Самоубийство китов в Голливуде
Ненасытные звезды, осторожные инвесторы и бастующие сценаристы ведут «фабрику грёз» к банкротству.
Голливудскую фабрику грез, мировой образец гламура и синоним коммерческого успеха, ожидает либо пересмотр производственного механизма, либо убытки и простой. Таковы вкратце смелые выводы аналитического доклада Global Media Intelligence под названием «Приносят ли фильмы прибыль?». Доклад готовился в течение шести месяцев, эксперты проанализировали 132 кинокартины и анимационных фильма, снятых в 2006 году подразделениями крупнейших студий (Sony, Time Warner, General Electric, Viacom, Vivendi, Walt Disney и DreamWorks до вхождения в состав Paramount) в категории бюджета от среднего до высокого (то есть минимум 100 миллионов долларов).
Согласно прогнозу, после завершения полного цикла проката в американских и иностранных кинотеатрах, выпуска на DVD и других носителях для домашнего просмотра, продаж прав провайдерам платного телевидения и использования всех других возможностей получения дохода от фильмов – студии в итоге останутся в убытке, который составит 1,9 млрд долларов. Для сравнения: аналогичный результат 2004 года составил 2,2 млрд долларов прибыли. Студии протестуют и подвергают сомнению достоверность столь мрачного прогноза, авторы отчета – аргументируют.
Первый фактор – это растущие аппетиты звезд. На первых двух сериях «Пиратов Карибского моря» Джонни Депп заработал, по усредненным данным разных изданий, около 100 миллионов долларов, и ожидается, что за третью серию он получит еще 40 миллионов. За последний год звездные актеры и режиссеры, чьи гонорары обеспечиваются громким именем, получили, по оценкам экспертов Global Media Intelligence, около 3 млрд долларов.
Контракты звезд традиционно составлены таким образом, что они получают, кроме фиксированной ставки гонорара, еще и проценты от проката и продаж – то есть от дохода, а не от прибыли, а это больше ровно на коэффициент процентной ставки налогов, которые ложатся на студии.
Учитывая, что в среднем бюджете фильма категории «А» стоимость собственно продакшна и постпродакшна, включая выплаты участникам творческого процесса, составляет 60%, а остальные 40% уходят на раскрутку, то продюсеры идут на хитрость и используют уже раскрученный бренд истории и актера по второму, третьему, четвертому разу, и даже откровенно бездарные сиквелы и приквелы привлекают определенную часть «инерционной аудитории» фанатов. А поскольку в последние годы количество посетителей кинотеатров в Соединенных Штатах остается относительно стабильным (данные «Лос-Анджелес Таймс» за апрель 2007), а все более дорогие фильмы окупаются за счет роста цен на билеты – такая политика оправдана. Однако зрители ходят «на звезд» прежде всего потому, что те ассоциируются у них с удачными ролями в талантливых фильмах, то есть звездный статус нельзя эксплуатировать бесконечно. Еще несколько таких же картонных образов, как получились у Одри Тоту и Тома Хэнкса в «Коде да Винчи» – и зритель забудет, что когда-то они были Амели и Форрестом Гампом.
Следующая проблема – динамика продаж DVD. За пять лет – с 1999-го по 2004-й – рост прибылей составил 75%, а в последующие годы они падали. За первое полугодие 2007-го продажи в США упали на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го, та же тенденция наблюдается и в зарубежных продажах. Некоторые производители пытаются переориентировать дистрибуцию фильмов, прошедших в кинопрокате, на платформы Video on Demand (VoD), однако аналитики уверяют, что куда больше шансов сделать деньги на VoD у телевизионщиков и что потери от падения продаж DVD новые технологии пока покрыть не в состоянии. Именно «пока» – т.е. пока количество их поклонников достаточно ограничено.
Еще одним настораживающим фактором является то, что, начиная с 2004 года, голливудская индустрия, которая раньше имела замкнутую систему «вложение-доход», начала привлекать средства извне. Постепенно инвесторы начали понимать тонкость и относительную непредсказуемость этого бизнеса и перестали давать деньги на таких привлекательных условиях, как в первые годы.
Очередным «звоночком» для индустрии стала забастовка членов Гильдии сценаристов Америки – одним из их основных требований является увеличение авторских отчислений от продаж DVD. Сейчас они составляют 3%, а с учетом тенденции к спаду продаж – студиям очень невыгодно идти еще и на эти расходы. С другой стороны, забастовка работников кино- и телеписательского цеха – событие крупного масштаба, уже заморожены съемки десятков популярных фильмов и телесериалов, с каждым днем страйка растут неустойки по контрактам, на телевидении усиливается эффект ломки программирования, идет потеря рейтингов, а значит – и доходов от рекламы. Страйк пока продлился две недели, сегодня стороны объявили о готовности сесть за стол переговоров и назначили дату – 26 ноября. Для большинства задействованных в сфере это стало приятным сюрпризом, ведь стороны уже приготовились к долгому противостоянию, в интервью как профсоюзные лидеры, так и боссы киностудий выражали сомнение в том, что ситуация начнет как-то меняться до нового года. Впрочем, пикеты пока никуда не делись, и возобновление переговоров не означает гарантию скорого подписания соглашения. Ведь забастовке предшествовали 3,5 месяца диалога, и сам страйк начался 5 ноября после того, как сорвался переговорный процесс, в котором, по словам участников, они уже были очень близки к подписанию документа. В прошлый раз, в 1988 году, она длилась почти полгода и обошлась индустрии в 500 млн долларов, теперь при подобном сценарии счет пойдет уже на миллиарды. Однако есть существенное различие – если в 1988-м у зрителей было мало альтернатив и вместо долгожданных премьер они вынуждены были смотреть по телевизору повторения мультиков о Гарфилде и Багзе Банни, а прокатчики в кинотеатрах кормили зрителей «запасами из фондов», то сейчас есть сфера, которая в любом случае выигрывает от любых проблем, обеспечивая любителей развлечений неистощимым запасом интересного контента. Как легко догадаться, эта сфера – интернет, из которой в «традиционное киносмотрение» вернутся не все...
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ