Тимур Вайнштейн: WeiT Media – это принципиальное условие для тех, кто покупает форматы Endemol
Партнер голландской телепродюсерской компании Endemol - российский продакшн WeiT Media - начинает производство шоу «Як дві краплі» по формату Your Face Sounds Familiar для канала «Украина». Этот формат, известный в Украине по адаптации Нового канала «Шоумастгоуон», весной успешно прошел в России на «Первом канале» под названием «Один в один!».
В этом году в борьбе за один из самых популярных форматов Endemol украинские каналы столкнулись с жестким условием правовладельца - обязательное сотрудничество с WeiT Media. Посему над шоу «Як дві краплі» будет работать международная команда специалистов, в том числе 24 гримера с опытом работы со сложным пластическим гримом.
В планах WeiT Media сотрудничество с украинскими каналами и по другим форматам. Наши телеигроки проявляют интерес к The Ultimate Entertainer («Окончательный артист»), Performing As («Исполняя как»), 101 Ways to Leave a Gameshow («101 способ уйти из игры») и другим форматам.
«Детектор медіа» встретилась с председателем совета директоров компании WeiT Media Тимуром Вайнштейном во время ежегодного медиафорума Kiev Media Week. В интервью топ-менеджер рассказал об особенностях проекта «Як дві краплі», бюджете шоу, переговорах с Новым каналом и «Украиной», успешных и не очень адаптациях, а также о новых сериалах, которые продакшн презентует рынку.
«В нашем проекте не звезда несет шоу, а шоу несет звезду»
- Тимур, WeiT Media делает для канала «Украина» шоу «Як дві краплі» по формату Your Face Sounds Familiar компании Endemol. Адаптацию этого формата вы делали для российского «Первого канала» («Один в один»). Какие особенности будут в украинской версии шоу?
- Дело в том, что при адаптации самое важное - найти ключ к успеху среди зрителей. Этот формат уже достаточно удачно прошел во многих странах. В этом шоу главное - содержание и атмосфера. Потому что здесь нет удивительных декораций, элементов, спецэффектов. Это яркая развлекательная программа с большим количеством концертных номеров, с веселым настроением. И, конечно же, наша основная фишка - это грим артистов. А особенность будет состоять в том, что, как мы договорились с каналом, участвовать в шоу будут только украинские звезды. Когда мы делали проект в России, для нас было принципиальным условием то, что не меньше половины песен должны быть на русском языке,
- В прошлом году свое шоу по формату YourFace Sounds Familiar делал Новый канал.
- Да, по сути, наш проект можно считать новым сезоном. Мне немного грустно оттого, что этот формат на Новом прошел тихо.
- Для Нового канала это были хорошие показатели.
- Но этот формат приносит более значительные показатели, превышающие среднюю долю канала и даже долю всех каналов.
- Как вы оцениваете «Шоумастгоуон» на Новом канале?
- Проект был сделан замечательно. Хотя производил его канал самостоятельно. И когда мы запускали в России «Один в один», учли все ошибки. Возможно, мы бы сами наступили на эти грабли, но когда ты видишь, что работает, а что нет, легче совершенствоваться. Но с творческой и режиссерской стороны на Новом всё было прекрасно. Потому меня и удивили результаты. Но у каждого формата есть свое время в каждой стране, и я надеюсь, что сейчас оно пришло. Ведь волна успеха «Один в один» достигла и Украины. А мы приложим все усилия, чтобы сделать программу интересной.
В российской версии, в отличие от «Шоумастгоуон», не было педагога среди членов жюри. А это очень важный аспект. Также мы изменим декорации. Еще одной отличительной чертой от «Шоумастгоун» будет пластический грим артистов, который мы делали в России. Для этого мы пригласили группу из Москвы. Неделю назад мы сняли слепки с лиц всех артистов. И самое смешное началось тогда, когда мы повезли их в Москву для обработки, ведь только там есть специальное оборудование. На таможне их остановили и требовали объяснить, что это. Они очень испугались, хотя и пропустили.
Но главное в проекте - атмосфера, которая захватывает зрителя. В России формат шел три часа. Для Украины это неудивительно, но в России у зрителя нет такой привычки смотрения.
- Новый канал не хотел продолжить лицензию на этот формат?
- Новый канал выступил с таким предложением, но они рассматривали этот проект только на следующий год. А для нас принципиальным было производить его осенью этого года. Если бы они этого захотели, мы были бы не против, хотя бы из уважения у них было приоритетное права на продление лицензии (хотя официально у них не было прав и опциона на последующие сезоны). Но они не захотели производить осенью, и мы начали вести переговоры с другими.
- У «Медиа Группы Украина» есть своя производственная структура «Теле про». Почему шоу для них будет производить WeiT Media?
- Производство WeiT Media - это принципиальное условие для тех, кто покупает форматы Endemol на территории России и СНГ. И когда мы будем производить это шоу, мы будем здесь всем составом, а не так, как некоторые думают, что мы кого-то будем нанимать.
- Предусматривается ли возможность, чтобы форматы Endemol каналы производили самостоятельно?
- Большие проекты требуют большого вовлечения, и когда мы не можем этого обеспечить, то даем каналам право самостоятельно производить. Но по поводу шоу «Як дві краплі» WeiT Media было четким и жестким условием сотрудничества. И этот вопрос не сильно оспаривался. Было бы странно искать другого производителя, если у нас есть накатанная система, есть ощущение того, как добиться успеха. А так изначально, до покупки формата, мы обсуждаем с каналом, будем ли мы его производить. Например, когда ТЕТ покупал формат Endemol Babes on the Bus (украинская версия называется «Зупиніть, я закохалась». - ТК), то обратился к нам. Но мы сказали, что не сможем его производить в те сроки, которые они наметили, поэтому они делают его сами. Мы даем каналам и такую возможность. Хотя я считаю, что каналы вообще не должны ничего производить. Этим должны заниматься независимые продакшн-компании. Каждый должен заниматься своим делом! Кроме того, реальные креативные профессионалы давно открыли собственные независимые компании и никогда не разменяют свой бизнес на штат канала.
- Но, тем не менее, наши каналы в первую очередь ориентируются на построение инхаус-продакшнов. Они считают, что никто со стороны не способен предоставить продукт должного качества с учетом специфики их аудитории.
- Но это же самообман. В инхаус-продакшне работает огромное количество людей, на их содержание тратятся огромные деньги! Зачем? У нашей продакшн-компании в штате 40 человек. А объемы производства в год не меньше, чем у некоторых телеканалов: сотни часов сериалов, большие шоу, реалити. Для этого совсем не обязательно иметь 1000 человек в своем штате, платить им большие зарплаты. Если подсчитать эти затраты и в среднем прибавить к стоимости производства, то получится намного дороже, чем заказать такой продукт у независимой компании. Но в Украине телевизионный рынок специфический. В первую очередь, с точки зрения несоответствия рекламного рынка уровню затрат на производство. Потому тут сложно говорить о четких и понятных законах. Наверное, так кому-то нужно.
- Давайте вернемся к формату Your Face Sounds Familiar. Российский аналог «Один в один» эксперты называют одним из самых дорогих проектов. По оценке Forbes, бюджет одного эпизода достигал $1 млн.
- Не буду раскрывать все цифры, скажу только, что он стоил дешевле. Но тут есть один нюанс. Детектор медіа и телеобозреватели не всегда до конца разбираются в нюансах. Как я уже говорил, шоу длилось три часа в воскресный прайм на «Первом канале». А это очень большой рекламный бюджет. Прайм с такой долей стоит очень много. Потому при нормальной системе это должно быть дорогое шоу. В этом и смысл телевидения: если в это время ты можешь много заработать, ты должен немало и вкладывать. Могу сказать, что действительно «Один в один» - шоу совсем недешевое даже для российского рынка.
- Бюджет украинских праймовых шоу колеблется от $200 тыс. до $400 тыс. за эпизод.
- Мы тоже производим этот проект в пределах средних украинских бюджетов. Точно не дороже тех верхних пределов, которые вы назвали. К тому же, не будем забывать, что мы делаем три часа эфира.
- Какую долю хочет канал?
- Я этот вопрос даже не обсуждал. Я им сказал, что могу гарантировать: мы приложим все силы, чтобы продукт был достойный. Но доля проекта зависит от многих факторов: и от качества продукта, и от конкурентной среды, и от массированного промо, и от зрительского настроения. Мы будем стараться соответствовать проекту, который набирает высокие цифры. Надеюсь, нам повезет, и со второго-третьего эфира у нас будут уже высокие показатели.
- Кто будет вести шоу?
- Не могу назвать ни ведущих, ни членов жюри. Потому что мы с каналом договорились, что постепенно будем раскрывать все нюансы. Но я хочу заметить, что в нашем проекте не звезда несет шоу, а шоу несет звезду. Атмосфера и сама форматная история создают человеку возможность стать звездой. Например, в концерт нужно приглашать очень звездных участников, потому что если будут не очень хорошие певцы и не очень хорошие песни, концерт смотреть не будут. Но здесь смысл в другом. У нас всегда есть Майкл Джексон, Мадонна, Скрипка. Это уникальное шоу в этом плане. В российском аналоге у нас были талантливые участники, но совсем не все мегазвезды. Это сейчас Леша Чумаков суперзвезда, в России его узнают на каждом углу. Мне звонил Тима Родригез и говорил: «Спасибо огромное, ко мне даже пожилые люди стали на концерты ходить». Настя Стоцкая сейчас сидит в жюри всех конкурсов. И это замечательно. Сама атмосфера от фамилий не зависит.
- На какой период канал подписал соглашение по поводу этого шоу? Речь идет об одном сезоне?
- Мы подписали договор на один сезон с возможностью продления на второй. Надеюсь, что весной мы будем делать шоу в Москве, а осенью - в Киеве. И так долгие годы. Осенью в Киеве лучше, чем в Москве.
«Мы сейчас производим адаптацию израильского формата Hatufim - "Родина",
адаптацию голландского формата Penoza - "Красная вдова"»
- Будете ли вы делать еще какие-то проекты для украинских каналов?
- В этом году нет. Но сейчас мы ведем переговоры, чтобы в следующем сезоне - весной - произвести в Украине большое шоу с другим каналом, который я пока не могу назвать. Это будет формат The Ultimate Entertainer, в России он назывался «Универсальный артист». В проекте 8 звезд, которые выступают в разных жанрах, соревнуются между собой, поочередно выступая во всех стилях. Все поют рок, джаз, народные песни. Очень неожиданно, когда звезды выступают не в своих амплуа, и, к примеру, Сергей Лазарев поет «Владимирский централ». Я надеюсь, что весной проект выйдет в Украине с местными звездами.
- Теперь у каждого большого канала есть свой праймовый вокальный проект.
- Это мировая тенденция. Сейчас наедимся вокальных шоу - уйдем, к примеру, в реалити, и так далее. Сейчас настала пятилетка шоу. Вот мы с вами разговариваем, а в России выходят в эфир 8-9 больших шоу. Для России это редкость. С вечера пятницы до вечера воскресенья одни шоу. Для нас это хорошее время, ведь в каталоге Endemol есть целый ряд таких форматов, которые мы хотим обсудить с каналами. Мне кажется, очень интересным будет формат Performing As, по которому делаем шоу «Большая перемена» для НТВ.
- Какие форматы Endemol сейчас пользуются наибольшей популярностью?
- Среди хитов на первом месте Your Face Sounds Familiar. По-прежнему, очень успешно идет WipeOut, Secret Story, The Money Drop, «Фабрика звезд», «Большой брат»...
- Big Brother на К1 не был успешен.
- Этот проект не был успешен, потому что, откровенно говоря, он был плохо сделан продакшн-компанией. Я его смотрел, он мне не понравился. Иногда всё зависит от того, какие ошибки допущены в производстве. Но говорить: «Ой, не пошло, больше не будем делать реалити», - это неправильная позиция.
Кроме того, у Endemol много дэйтинг-шоу. Я не сомневаюсь, что в Украине хорошо пойдет Babes on the Bus.
- Вы упомянули о WipeOut. Адаптация этого формата весной вышла на ICTV с достаточно низкими показателями...
- Этот формат мы только сейчас выпускаем в России, недавно он транслировался в Финляндии с огромным успехом (сейчас хотят делать второй сезон). Ранее хорошо прошел в Польше, Чехии, Словакии.
Проблема в том, что ICTV стал монтировать проект сразу после завершения съемок. Но там огромное количество материала: у нас работало много камер, всё нужно отсмотреть. Мы полгода работали с материалами российской версии.
К сожалению, это наша ошибка. Я поставил себе на будущее заметку: если мы производим проект - нужно запрещать каналам делать постпродакшн самостоятельно.
- Будете дальше сотрудничать с ICTV?
- По WipeOut - не знаю. По другим форматам - почему бы и нет? Они очень хотели сделать 101 Ways to Leave a Gameshow. Это хороший проект, но очень дорогой. И мы пока не можем договориться о финансовой составляющей. Себе будет дороже: согласишься произвести за эти деньги - придется сокращать что-то важное. Но это тоже нормально, жить нужно по средствам.
- Тимур, когда мы с вами общались два года назад, вы говорили, что Украина может быть первичным рынком для адаптации сериалов. Тогда WeiT Media делала для ТЕТа «Сплит». Что изменилось с тех пор? И есть ли сериальные проекты, которые вы могли бы делать первично для украинских вещателей?
- Поскольку ситуация на рынке не изменилась, мы ничего особо не сделали. Проблема в том, что цены на производство как в России, так и в Украине растут. Но при этом практически не растут у каналов закупочные цены. Поэтому произвести сериал в Украине и только для Украины без возможности продать его в России не получается. Мне тогда казалось, что эта тенденция может развиваться. Но конкуренция велика, достаточно сложно конкурировать с продуктом, снятым в пять раз дороже на другой территории.
- Насколько был оправдан эксперимент со «Сплитом»?
- Ну почему эксперимент? Мы его создали. Хотя проблема в том, что для второго сезона нам всё равно нужно было подключать сильный российский канал.
- Первый сезон вы не продали в Россию?
- Мы его продали, но он до сих пор не вышел в эфир. Я не знаю, почему они его не показывают. Если бы они сказали, что им не нравится, но нет - они говорят, всё хорошо. Может, это какая-то таинственная задумка. Я этим очень огорчен, ведь проект мог иметь продолжение. И ТЕТ этого хотел. Но продолжать второй сезон без поддержки российского канала рискованно.
- Есть ли договоренности с украинскими каналами по продажам сериалов?
- По сериалам этого года мы все договоры заключили еще год назад. И скоро наши проекты, такие как «Пепел», «Дело чести», «Цена жизни», появятся на канале «1+1». Сейчас привезли каталог, в котором представлено пять больших проектов уже 2014 года, которые мы сейчас только производим. Среди них есть адаптация израильского формата Hatufim - «Родина» (американская версия - Homeland. - ТК), адаптация голландского формата Penoza - «Красная вдова» (американская версия - Red Widow. - ТК). (Также в каталоге представлены сериалы «Екатерина», «Семь писем войны» и «Реставратор». - ТК). Заинтересованность в проектах есть, и у меня нет сомнений в том, что этот пакет будет удачно продан в Украине и сериалы пройдут с успехом. Но пока мы не вступили в стадию переговоров.