одно правительство не сделало ни шага, чтобы претворить это в жизнь. Для этого нужно желание Верховной Рады, правительства и всех втянутых в этот процесс политических сил. Я его не наблюдаю. Всем удобно, придя к власти, приобрести такую пусть и устаревшую структуру, которую можно использовать в своих целях. А будет или не будет общественное телевидение в Украине, судить не нужно... Оно должно быть.
 
- Как вы считаете, насколько оправдана такая форма сотрудничества между региональными государственными телерадиокомпаниями?
- Она оправдана, поскольку каждая из них, по сути, варится в собственном соку. В отличие от  прежних времен мы не имеем практической возможности показать свою продукцию широкому кругу зрителей в масштабах страны. Программы по обмену, конечно, существуют. Мы посылаем свои сюжеты на телеканалы «Культура» и УТР. Но это спутниковые каналы, которые мало кто смотрит. Раньше существовала практика выхода на Первый Национальный, но сейчас они используют свою корреспондентскую сеть. Нашего продукта там нет. Что касается того, насколько это рационально… На зеркало нечего пенять, что имеем, то и видим.
 
- В этом году Госкомтелерадио было выделено более 591 миллионов гривен. Получила ли ваша телерадиокомпания средства на дополнительное техническое оснащение?
- Специально на этот проект нам не выделяли, соответственно, мы ничего не покупали. Я не знаю, получил ли какие-то деньги Киев. Полагаю, что да. Ведь нужно было делать студию и все остальное. То, что мы сделали, как любят говорить многие чиновники, из внутренних резервов.
 
- То есть технических ресурсов для работы в рамках «Першого громадського» сейчас хватает?
- Да. И в том числе для проведения телемостов. К примеру, буквально вчера мы проводили прямое включение для 5-го канала. Хотя оборудование по большей части устаревшее, возможности для этого есть. Вопрос в другом – зачем? Большие сомнения вызывает необходимость делать включения из областных центров исходя не из событийной актуальности, а существующего графика и объема, который просит Киевская телерадиокомпания.
 
Программа новостей должна включать регионы в тех ситуациях, когда это актуально. И это не определишь по графику. За две – три недели, которые проходят от включения до включения, важные новости теряют актуальность. Как итоговые или аналитические они вряд ли приемлемы, потому что у «Часа країни» совсем другой подход и хронометраж. Это, на мой взгляд, и является сегодняшней проблемой программы. А для текущего заполнения прямого включения не нужно.
 
- А насколько коллектив готов к работе в таком формате?
- Чтобы журналисты были готовы, необходимо поставить перед ними задачи и определенные рамки. Вопрос в другом. Вначале руководство должно определиться, чего оно хочет от этой программы. Неправильно, когда местечковая проблема начинает выходить в общенациональном эфире. Я сомневаюсь, что в день найдется три – четыре сюжета из Запорожья, интересных для всей Украины. Здесь нужно соизмерять свои силы, возможности и желания.
 
- Какие недостатки вы бы отметили в работе «Першого громадського»?
- Это касается внешнего оформления. Оно мне не кажется удачным. Ну и второе – это беда всех государственных телерадиокомпаний – недостаток средств, который виден на картинке.
 
- Вы уже определились с тем, какой продукт ваша телерадиокомпания сможет предложить для «Першого громадського»?
- Об этом шла речь полгода назад. Мы предложили два своих проекта для рассмотрения. Это ток-шоу «Женское счастье» и «Знак вопроса». Они были достаточно хорошо оценены. Но, как и дальнейшая судьба расширения совместной сетки вещания, судьба этого совместного проекта зависла. Будем говорить откровенно, для Запорожья, Харькова или Полтавы – это проект, возможно, лучший, но для всеукраинского масштаба необходимо немножко больше лоска. По своему содержанию и исполнению – он скорее хороший, но по внешнему виду скорее нет. А для того, чтобы внешний вид соответствовал содержанию, нужны серьезные деньги. У нас их нет. Тем более мы ограничены определенными условностями, как-то тендер, статьи расходов, переброска средств и так далее. Все происходит не так быстро, как хотелось бы. Но ход мыслей нашего руководства мне нравится.
 
- Ожидается ли в ближайшее время кадровая реструктуризация на канале? Возможно, создание «Первого общественного» повлечет за собой такую необходимость…
- Не думаю. Хотя она необходима в независимости от того, будет «Первый общественный канал» или нет, потому что должны быть новые подходы, новые формы оплаты труда. Однако определенное ограничение в законодательной сфере не позволяет это осуществить.
 
От того пошлем мы свою программу или нет на «Первый общественный», объем работы Запорожской телерадиокомпании не станет больше или меньше. Мы как делали три часа собственного телевизионного продукта в сутки, так и будем делать. Возможно, конечно, людей со временем станет меньше. Возможно, новое оборудование позволит это сделать, хотя… За камерой как стоял один оператор, так и будет стоять. За пультом, как сидел один режиссер, так и будет сидеть.
 
- А сколько людей сейчас у вас работает?
- Это число немного колеблется. В пределах 280 человек. Нужно все-таки учитывать, что у нас большой комплекс – радио, телевидение. Только сторожей и вахтеров двадцать четыре человека. Все-таки это большой механизм. Двадцать четыре часа вещания на телевидении, двадцать четыре часа вещания на FM плюс вещание на проводном радио.
 
- Все ли вакансии у вас закрыты? В специалистах какого профиля ощущается необходимость? Довольны ли уровнем работы нынешних сотрудников?
- Дело в том, что специалисты высокого уровня требуют высоких зарплат, поэтому у нас практически не бывает проблем исключительно с редакторским корпусом. Есть проблема со специалистами компьютерного обеспечения, режиссерами, операторами видеомонтажа. Люди не хотят работать на 800 гривень. Только они получают минимальные навыки работы –  уходят на коммерческие телерадиокомпании, которые платят в два раза больше. На протяжении многих лет мы действуем, как учебно-производственный комбинат без отрыва от заработной платы.
 
- И каков средний возраст ваших сотрудников?
- Если говорить образно, то у нас работают либо пионеры, либо пенсионеры. Очень мало людей среднего возраста – от 30 до 45 лет. В службе информации нет ни одного человека старше тридцати, кроме режиссера. А вот в редакции общественно-политического вещания, художественного вещания наоборот «танцуют  те, кому за тридцать». На радио та же картина.
 
- А новые программы появляются?
- Да. Я собрал предложения всех руководителей программ. Мы обсудим, какие проекты оставить, какие доработать или видоизменить. Все-таки у нас государственная структура. Финансирование выделяется под тематический план. Это талмуд на 200 страниц, в котором должно быть указано все, начиная от названия программы и заканчивая ее хронометражем.
 
- А как вы определяете интерес к тем или иным программам у аудитории? Заказывали ли измерение рейтингов?
- В последнее время нет. Полтора года назад было социологическое исследование.
 
- И каковы были его результаты?
- Те программы, которые производим мы, имеют пристойный рейтинг. Особенно новости. Они наиболее сбалансированы и наименее подвержены воздействию каких-то «групп влияния»  Запорожья. Неплохо смотрят исторические, культурологические программы. Меньше, конечно, нравятся «говорящие головы». Но, к сожалению, весь эфир 24 часа вещания хорошей продукцией мы закрыть не можем. В этом году на покупку телевизионной продукции нам выделили аж 16 тысяч гривен. И то только на первый квартал. Вот и получается, что берем с миру по нитке. Приходится либо показывать продукцию, которую по обмену предоставляют наши же коллеги из других регионов, либо брать то, что произведено УТР.
 
- Как выглядят ваши рейтинги по сравнению с другими региональными телеканалами в Запорожской области?
- Сейчас мне трудно судить о рейтингах: мы не меряемся. Ну а если по наитию… Откликов много, звонки есть. Будем говорить так. В отличие от коммерческого, государственное телевидение преследует несколько иные цели, чем популярность. В Запорожье живут тысячи людей, которые занимаются в кружках, принимают участие в выставках народного творчества, фестивалях. Вы когда-нибудь видели, чтобы на коммерческих каналах показали концерт хора художественной самодеятельности?
 
Наша задача - дать возможность увидеть то, что интересует меньшинство. Девяносто процентов предпочтут посмотреть сериал или футбол. И только десять процентов нас. Мы это прекрасно понимаем, но нельзя лишать людей этой возможности. Государство должно брать на себя эту неблагодарную с точки зрения финансов и зрительского отклика функцию.
 
- Результаты парламентских выборов, вероятно, повлекут за собой смену руководства Госкомтелерадио. Как, по вашему мнению, это может отразиться на дальнейшей судьбе «Першого громадського»?
- Во-первых, я не стал бы торопиться с предсказаниями о смене руководства комитета. Пусть в Верховной Раде вначале определятся, чего хотят, а потом будем об этом говорить.
 
Но нужно отдать должное молодым руководителям комитета. Очень хорошо, что они оба экономисты. Я работал и при старом, и при нынешнем руководстве. Так что могу сравнивать. Финансовая дисциплина и выполнение взятых на себя обязательств со стороны комитета по отношению к нам – четкое и последовательное. Практически ни разу не было задержки ни по заработной плате, ни по остальным статьям. Есть, конечно, спорные вопросы. Но это жизнь.
 
Могу сказать, что при правительстве господина Еханурова журналистам повысили зарплату в три раза, но не выделили на это ни копейки. В итоге на это ушли те деньги, которые Запорожская телерадиокомпания заработала на прошлых выборах, хотя мы собирались купить на них необходимое нам оборудование. Плохо, когда каждый год приходят новые люди. Человеку понадобится полгода просто на то, чтобы войти в курс дела. Я сомневаюсь, что главой комитета станет человек из сферы телевидения. Опять будет назначен политик, опять он будет делать ошибки, а мы - учиться на них.
 
«Детектор медіа» продовжує моніторинговий проект, що проводиться за фінансової підтримки Посольства Сполучених Штатів Америки. У проекті передбачено обмін матеріалами і досвідом між «Детектор медіаю» та низкою громадських організацій і видань у кількох регіонах України (Львів, Донецьк, Сімферополь, Рівне, Кременчук (Полтавська область), Запоріжжя). Предметом моніторингу є стан регіонального медіаринку, становлення медіа як бізнесу, рівень свободи слова, правового захисту журналістів та професійних стандартів у період виборчої кампанії та у післявиборчий період.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
6413
Читайте також
14.03.2008 09:15
Евгений Сокульский
для «Детектор медіа»
17 993
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду