Андрей Васильев: «Мы предполагаем хороший спрос на наш продукт»
27 Квітня 2005
Андрей Васильев: «Мы предполагаем хороший спрос на наш продукт»
Генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Васильев рассказал «Детектор медіа» о том, как они во второй раз будут заходить в Украину. Уже в июне.
Фото ИА REGNUM
Сегодня в Центре современного искусства при НАУКМА открылась фотовыставка издательского дома «Коммерсантъ» - «Первополосные кадры». Организацию киевской выставки финансировал Банк Москвы, который является традиционным спонсором этого мероприятия.
Интересно, что в 2004 году выставка проходила в московском Музее изобразительного искусства им.Пушкина и, по словам генерального директора издательского дома «Коммерсантъ» Андрея Васильева, «таких очередей в музее не было со времен, когда там выставлялась Джоконда». Руководитель фотоагентства издательского дома Эдди Опп объяснил, что в «Коммерсанте» уделяется очень большое внимание именно художественному содержанию фотографий, это не просто фиксация момента, а искусство. «Фотограф не должен стесняться своей позиции, и может выражать ее с помощью фотографии, -- говорит господин Опп, -- Он в редакции не человек второго сорта, он фотожурналист».
Если учесть, что стиль «Коммерсанта» - это беспристрастная объективная журналистика, где нет места личным взглядам и представлениям человека пищущего, то у человека фотографирующего, оказывается, возможностей для самовыражения гораздо больше. Андрей Васильев рассказывает, что из-за того, что фотографии в «Коммерсанте» отнюдь не похожи на классический глянец (чего стоят одни только фото председателя совета директоров «Альфа-банка» господина Фридмана в удивительно неудобных позах), то и неприятностей из-за их выхода у издания было не меньше, чем из-за статей. Однако сейчас, по мнению господина Васильева, сильные мира сего постепенно привыкают к своим изображениям на страницах влиятельного издания. Советник президента банка Москвы Михаил Каменский утверждает, что в этом им помогают их женщины, которым их любимые в неформальном виде нравятся больше, чем на парадных портретах. Кстати, господин Каменский сообщил, что в ближайшее время Банк Москвы обоснуется и в Киеве, поэтому выставка «Коммерсанта» -- это довольно неплохое промо для банка.
Впрочем, фотовыставка в Киеве -- это, конечно же, в первую очередь промо самого «Коммерсанта», который в очередной раз будет запускаться в Украине. Господин Васильев предполагает, что первоначальный тираж нового-старого издания будет 10 тысяч, размер инвестиций порядка «n» миллионов долларов, количество украинских полос -- 12, а предполагаемый выход в нулевую рентабельность -- в 2007 году. Главным редактором украинского издания будет москвич, бывший главный редактор газеты «Газета» Михаил Михайлин.
Более подробную информацию Андрей Васильев любезно согласился изложить в интервью «Детектор медіа».
-- Можно я задам первый вопрос совсем не о «Коммерсанте», точнее, не совсем о «Коммерсанте». У вас на сайте газеты в рубрике «О нас» висят две ваши песни… Вы это серьезно?
-- Нет. Не серьезно. Так, спьяну написал слова. А потом это совершенно случайно попало к некоему композитору, который написал музыку. Первой была «Наедине с бурбоном». А теперь мне что-то придет в голову, я ему отдаю. Причем, даже если мне кажется, что это бред, он говорит: «Нет, ты мне сначала покажи».
-- А вы это повесили на сайте, потому что вас это как-то характеризует или важно для вас?
-- Это не я повесил, это обычное хулиганство. У нас есть такой Толя Филенков, наш коммерческий директор, это он повесил, потому что знает, что я в Интернет не хожу, просто не умею. Я об этом узнал совершенно случайно.
-- Да, мы вот вчера буквально слушали и пытались понять...
-- Нет, не надо искать там какую-то глубину. Не стоит анализировать философствования нетрезвого человека. Вот, собственно, и все.
-- А вот неуспех первого «Коммерсанта» в Украине в 2000 году стоит проанализировать? Вы это делали?
-- Конечно, анализировали. Мы зашли сюда с местными партнерами, а они стали играть в игры. А нам это абсолютно не присуще. И мы, как только об этом узнали, сразу все прикрыли. У нас было такое право. «Коммерсантъ» никогда не участвует ни в какой политической жизни, он ее только описывает. Он должен быть над политикой, над бизнесом.
-- Но имидж-то тот случай подпортил. И сейчас все спрашивают, каким будет второй заход?
-- Во-первых, если тогда мы делали основное количество российских полос, а, как приложение, украинские полосы, то теперь все будет по-другому. Это будет полноценная местная информационная поляна. И российскую информацию они будут брать только постольку, поскольку это им интересно. Во-вторых, никаких местных партнеров.
-- Украинских партнеров вообще нет? -- Нет. То есть, мы всех своих рекламодателей рассматриваем как партнеров, но только их. Иначе не будет.
-- И юрлицо будет «Коммерсантъ», а не какая-то фирма?
-- Да, все будет честно. Даже налоги будем платить. С прискорбием.
-- А будет украинская региональная коррсеть? Вы же будете писать и о региональных событиях? -- Будет, конечно. Вначале это будет на уровне внештатных каких-то корреспондентов, а потом тот же принцип, как в России. У нас в России вначале в каждом регионе был корреспондент, а сейчас, поскольку у нас есть региональные предприятия, есть и небольшие редакции в 14 регионах. А в Украине регионы играют более самостоятельную роль, чем в России, поэтому это и интересно, и необходимо для того, чтобы давать информационную картину.
-- А вы уверены, что найдете нужное вам количество журналистов?
-- Экзиту нету. Если мы приняли решение выходить в конце июня, то, значит, мы их найдем. Нет вариантов. Иначе как же мы будем выходить? Ну, это будет нелегко, конечно.
-- А вы себе представляете, что молодежь в нашей стране, в основном, русский язык не учит ни в школах, ни в институтах? -- Здесь достаточно людей, хорошо знающих русский язык. Потом, абсолютной грамотности от среднего журналиста не требуется. Для этого есть в редакции такие люди, как рерайтеры -- обработчики текста. Они и будут приводить тексты в кондицию.
-- А рерайтеры будут местные или московские?
-- Местные. Для этого не много надо. Это меня еще меньше беспокоит, чем поиск журналистов. Ведь для журналиста главное качество -- умение доставать и анализировать информацию.
-- Московская школа журналистики вообще-то отличается от киевской…
-- Да, вообще-то ваша школа журналистики очень отличается от школы журналистики «Коммерсанта». У нас очень большой опыт воспитания журналистов с нуля. И мы крайне редко берем людей из других изданий, это единичные случаи. Мы предпочитаем взять человека никакого, и он превращается в коммерсантовского журналиста. Это проще, чем переучивать.
-- А дрессировать будете на месте, здесь?
-- Да, и у нас на это довольно много времени. Собственно, этот процесс уже сейчас идет. Наверняка, газета будет недели две выпускаться в одном экземпляре, для внутреннего пользования. Это будет чистый тренинг. Но выходить будет в реальном режиме: будем звонить людям, брать комментарии. Собственно, с этого московский «Коммерсантъ» тоже начинался, мы пару месяцев тренировались до выхода первого номера. Но ничего экстраординарного в этом нет, это будет тяжело, но возможно. Кстати, главный редактор Миша Михайлин, когда создавал газету «Газета», тоже сделал ее из ничего. Во-первых, у него очень богатый опыт работы в «Коммерсанте», а во-вторых, опыт создания газеты с нуля. Так что это очень хороший кадр.
-- На пресс-конференции вы сказали, что в украинский «Коммерсантъ» инвестировал деньги не Березовский, а сам «Коммерсантъ». А в одном из интервью российской прессе рассказывали, что из-за «Альфа-банка» у «Коммерсанта» денег нет, поэтому пришлось у Березовского одалживать…
-- Нет, я такого не говорил ни в одном интервью. Действительно, когда мы вынуждены были заплатить 11 с лишним миллионов долларов, мы взяли кредит в Банке Москвы. И 21 марта мы его отдали. Это был очень короткий кредит, но он нам был нужен. А «Альфа-банк», между прочим, денег нам так и не отдал, хотя по суду должен был. Это затрудняет работу, денег мало, приходится их все время считать. Но я надеюсь, что когда-то он отдаст.
-- В том же интервью вы сказали, что все ваши региональные издания убыточны. -- Не все, но многие.
-- Не думаете, что и здесь будет та же история?
-- Ну, первое время, конечно. Я же сказал, что в 2007 году планируем выйти в ноль.
-- А вдруг не выйдете?
-- Ну, вдруг-то не бывает. Собственно, и региональные убытки для нас не «вдруг». Мы на это шли сознательно, потому что нам нужна аудитория, охват, никуда не денешься. И потом, это не такие большие убытки, по сравнению с общим оборотом. А здесь мы уверены, что выйдем на прибыль. Мы бы не стали запускать заведомо убыточный проект. Но если окажется, что спустя два года мы все еще в убытке, то меня, наверное, уволят.
-- Но вы исследование-то какое-то провели, не просто так же зашли сюда?
-- Конечно. Украинский рынок очень динамичный, растет, развивается. Другое дело, что оценок корректных не так много. Условно говоря, украинский рынок качественной прессы оценивается в 15-20 миллионов в год. Конечно, для «Коммерсанта» это крайне мало, потому что у нас оборот за 2004 год составил порядка 60 миллионов долларов. Но рынок растет. Другое дело, что если ты выйдешь на него, когда тут все будет в шоколаде, то будешь аутсайдером. Это законы бизнеса: если хочешь быть успешным, надо вначале рисковать.
-- А вас не пугает, что у нас сейчас доллар падает, инвестиционный климат ухудшается? -- Доллар и в России падал весь 2004 год. Ну и что? Это такие вещи - сиюминутные. А по поводу климата, то он просто более живой. Более рисковый, разумеется, но там, где больше риска, больше и перспективы прибыли. А чисто по журналистике это гораздо интереснее. И поэтому, кстати, мы предполагаем хороший спрос на наш продукт. Потому что мы умеем работать в таком информационном поле, а ваши журналисты еще не совсем умеют. И это наше конкурентное преимущество.
-- А как вы писать будете «в Украине» или «на Украине»?
-- Мы будем писать «на Украине», потому что это по-русски правильно. У нас даже была такая идея назвать «Коммерсантъ в Украине», но это уже была бы игра в политику. Потому что если газета выходит на русском языке, она и должна писаться на русском языке. А если бы мы написали «Коммерсантъ на Украине», это было бы неполиткорректно. Поэтому мы его назвали просто «Коммерсант-Украина». Но в текстах будем писать «на Украине».
-- Я думаю, что не все украинцы одобрят ваше решение. -- Нас не все одобряют и в России, и это ничему не вредит.
-- Будет у вас ставка штатного гения? -- Если такой здесь появится. У нас есть два этих гения (от ред.-- имеются в виду спецкоры Андрей Колесников и Валерий Панюшкин) и с ними довольно тяжело. Как их позиционировать? Придумать их позиционирование невозможно. Но они буквально выросли до позиций «штатных гениев».
-- Но вы же им разрешили так расти? Ведь это единственные люди на страницах газеты, у которых есть позиция. -- Если внимательно проанализировать их работу, особенно, Колесникова, то у него же очень информационно насыщенные материалы. Он ни в коем случае не подменяет своими рассуждениями факты, хотя это непросто.
У нас, между прочим, есть один заведующий отделом, который запрещает своим журналистам читать Колесникова, потому что колесниковщина - это очень тяжелый недуг для журналиста. А если и здесь появится гений, ну, дай ему Бог здоровья, буду рад. Хотя все равно он должен будет соответствовать принципам «Коммерсанта». Ведь если разобраться с колесниковскими текстами, они абсолютно им соответствует. Поэтому его до сих пор и не погнали поганой метлой из кремлевского пула. Потому что как бы он нелицеприятно не писал обо всех кремлевских делах и о Путине лично, он очень строг с фактурой, он никогда не перевирает факты. В отличие, кстати, от Елены Трегубовой, с которой это часто случалось. У меня были проблемы с Кремлем из-за брака в ее информации. А у Колесникова очень тяжелая работа, но он ее делает хорошо.
Читайте також:
"КоммерсантЪ-Украина": "рівень видання не дозволяє поширювати газету в ресторанах та в літаках"
Сегодны вышел первый номер украинской газеты "КоммерсантЪ"
18 июля в Украине выйдет первый регулярный номер издания "КоммерсантЪ"
У издания "Коммерсант-Украина" еще до выхода пилотного номера сменился главный редактор
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ