Сколько стоила «Экономика»?
Смена основных собственников издательства «Экономика» не прошла для рынка незаметно. Особенно принимая во внимание известность и положение, в том числе на медиарынке, нового владельца. Итак, инвестиционная компания EastOne Виктора Пинчука приобрела у немецкого и чешского совладельцев 71% издательства. По этому поводу – некоторые соображения и частные комментарии.
Финансовая сторона. Как чаще всего и принято в серьезном и непубличном украинском бизнесе, «сумма сделки не разглашается». «Экономическая Правда» предположила, что стоимость компания может достигать $10 млн. На мой взгляд, эта цифра больше. Доход издательства (включая интернет-ресурсы и локальное подписное агентство) за последний год мог составлять порядка $5 млн. Учитывая особенности украинского рынка, стоимость компании может составлять $15 – 20 млн. А значит, сумма сделки могла быть в пределах $10 – 14 млн. Западные инвесторы не только не потеряли вложенные за три года инвестиции, но и заработали. Для покупателя цена интересна с учетом инвестиционных планов, качества и потенциала активов, ситуации на медиарынке. Примечательно, что о каких-либо конкретных инвестициях в издательство не объявлено. Они вероятны, скорее всего, в поддержку инвестиционного проекта по газете «Дело».
Мотивация участников. Выход немецкой семьи Хольцбринков из бизнеса в Украине и, как заявляют информированные источники, из Восточной Европы – немного неожиданный шаг, на первый взгляд – идущий вразрез с сегодняшними тенденциями мирового медиарынка. В частности, расширения рынков присутствия медиагрупп за счет международной экспансии. В то же время, концентрация на отдельном рынке, удержание на нем сильных позиций, развитие других медиа и более современных технологий распространения контента – потенциально эффективная стратегия. И для частной семейной компании, думающей о будущем, – в особенности. Впрочем, здесь есть тема для размышлений прессовых аналитиков.
Для EastOne, согласно их заявлению, приобретение издательства – это «диверсификация активов» на приоритетном и привлекательном рынке. У компании прочные лидерские позиции на телевизионном рынке и в определенной степени ограниченные возможности по расширению доли. И, по официально не подтвержденной информации, существенные активы на радиорынке. Логичным вектором развития и повышения стоимости всего медийного направления становится рынок прессы. Здесь компания (хоть и с сильными лидерскими позициями) присутствует лишь в сегменте изданий общей направленности (ежедневные «Факты и комментарии» и новое еженедельное приложение «События и люди»). Как следствие – интерес к рынку деловой и специализированной прессы, а в перспективе, возможно, и к сегменту глянцевых изданий.
Ну, а почему именно издательство «Экономика»? Оно продавалось – в отличие от других заметных игроков рынка. У компании виден понятный вектор развития, а именно работа на рынке экономического и специализированного контента. Сегодня он распространяется с помощью печатных изданий и интернет-ресурсов, а в будущем, возможно, и других медиа. С учетом возможной синергии в рамках медиахолдинга, это хороший потенциал для развития и повышения капитализации.
Рыночные расклады. Повлияет ли сделка на расстановку сил на прессовом рынке? В неофициальном, условном ранжировании издательских домов по доходам от рекламы издательство можно поместить ближе к середине второго десятка. В то же время, в сегменте деловой прессы это серьезный и заметный игрок. Конкурентам необходимо принимать во внимание новый потенциал компании. В частности, как уже упоминалось, возможную синергию с другими медиа, принадлежащими новому владельцу. Как в продвижении изданий и интернет-ресурсов среди потенциальной аудитории, так и в привлечении новых рекламодателей и наращивании доходов. Речь может идти о совместном производстве продукта для телевидения и радио под торговой маркой «Дело»; об использовании возможностей агентства «Новая коммерческая телегруппа» для генерации дополнительных доходов и т.д.
Кроме того, необходимо искать новые возможности повышения эффективности бизнеса не столько в объединении, сколько в тесном взаимодействии и координации деятельности издательства «Экономика» и редакции газеты «Факты и комментарии». В частности, в области логистики и дистрибуции изданий, в продвижении, совместных продажах рекламных возможностей и т. д. Думаю, что в краткосрочной (год-полтора) и скорее всего даже среднесрочной (до трех лет) перспективе расклад сил на рынке деловой прессы данная сделка вряд ли изменит. Впрочем, согласен с теми, кто считает, что три общеделовых ежедневных газеты – это много. Но ведь никто из крупных, мощных собственников не хочет уступать и уходить с рынка. С приходом нового владельца у издательства есть шансы по наращиванию аудитории, увеличению динамики роста доходов. А это значит, что отдельные игроки рынка деловой прессы будут терять. И не только сегодняшний лидер, но и игроки под «номерами» четыре, пять. Терять и в объемах аудитории, и в доле на рынке рекламы. Дело, как всегда, в видении и качестве реализации открывающихся возможностей.
Будущее «Экономики». Новый владелец ожидает «роста стоимости издательства и укрепления лидерских позиций в ближайшей перспективе». Относительно первого сомнений не возникает. Как минимум – за счет роста экономики страны в целом, рекламного рынка и интереса иностранных инвесторов. Что касается «укрепления позиций», как мне видится, есть необходимость в решении комплекса задач. Также свое влияние будет оказывать рыночная ситуация и деятельность конкурентов. Потенциал развития компании, удержания и даже наращивания доли на рынках есть. Конечно, для этого необходима корректировка (и формализация) стратегии компании. Необходимы конкретные решения в области концепций изданий, уточнения позиционирования, целевых аудиторий и определения точек дифференциации. Это касается и газеты «Дело», и еженедельника «ИнвестГазета» и журнала «ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины». Безусловно, как и другим изданиям, здесь необходимо будет и дальше работать в направлении повышения удовлетворенности читателей качеством контента. Необходимо использовать открывающиеся возможности в продвижении, совместном брендинге, да и нужна будет целенаправленная скрупулезная работа по выстраиванию брендов изданий. Необходимо решать задачи с логистикой, нехваткой и качеством персонала, управлением отношениями с потребителями и некоторые другие
Отражение тенденций. Данная сделка является примером усиливающихся тенденций украинского медиарынка. В частности, процессов слияния/ поглощения, укрупнение издательств, создание мультимедийных медиагрупп. Выстраивание «правильных» медийных структур с потенциальным ростом капитализации. А это значит – должна быть понятная стратегия развития компаний, будь-то специализация, диверсификация по рынкам, медиа и т. д.; качественные активы, имеющие существенные доли на рынках рекламы и читателей с потенциалом роста; эффективная структура управления и вызывающая доверие команда менеджеров.
Александр Беримец, медиаэксперт