Ирина Прокопюк: Из «Кафы» реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер

Ирина Прокопюк: Из «Кафы» реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер

25 Березня 2014
7114

Ирина Прокопюк: Из «Кафы» реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер

7114
Издатель феодосийской газеты «Кафа» – об условиях работы в аннексированном Крыму, о настроениях крымских журналистов и возможных последствиях для крымских издателей закона об оккупированной территории
Ирина Прокопюк: Из «Кафы» реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер
Ирина Прокопюк: Из «Кафы» реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер

«Детектор медіа» начинает серию блиц-интервью с крымскими журналистами и медиаменеджерами о том, как изменились их условия работы после начала военной оккупации и последующей аннексии Крыма Российской Федерацией. Не ощущают ли крымские медийщики давление новой власти? В каких технических условиях работают, что собираются делать дальше? Как оценивают освещение «крымского вопроса» центральными украинскими СМИ? Эти и другие вопросы мы задаем представителям независимых крымских медиа и журналистам-фрилансерам.

 

Первой своими ощущениями и видением происходящего с «Детектор медіа» поделилась издатель газеты «Кафа» из Феодосии Ирина Прокопюк.

 

 

- Ирина, в каких технических условиях работает редакция в настоящее время? Сталкиваетесь ли с проблемами с электроснабжением, телефонной связью, интернетом?

- Пока всё в порядке. Нам очень повезло - мы оказались на линии электроснабжения и интернета, которая принадлежит МЧС.

 

- Что на данный момент происходит с вашим изданием? Не ощущаете ли давления?

- К нам не было претензий со стороны властей или других лиц, кроме угроз в социальных сетях бросить коктейль Молотова в окно редакции.

 

- От кого исходили эти угрозы?

- Как я понимаю, это люди из числа феодосийского казачества.

 

- Как ваша редакция собирается работать в условиях оккупации? Планируете ли уезжать?

- Мы планируем продолжать выход газеты. Правда, совсем не знаем российских законов ведения бизнеса, и в частности газетного бизнеса. Сейчас будем жить в переходном периоде. Газета зарегистрирована именно в Крыму, в этом есть свой плюс - может быть, её не нужно будет прямо сейчас регистрировать заново.

 

Я предвижу несколько сложностей. Первая - это совсем иная степень свободы слова. Так, в России призыв о возвращении Крыма к Украине повлечет за собой уголовную ответственность для человека, который этот призыв озвучил. И может быть причиной закрытия СМИ, в котором такой призыв был процитирован.

 

Вторая проблема - техническая. Как теперь вести свой бизнес в Крыму? Нам нужно закрывать украинское предприятие и вновь его открывать как российское? Какие будут налоги? Никому ничего неизвестно, всё в подвешенном состоянии.

 

Третий вопрос - прекрасный проект закона «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины», который Верховная Рада Украины планирует принять в ближайшие дни. Этот закон обяжет меня как гражданку Украины закрыть газету. Потому что такая сертифицированная деятельность, как издательство газеты на оккупированной территории (в Крыму), будет являться преступлением. У меня в редакции работают 40 человек. Всех уволить - это самый простой выход, который может быть. Лишить возможности получать информацию 100 тысяч читателей газеты «Кафы», которые покупают её трижды в неделю?

 

- Каковы настроения журналистов Крыма - кого поддерживают большинство из них? Как они видят свое дальнейшее будущее?

- 25% журналистов «Кафы» сообщили мне, что не могут работать в рамках таких жёстких законов, сослались на семейные обстоятельства и планируют уехать из Крыма. Кто-то не уедет, будет оставаться здесь и смотреть на меня с надеждой до тех пор, пока я буду издавать газету...

 

Я никогда не спрашивала своих сотрудников, за что они идут голосовать. Участие в «референдуме» было делом каждого. И я считаю, журналист тоже имеет право на собственное мнение, за которое он не должен отчитываться перед начальством. Я могу о нём только догадываться.

 

- Поддерживают ли вас Украина и организации-доноры?

- Нет, мы не получаем грантов в настоящее время. Последний закончился весной прошлого года, он поддерживал «Школу журналистики для школьников».

 

Да, сейчас всё очень плохо, рекламы всё меньше. Закрылась «Комсомольская правда в Крыму», газета «Вести. Крым», еще несколько газет. Из «Кафы» тоже реклама практически исчезла, потому что бизнес в Крыму замер. Бизнес ждёт - и не дождётся, на мой взгляд - подъёма. И я не знаю, как буду себя вести как издатель в этой ситуации.

 

То, что украинские компании перестали давать рекламу в крымской прессе, я считаю элементом предательства. Ведь вне зависимости от политической ситуации в Крыму потребительские предпочтения крымчан остались прежними. Мы всё равно пьём украинское пиво, едим украинскую крупу, обслуживаемся в украинских банках. И та ситуация, что бизнес Украины полностью вышел из рекламного пространства Крыма, значит, что просто сдали крымскую прессу.

 

- На ваш взгляд, насколько адекватно сейчас украинские СМИ освещают события в Крыму? Чего им недостаёт? В чём они правы и сильны?

- Я читаю в основном интернет-издания. Liga.net, «Подробности», «РБК-Украина» достаточно объективно освещают происходящее в Крыму.

 

Недостаёт им, наверное, собственных корреспондентов в Крыму. Но к этому у меня никаких претензий нет, потому что приезжий журналист здесь сталкивается с совершенно внятной угрозой. Мы-то здесь живём, можем сказать: «Вот я крымская, вот моя прописка, вот я здесь живу». И, скорее всего, местных журналистов не будут гнобить, похищать и увозить куда-то...

 

Мы видели, сколько проблем возникло у операторов Babylon`13 (операторы Ярослав Пилунский и Юрий Грузинов шесть суток находились в плену крымской «самообороны». - ТК). Последствия этого они будут лечить месяцы.

 

Может быть, не нужны такие жертвы? Журналист - это очень опасная профессия. Но в Крыму представители СМИ находятся в эпицентре даже не боевых действий. Сейчас здесь игра без правил.

 

- Насколько адекватно представление о причинах и следствиях произошедшего у жителей Украины, у украинской власти?

- Как и в случае с возможным принятием закона об оккупированной территории, украинская власть совершенно не думает о людях, которые находятся в Крыму. По данным «референдума», 93% жителей Крыма проголосовало «за» присоединение к России. Но де-факто это не так, и украинская власть об этом знает. Но под коллективную ответственность подставляют всех крымчан. Если мой сосед справа и сосед слева не платит за электричество, но при этом от энергоснабжения отключают весь наш дом, я задаю себе вопрос: «А я в чём виновата? Я-то платила всё время». И сейчас те люди, которые действительно поддерживали Украину, оказываются в одной лодке с теми, кто не платил и не поддерживал.

 

Что касается мнений о ситуации в Крыму, я могу рассказать о том, что происходит здесь. Есть люди, которые по-прежнему в эйфории: «Рос-сия! Рос-сия!». Есть люди, которые начинают понимать, что пенсия, которую они получат в этом месяце, будет такая же, как в Украине, только в рублях. Она будет той же, просто её умножили на 3,8, и, на самом деле, она будет даже меньше: на эти рубли они смогут даже меньше купить еды, чем они бы купили на гривны. Заставит ли их это задуматься, я не знаю.

 

- Какие уроки мы все должны извлечь и как украинским медиа освещать события, действия разных сторон дальше?

- Я не знаю ответа на этот вопрос. Если бы знала, я бы по-другому строила освещение событий, которые у нас были. Одно знаю точно: СМИ не должны становиться на путь пропагандизма. Их задача - освещать адекватно события и давать разные точки зрения на то, что происходит в регионе. Если у нас вчера был штурм воинской части, где захватили украинских морпехов, но при этом кто-то говорит о том, что некоторые украинские морпехи были нетрезвы, то стоит ли это замалчивать? Это просто пример.

 

Фото предоставлено Ириной Прокопюк

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7114
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду