Общественное телевидение: ни себе, ни людям
Итак, о том, в каком формате оно будет выстроено, каким образом будет функционировать, говорить сейчас вообще не приходится. И не из-за отсутствия взглядов и концепций, но, скорее всего, за неимением четкой публичной воли реализовывать эти благие намерения.
Это, по крайней мере, один из банальных финальных выводов, к которым можно придти, учитывая очередное назначение от Президента на должность нового президента Национальной телевизионной кампании Украины, названой в народе УТ–1. 27 октября им стал Виталий Докаленко, до этого момента работавший на должности генерального директора телекомпании «Тонис». Вовсе не следует сомневаться в его профессиональных качествах, ведь он прошел длинный и вполне достойный телевизионный путь, так что знает, что такое телевидение. Однако, при всем при этом он - почти неизвестное в политических кругах и довольно непубличное лицо.
Вместе с тем, исходя из логики заявлений и шагов в решении вопроса о том, кто же должен занять место руководителя НТКУ, сложно понять критерии, которыми руководствовался глава государства. Ведь предыдущая логика процесса назначений состояла будто бы в привязке к вопросу менеджмента НТКУ, к идее преобразования государственного телевидения на телевидение общественное. В частности, можно вспомнить, что после увольнения Тараса Стецькива (о котором подробнее будет сказано дальше) государственный секретарь Олег Рыбачук пообещал провести публичный отбор претендентов на должность президента НТКУ. Итак, нового главу НТКУ, по его словам, должны были отобрать на основании предложенного кандидатами видения будущего компании: «Давайте свою концепцию, что вы будете делать, если станете руководителем этой компании, ради того, чтобы сделать канал рейтинговым, интересным». Особый акцент был сделан на публичности «конкурса» претендентов на должность. Однако, сложно сказать, где находится концепция развития реформирования НТКУ от Виталия Докаленка, и что содержится в этом документе. Скорее всего, он был избран с учетом его определенной аполитичности, которая является чрезвычайно ценным качеством накануне выборов, к тому же у него нет ни норова Андрея Шевченко, ни единого признака конфликтности. Некоторые также указывают, что во время прошлых президентских выборов, он был причастен к созданию видеопродукции для Виктора Ющенко. Возможно, Докаленко и в состоянии уладить ситуацию, сложившуюся вокруг НТКУ, и погасить страсти внутри коллектива, взаимоотношения которого с предыдущей новой командой были конфликтными. Итак, наследство досталось ему довольно непростое, и решение относительно его кандидатуры, скорее всего, снисходительно-компромиссное.
Назначение Виталия Докаленко не следует расценивать, как проявление давления со стороны власти на СМИ, но, то, что с ним будет проще, чем, например, с Шевченко, в период избирательной кампании, можно предполагать. Так что, это не только компромисс, но еще и определенная страховка, на случай «лишь бы чего не вышло».
Сам Докаленко в эфире Первого национального указал, что «цель у нас базовая – это построение общественного вещания на базе УТ–1». Он заявил, что всегда открыт к разговорам, конструктивным предложениям и совместным действиям, также к созданию нового канала общими усилиями. Впрочем, как он это будет делать, сейчас сказать невозможно. Раньше Докаленко скептически высказывался по поводу возможности создания в Украине общественного телевидения: сегодня в этом контексте часто цитируется его интервью интернет-изданию «Детектор медіа», где прозвучали подобные мысли, правда, это было год назад.
Девять месяцев: между здесь и там
События вокруг назначения нового председателя НТКУ разворачивались следующим образом: еще 5 сентября народный депутат Тарас Стецькив попросил Президента Виктора Ющенко освободить его с должности президента Национальной телекомпании Украины. Мотивируя свое решение, он, как сообщала пресс-служба НТКУ, отмечал, что главный вопрос – это дальнейшие перспективы УТ–1 в контексте создания общественного телевидения: «Мы изложили свои пожелания, свою точку зрения о будущем Первого канала. Если власть согласна – мы готовы реализовать все планы и создать сильный конкурентоспособный телеканал. Если же власть имеет другую точку зрения и другие планы относительно УТ–1, тогда их может реализовывать новый менеджмент». В свое время в одном из интервью экс-президент НТКУ сказал, что намеревается год поработать на этой должности. Но еще за полторы недели до заявления об отставке он сообщал после встречи с Ющенко следующее: «...Президент высоко оценил и нашу работу, и наши инициативы, и это все является и признанием нашей работы, и необходимостью дальнейшей реализации запланированного».
В конце февраля, сразу после назначения Тараса Стецькива президентом НТКУ, были обнародованы довольно оптимистичные планы, согласно которым предполагалось, что Национальная телекомпания разработает концепцию общественного телевидения. Еще в ноябре прошлого года Виктор Ющенко подчеркивал, что целиком и полностью поддерживает такую идею. А экс-вице-премьер министр Украины по гуманитарным вопросам Николай Томенко тоже публично одобрял намерения относительно разработки такой концепции в контексте реформирования НТКУ. Вместе с тем, тот же Томенко предостерегал, что эти вопросы следует подробно проанализировать и обсудить, учитывая настроения общественности. Высказывались идеи и относительно того, чтобы создать для общественного вещания еще один телеканал. Следует отметить, что сегодня в своем подавляющем большинстве «маленькие украинцы» фактически не имеют ни какого представления о том, что такое общественное телевидение. Даже элементарных просветительских мероприятий, не говоря уже о широкой общественной дискуссии по этому поводу, проведено не было. Очевидно, прежде всего, нужны были бы дискуссии - и на страницах СМИ, и в эфире самого Первого национального, который сегодня является государственным, причем дискуссии не только в узком круге медийных экспертов, но и среди тех, кто будет «общественную» информацию потреблять. (Конечно, вопрос общественно важных дискуссий - отдельная тема для отдельного разговора. Сейчас, например, кроме благостной риторики по поводу евроинтеграции «нацию» широко не просвещают относительно плюсов и минусов этого процесса. То же самое можно сказать и о НАТО, и о многих других резонансных для общества темах).
Итак, еще в феврале Национальная телекомпания заявила о своем намерении разработать концепцию общественного телевидения. После этого шли определенные дискуссии, прошли парламентские слушания, правительство тоже планировало вернуться к теме общественного телевидения после проведения в Украине песенного конкурса «Евровидение».
А уже в начале июля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 7539 «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания», за который проголосовали 273 народных депутата. Согласно этому документу государственные НТКУ и Нацрадио должны были быть реорганизованы в юридические лица – учреждения «Украинское телевидение» и «Украинское радио». Предлагалось, что «Украинское телевидение» будет обеспечивать телевещание на двух общенациональных телеканалах, а «Украинское радио» – радиовещание на трех общенациональных радиоканалах и в сети проводового вещания. А государство не будет принимать участия в управлении этими организациями. Органами управления и контроля должны были стать наблюдательный совет Общественного телерадиовещания (ОТРВ), правления и президенты «Украинского телевидения» и «Украинского радио». В наблюдательный совет, согласно документу, будут входить 30 человек, которых будет назначать парламент: 15 - по квотам фракций Верховной Рады текущего созыва, 15 – от всеукраинских общественных организаций. Наблюдательный совет будет распоряжаться госимуществом организаций ОТРВ, которое передается ему Кабинетом Министров на основании актов реорганизации НТКУ и Нацрадио.
Законопроект определял, что организации ОТРВ являются некоммерческими, но имеют право вести хозяйственную деятельность. В переходных положениях законопроекта предлагалось в 2006–2008 годах создать специальную систему финансирования ОТРВ за счет накопительного Фонда развития общественного телевидения и радиовещания, которое будет формироваться на основе специальных налогов (в частности, сбора с игорного бизнеса, рекламы, тотализаторов, лотерей, абонплаты, спонсорских и меценатских взносов). Финансирование организаций ОТРВ до создания фонда должно было определяться отдельной строкой в госбюджете.
Тем не менее, вероятно, логика парламентских выборов и отсутствие у политического руководства страны разборчивой позиции над общей риторикой о необходимости общественного телевидения диктует свои условия. После увольнения Стецькива на УТ–1 начались сложные перипетии вокруг вопроса об назначении нового руководства. Они были связаны с желанием получить политическое влияние на гостелевидение. И 13 сентября коллектив НТКУ высказал недоверие руководству компании. На общем собрании администрацию обвинили в «пренебрежении к коллективу, непрофессиональном менеджменте, который привел к нарушению конституционных прав работников и прав профсоюзов». А уже 14 сентября во время собрания профсоюзов НТКУ кандидатом на должность президента Национальной телекомпании был выдвинут Евгений Каленский, который в 2002–2005 годах, то есть, в период расцвета цензуры и «темников», был ее вице-президентом. Председатель Госкомтелерадио Иван Чиж, который, кстати, 22 октября создал вместе с лидером Народной партии, спикером парламента Владимиром Литвином избирательный блок «Народный блок Литвина», вскоре подписал указ о назначении Каленского на руководящую должность в НТКУ, правда, довольно сомнительный с точки зрения легитимности. Ведь согласно своему уставу, НТКУ является «государственной телеорганизацией, которая вещает на общенациональных телевизионных каналах. Телекомпания создана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 20 февраля 1995 года № 129 и подотчетна Президенту Украины и Верховной Раде Украины».
Тем временем, 22 сентября завершался срок представления в Секретариат Президента концепций реформирования НТКУ. Олег Рыбачук подчеркивал, что этот конкурс и в дальнейшем может быть прозрачным, ведь «реформирование Национальной телекомпании физически касается 98% населения Украины (покрытие УТ–1), а морально – всего государства, и действующей власти в первую очередь». Экспертная группа по анализу представленных концепций определила две наилучшие – вице-президента НТКУ Андрея Шевченко и руководителя «Новой студии» Александра Ткаченко.
А 7 октября, согласно сообщению официального сайта главы государства Виктора Ющенко, было издано распоряжение о срочном внесении изменений в устав НТКУ, с целью создания условий для постепенного перехода компании в формат общественного вещания и обеспечение нужной для этого оптимизации механизмов управления компанией. Глава государства обратился в Кабинет Министров с просьбой на протяжении недели внести изменения в устав НТКУ, которые усилят статус наблюдательного совета телекомпании. Для этого Президент попросил ввести в состав совета представителей разных органов власти и общественных организаций. 11 октября во время встречи с членами Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Виктор Ющенко призывал «сделать телевидение и радио более национальными, более моральными и интересными, удовлетворяя интересы любых групп граждан – медиков, учителей, молодежи, старшего поколения». Слова об общественном вещании, судя по информационным сообщениям, на собрании не звучали...
Вскоре была определена и кандидатура победителя своеобразной «избирательной гонки» в масштабе НТКУ. Вопреки прозрачности и честности конкурса концепций, выбор Президента остановился на Виталии Докаленко, о концепции которого, что, собственно, и должно было согласно предыдущей логике заявлений ответственных лиц, определять руководителя НТКУ, ничего до сих пор не известно.
Правда, есть в этом и некоторые положительные моменты. Представляя Докаленко, глава Секретариата Президента Олег Рыбачук подтвердил, что в будущем руководителей НТКУ будет избирать наблюдательный совет компании, а сейчас назначение было сделано по старой схеме, поскольку «в настоящий момент требовалось от Президента Украины принять решение». По большому счету, это добрый симптом, ведь и назначение Тараса Стецькива указом Президента в феврале этого года тоже вызвало критику как проявление практики, далекой от цивилизованных норм и правил. Ведь решать вопрос о руководителе такого ранга должен был наблюдательный совет, состоящий не только из политиков, но и из представителей общественных организаций. В конце концов, нет и закона, согласно которому такое назначение относится к компетенции главы государства. Логика такого шага была продиктована уставом НТКУ. Кстати, еще 1 октября экспертная группа по реформированию НТКУ была намерена рекомендовать Президенту Виктору Ющенко внести своим распоряжением изменения в устав НТКУ, в соответствии с которыми президент телекомпании назначался бы ее наблюдательным советом. Рыбачук указывал, что предложенные изменения будут предусматривать назначение в наблюдательный совет Президентом представителей Кабинета Министров и Верховной Рады, профессиональных и общественных организаций. Но это будет когда-то в будущем, а сегодня Президент Украины уповает на то, что Виталию Докаленко удастся сплотить вокруг себя коллектив единомышленников и подготовить НТКУ к переходу на работу в новом формате – формате общественного вещания. По словам Виктора Ющенко, одним из важных этапов на этом пути должно быть одобрение в ближайшее время Верховной Радой Закона об общественном телевидении. Итак, пока вопрос так и остается открытым, причем, судя по всему, на неопределенный срок.
Вместо выводов
21 октября вице-премьер Вячеслав Кириленко заявил, что правительство вернется к рассмотрению вопроса об общественном вещании уже после парламентских выборов: «...Я не думаю, что процесс создания общественного телевидения или вещания в Украине начинался. Глубоко он не начинался. Давайте вспомним: там создана рабочая группа, которую возглавил руководитель Секретариата Олег Рибачук. Она как раз и рассматривает варианты трансформации государственного телевидения в общественное вещание. И глава Секретариата позицию Президента по этому вопросу озвучивал». Из этой логики высказываний вытекает, что основной вопрос, над которым сегодня размышляют украинские чиновники, – это поиск источников финансирования. «Сразу после выборов, когда стабилизируется политическая ситуация, поскольку во время избирательной кампании она всегда усложняется, мы должны принять окончательное решение на всех уровнях по переходу на общественное вещание», – отметил Вячеслав Кириленко. Решение это будет политическим, ведь широкой общественной дискуссии по этому поводу не проводилось. Кстати, неплохо было бы хотя бы разместить соответствующие документы на каком-то официальном сайте – то ли Секретариата Президента, то ли НТКУ. Ведь речь идет, надеемся, об общественном телевидении, то есть, о канале для высказывания широкого спектра мнений всей общественности, а не об имитации соответствующего института, как это, например, в свое время произошло в РФ.
Позициям власти оппонируют общественные организации и эксперты в сфере медиа, причастные к разработке концепций и стратегий их реформирования. Наталия Лигачева в интернет-издании «Детектор медіа» указывает в своем материале, что с апреля этого года существуют подробные предложения относительно основ общественного вещания (редакционной политики, системы управления, финансирования), которые были разработаны коалицией общественных организаций «Общественное вещание». Также существуют концепции Александра Ткаченко и Андрея Шевченко, разработан и принят в первом чтении проект закона об общественном телевидении. Итак, при наличии не декларативной, а глубинной политической воли нужных наработок, по ее словам, вполне достаточно для того, чтобы выйти на «согласованную позицию по итоговой редакции закона об общественном вещании».
Общая ситуация вокруг создания общественного телевидения на протяжении девяти месяцев сложных дискуссий остается неопределенной – имеем что-то по типу «где-то здесь» и «между там». Во власти никто не высказывается против этого процесса, но вместе с тем ничего зримого и понятного для этого не делает – пусть хотя бы шаг за шагом.
Справка
Сегодня Первый национальный – единственный в Украине телевизионный канал, который обеспечивает покрытие 97% территории государства. Итак, это довольно мощный медийний ресурс, который, к слову, предыдущая власть мощно использовала в пользу себе, лишь бы донести свое мнение к широким слоям украинской общественности. «Самая изысканная» форма предыдущего опыта – «темники», которые еще буквально год назад рождались в тогдашней Администрации Президента и ретранслировались чуть ли не во всем украинском информационном пространстве. Новая власть от такой практики наотрез отказалась.
Согласно обнародованным на сайте УТ–1 словам экс-президента канала Тараса Стецькива, в 2004–2005 годах на телекомпанию выделялось 49 млн. гривен, а в 2006 году ее бюджет будет составлять 130 млн. гривен (конечно, если отечественный парламент окажется, наконец, способным принять государственный бюджет). Сейчас трудно сказать, сколько составляют поступления в бюджет канала от рекламы, однако, по данным уже экс-вице-президента НТКУ Андрея Шевченко, озвученным в эфире «5 канала», в сентябре этот показатель возрос на 20%. По информации, размещенной на официальном сайте УТ–1, в сентябре канал вошел в шестерку популярных каналов страны. За последние несколько недель его рейтинг поднялся сразу на 5 ступенек – с 11 места на 6. Так, 27 сентября он достиг 0,36% (СТБ, которое находится на ступеньку выше, имело 0,55%), а уже 28 сентября возрос до 0,43% (в СТБ – 0,5%). Впереди все еще остаются лидеры зрительского интереса – компании «1+1», «Интер», «Новый канал», ICTV и СТБ.
"Усі матеріали з проблематики створення Суспільного мовлення в Україні та реформування державних ЗМІ „Детектор медіа” публікує за підтримки МФВ „Відродження”"