Борис Немцов: «Я смотрел УТ-1 и «1+1» – меня начало тошнить»

24 Листопада 2004
1530
24 Листопада 2004
15:01

Борис Немцов: «Я смотрел УТ-1 и «1+1» – меня начало тошнить»

1530
«Украина – демократическая страна. Съездите в Минск или в Москву – и тогда поймете, где демократия, а где нет. А еще советую в Пхеньян съездить». Борис Немцов был эффектен, красноречив, коммуникабелен и пользовался большим успехом у журналистов как украинских, так и зарубежных, которые, стоило ему лишь показаться в кулуарах ВР, буквально заваливали его вопросами. Немцов отвечал на все.
Борис Немцов: «Я смотрел УТ-1 и «1+1» – меня начало тошнить»
– Вы приехали поддержать Ющенко, выступали в его поддержку на митинге, в Парламенте ходите с оранжевым шарфом на шее. Почему?

– Во-первых, я его много лет знаю, у нас есть договор между Союзом Правых Сил и «Нашей Украиной» и этому договору уже много лет. Кроме того, я считаю, что Ющенко лучше для Украины, чем Янукович. Ющенко лучше и для России. За ним нет олигархов, при нем были большие российские инвестиции, он честный человек, он не сидел два раза в тюрьме, что немаловажно в данном случае, и он сторонник того, чтобы в Украине все-таки было народовластие и более-менее честные правила. То есть, он идеологически мне близок, а России он выгоден.

– Изменится ли официальная политика Москвы по отношению к Украине, если президентом будет Ющенко?

– Как миленькие будут работать. Куда денутся? Дело же не в том – Ющенко или кто-то другой, а в том, что у нас две тысячи километров общей границы и тысяча лет совместной жизни, хотим мы этого или нет, от этого нам никуда не деться. Кстати, Ющенко, как человек взвешенный и компромиссный, отлично понимает, что без движения в сторону России ему Восток и Крым не удержать. Поэтому он будет вынужден, хочется ему или нет, учитывать этот фактор и, как компромиссный человек, будет проводить взвешенную российско-европейскую политику. У вас географическое положение такое, что нельзя ни от России отмахнуться, ни от Европы. Поэтому придется общаться и с теми, и с другими, причем конструктивно.

Между прочим, я же с Ющенко работал. Я – в правительстве российском, а он – премьер-министром Украины. Скажу, что при нем российской экономике было легче с Украиной. Мы денег больше вкладывали сюда, товарооборот рос. Да, мы в десна не целовались – это правда. Но когда мужчины так себя ведут – мне это не нравиться. Поэтому и не надо целоваться, надо просто иметь конструктивные отношения.

Парадокс в том, что он выгоден России, а поддерживают другого. Ну, будет процветающая Украина, нам от этого только плюс – демократическая Украина будет примером для России. Как-то принято издревле, что Киев смотрел на Москву, а сейчас может невероятное случиться, что мы у вас будем учиться – тоже неплохо. Обычно здесь, неважно кто это – журналисты или рестораторы– гордятся тем, что прошли стажировку в Москве.

Нет пророка в своем отечестве – я знаю. Поэтому и политтехнологи российские сюда подъехали типа Марата Гельмана, Павловского.

– Может потому, что вы их у себя не могли трудоустроить?

– Просто мы им знаем цену, в отличие от вас.

– Какова она?

– Грош в базарный день – вот такая им цена. А вы здесь думаете: "Ну раз москвичи, то уж точно нам все и придумают". Вот они и придумали. Сочувствую Януковичу – надо же, с такими мошенниками связался.

– Надо было ему перед выборами посоветовать.

– А я с Януковичем не общаюсь. Почему я ему помогать должен? Ему Путин помогает. Достаточно, по-моему.

–Что мог пообещать Янукович Путину за такую поддержку?

–Я не знаю. Думаю любовь, что еще? Я вообще считаю глубоко ошибочной и близорукой политику Путина по отношению к Украине и выборам здесь. Он, как ответственный человек, не имел права делать ставку на одного кандидата. Кстати, неважно на какого. Если бы он так же однозначно Ющенко поддерживал, я бы тоже был недоволен.

Это дело украинцев и государства Украины, а мы обязаны уважать выбор украинского народа и работать с теми, кого народ избрал. Тогда это конструктивно, правильно и дальновидно. То, что он сделал, а тем более признал Януковича президентом до официального оглашения итогов голосования... Их же нет, этих итогов. Объявили, что сосчитали 99% бюллетеней, но итогов нет еще.

Международные наблюдатели говорят о крупномасштабных фальсификациях. Евросоюз – против, США – против, ПАСЕ – против, ОБСЕ – против, а один он за. Единственный глава государства Путин признает президентом Януковича. Один. Что это такое?

– То, что Путин фактически признал Януковича президентом Украины, а Европа и Америка – нет, может усложнить отношения США- Россия?

– Ничего хорошего в этом нет. Сначала мы признаем режим Туркмен-баши, потом режим Лукашенко, потом режим Януковича. Такой ряд, я вам скажу, не лучший для великой страны. Но вот быть в компании изгоев, я думаю, Путину не очень хочется. Он же в Большой Восьмерке, как известно, и он хочет, чтобы ему руку пожимали. Подобные действия могут привести к тому, что с ним просто здороваться перестанут. Это же такое дело. Один раз сделал гадость, второй, а потом с тобой просто никто не общается.

– Возможно, Путину выгодно быть в такой компании, ибо он выглядит на их фоне демократом.

– Это извращенное понимание демократических идей. Мне рядом с Лукашеко и Туркмен-баши находиться не хочется. Сидеть на одном поле я с ними не буду. Даже стоять. У Путина, возможно, другое представление о демократии – он же чекист.

– Кстати, о демократии. После первого тура выборов вы в российской прессе назвали Украину демократичной страной. Сейчас, после второго тура, ваше мнение на этот счет не изменилось?

– Конечно, Украина – демократическая страна. Съездите в Минск или в Москву – и тогда поймете, где демократия, а где нет. А еще советую в Пхеньян съездить. Все ж в сравнении познается. Конечно, может быть по меркам европейским здесь охлократия, вранье, фальсификация и цензура. А по российским меркам здесь все очень даже демократично.

– То есть, у нас больше демократии и свободолюбия, чем в России? Почему?

– Потому что у вас Чечни нет. Очень важно, что Украина, несмотря на гигантскую политическую поляризацию, все-таки единая страна, и украинский народ тоже един. Неважно, из Донецка ты или из Ивано-Франковска. Украина – православная страна, мононация. Это европейская страна, а Россия – евразийская, поэтому в Украине больше демократии. В этом смысле Украине повезло.

У нас в России есть чеченцы, есть русские, и сказать, что все они вместе должны жить, довольно затруднительно, а здесь все-таки такого нет, поэтому есть все шансы, что будет спокойно.

– Каким вы видите развитие и конец "карнавальной революции"?

– Вам понравилось определение? Сам придумал. Революцию невозможно прогнозировать, но я все-таки верю, что украинский народ друг друга стрелять не будет. Я бы хотел верить, что все будут живы и здоровы. Я бы хотел, чтобы все закончилось мирно для всех участников, как с той, так и с другой стороны.

Я считаю, что очень важен прорыв информационной блокады, в том числе, и на УТ-1 и «1+1». Я считаю, что очень важно выражение недоверия к Центральной Избирательной Комиссии, которая лжет украинскому народу и миру. Она лжет – у меня нет сомнений, поскольку не может в Донецке проголосовать 96%. Она лжет потому, что больше 100% вообще не может проголосовать, в принципе, нигде. Ее надо гнать поганой метлой и создавать парламентскую, состоящую из сторонников как одного, так и другого кандидата, с тем, чтобы пересчитать голоса.

– Но невозможно объявить недоверие ЦВК, если в зале 191 депутат.

– Я был на заседании и видел, что выступал всего один депутат от проправительственной фракции – это плохо. Это говорит о полной безответственности проправительственных фракций, о том, что они, видимо, судьбу Украины и спокойствие, а, главное, жизни и здоровье граждан ни во что не ставят. В принципе, ВР сегодня (23 ноября) могла бы сделать много чего полезного, чтобы вот эта карнавальная революция, как я ее называю, имея в виду оранжевый цвет, все-таки закончилась бескровно.

Хорошо, вы против Ющенко – нет проблем, но где же вы, трусливые, почему вы исчезли? Трусы и безответственные еще к тому же. Народ в стране надеется на то, что высший орган законодательной власти страны работает и что он способен принимать решения. И когда он в таком полуразобранном состоянии – это что означает? Что не тех избрали.

– В ситуации, когда ни президент, ни ВР не берут на себя ответственность, как бы вы посоветовали поступить?

– Прямое обращение к народу на Майдане. Там столько народу! Я вот выступил там один раз, теперь со мной весь Киев здоровается, узнают.

– У нас ходят слухи, что Путин прислал спецназ МВД?

– Я слышал, но нет доказательств.

– Вы лучше знаете Путина. Мог ли он пойти на такое?

– Вообще говоря, он Весы по знаку зодиака, как и я. Человек он, как это ни покажется странным, достаточно острожный, иногда, правда, его осторожность покидает. Я не думаю, что такие вещи он способен делать, если он реально знает ситуацию, происходящую в Украине. Это совершено провокационные действия, которые ни к чему, кроме как к конфликту, уже теперь на межгосударственном уровне, не приведут. И потом, я не представляю, как можно победить полмиллиона человек, даже доблестному нашему спецназу.

– Насколько вероятно, чтобы у Путина не было реальной информации о том, что здесь происходит?

– Есть такой эффект самообмана в Кремле. Они сначала установили ложь и цензуру на телевидении, а потом стали этому телевидению верить. То есть, они там врут, потом смотрят и думают – да действительно. Это самовоспроизводящаяся ложь.

Возможно, у него есть какая-то альтернативная информация. А самое главное – он не считает народ способным выбрать себе власть. Если бы он так считал, он бы не устанавливал в стране авторитарный режим. Он сейчас российский народ лишил права избирать губернаторов, установил однопартийную систему. Он относится к народу очень специфически: без любви, скажем так.

– К слову о телевидении. Как вы думаете, какова роль прессы в данной ситуации?

– Я вчера смотрел УТ-1 и канал «1+1», меня начало тошнить. Такой, знаете ли, токсикоз начался. Вам, наверное, лучше знать, что такое токсикоз, но я, видимо, тоже нечто похожее испытал. Ну сплошное вранье. Рядом с нами в кафе сидели люди и просто смотрели телевизор. Они безразличны к Ющенко, им было плевать – они о другом говорили, и вдруг эти люди начинают тихо ненавидеть телевизор и становятся сторонниками Ющенко. Они просто сидели, пили пиво и никому не мешали, а потом стали сторонниками Ющенко, посмотрев этот лживый телеканал.

Я видел новостийную программу, где показывали, что в Донецке собрался митинг в поддержку Януковича, ну и в Киеве собралось несколько человек на маргинальный митинг в поддержку Ющенко. Ну что это такое? Все знают, что было 300 тыс. человек. Я сам выступал на этом митинге – такого в России не было с 1991 года. Одна картинка сама за себя говорит. А ведь потом эти журналисты и их главные редактора будут в глаза смотреть людям.

– А то, что ведущие канала «1+1» отказались выходить в эфир...

– Это благородно. Я считаю, что они свое право профессиональное защищают. Но мне кажется, что госканалы в Украине такие же лживые, как и в России.

– У нас один госканал – УТ-1.

– Мне казалось, что «1+1» и УТ-1 – это одно и то же.

– Нет.

– Но под контролем все равно у государства?

– Это коммерческий канал.

– Ну, тогда это единая семья власти и олигархов.

– Кстати, г-н Роднянский имеет к «1+1» непосредственное отношение.

– Он у нас на СТС работает – не трогайте Роднянского.

– Александр Роднянский – почетный президент канала «1+1».

– Ну, может, он и один из совладельцев, но я уверен, что он не управляет каналом. Я его хорошо знаю, он сделал классный канал развлекательный у нас в России. Я не знаю, вы СТС принимаете?

Очень хороший канал. Я думаю, что Роднянский вряд ли питает глубокие чувства в отношении нынешней власти. Он человек умный, нормальный. Не такой.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1530
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду