Виталий Докаленко: "Кому выгодно, чтобы у нового Президента исчезло средство донесения своей политики до граждан?"
28 Січня 2005
Виталий Докаленко: "Кому выгодно, чтобы у нового Президента исчезло средство донесения своей политики до граждан?"
«Телевидение в любом случае будет чьим-то, даже если будет учитывать общественные интересы». "Будем говорить об общественном телевидении?" – спросил меня председатель правления ОАО "Телеканал «Тонис» Виталий Докаленко. "Об общественном телевидении, по-моему, уже всё сказали. Все "за" и, кого не спроси, знают, каким оно должно быть и как его делать", – ответила я. "Нет, не все. Вот я, например, категорически против". "Интересно.
Но говорить будем, в первую очередь, о «Тонисе», его рейтингах и перспективах".
"Страна не готова смотреть то, что интересно и модно сейчас во всем мире"
- Рейтинги «Тониса», как и прочих не самых крупных каналов, за время выборов выросли. Ваши информационщики показали, что могут быть интересными, актуальными и сбалансированными. Как вы думаете, сейчас, когда горячих событий поменьше, удастся ли удержать планку?
- Появилось доверие зрителей к каналу - не прошла мимо информация о том, что «Тонис» из этой ситуации вышел самым объективным каналом, потому что он был практически единственным, кто выдавал информацию наиболее взвешенную и сбалансированную. Были свои огрехи, не без этого, но вот за лицо откровенно не стыдно.
А событий, я думаю, хватит в стране по 2007 г., в связи с тем, что страна отдыхать вряд ли будет. Поэтому рейтинг, думаю, будет расти. Тем более что мы увеличиваем информационное вещание - у нас появился получасовой новостной блок в 20:40. Теперь информационные выпуски идут в 18:40, 20:40 и 00:40 и демонстрируют довольно неплохое смотрение.
- Ваши возросшие рейтинги повлияют на дальнейшие планы канала? У вас есть перспективный план?
- Основное для нас сейчас - построение региональной сети, потому что смотрение канала по Киеву, в принципе, в 2-3 раза превышает смотрение по Украине. Это наша программа на ближайший год, которая во многом зависит от ситуации в стране.
Есть эксперименты с документалистикой - мы своего рода пионеры-экстремалы по показу документального кино в прайме и программ так называемой развлекательной документалистики. Сейчас это наше начинание подхватывают все больше и больше каналов. Но говорить о специализации пока откровенно рано.
- Если говорить об информационном вещании, то сейчас, когда «Интер» и «1+1» вернули своих зрителей, возможно, и у вас упадут рейтинги новостей? Потому что ну мы-то с вами можем смотреть новости на нескольких каналах, а обычный зритель вряд ли - он предпочтет фильмы или другие программы. И понятно, что соревноваться с крупными телекомпаниями сложно, да и исключительно на новостях рейтинги канала не сделаешь. Чем вы будете удивлять, привлекать зрителя?
- Военная тайна. Когда-то пресс-секретарь Нового канала умудрился озвучить планы г-на Ткаченко, а потом планируемый продукт появился совершенно на другом канале. Поэтому говорить о планах не хочу. Скажу лишь, что мы экспериментируем с собственным вещанием. У нас сейчас неудачное утро. Вот сегодня полдня посвятили разбору полетов - будем его переформатировать.
Я откровенно верю, что собственный продукт в этой стране будет смотрибельным и будет приносить рейтинги. У нас стартовал новый проект под названием "Диваки". Как по мне, программа очень пристойная.
- «Тонис» раньше активно сотрудничал с продакшн-студиями. Собираетесь ли вы и дальше продолжать это сотрудничество?
- Мы продолжаем. У нас появилась програма «Се-ля-ви»...
- Совершенно «убитая».
- «Убитая», да. Но, во-первых, есть надежда на ее переделывание, а, во-вторых, она смотрибельна – у нее откровенно есть свой зритель.
- Правда? Наверное, это люди, побывавшие на тусовке, о которой конкретная программа. - Те люди, которые сидят на мониторинговой панели, на тусовки вряд ли ходят. А программу смотрят - там есть индекс соответствия рейтингу канала, что для меня самого во многом странно.
- Идея, пожалуй, не плохая, но там налицо проблемы со сценарием и режиссурой.
-Через 2-3 месяца мы ее отредактируем, вытянем. Я думаю, что за собственными программами будущее, потому что страна перестает быть придатком к российскому продукту. Тем более, последние события показали, что чем дальше, тем больше будет расти интерес к тому, что происходит внутри страны. Ведь многое поменялось, поменялось сознание.
- То есть, вы считаете, что сможете сохранить интерес зрителя к «Тонису» на том уровне, который был во время революции, и даже увеличить его?
- Мы планируем увеличить. Для этого есть свои предпосылки, свои решения. Загадывать не берусь, потому что у нас была странная ситуация с Нацрадой, когда она сама рекомендовала нам просчет частот, а потом на конкурсе эти же частоты нам и не выдала. Я думаю, что сейчас ситуация поменяется, и, исходя из этого, рейтинги просто обязаны расти.
- Придут новые люди на канал?
- Мы открыты к любым разговорам, к любым авторским проектам, и зачастую очень многие вещи происходят от обратного, когда просто не доходят руки до полноценного воплощения идей, которые сидят в голове. У любого проекта должен быть базовый человек, на котором строится проект – автор, режиссер или продюсер.
Сейчас мы выстраиваемся именно от желания людей работать. Те же "Диваки" – это, прежде всего, желание молодых ребят реализовать себя по-другому. Ее ведущий Саша Гордус ранее занимался редактированием анонсов на «Тонисе», теперь перерос в категорию автора и ведущего. Да, ребята помучились месяца три, пока сделали полноценный пилот, после которого перешли в другую плоскость – производящую.
- Сейчас на многих каналах наблюдается тенденция к смене формата и более четкому позиционированию себя в каком-то определенном направлении. Новый будет развлекательным молодежным каналом – они уже об этом заявили. На 5-ом, скорее всего, будет доминировать информационное вещание. На СТБ, я полагаю, приоритеты будут отданы документалистике и публицистическим программам. Есть ли у «Тониса» планы двигаться в каком-то определенном направлении?
- Большие и средние каналы могут переформатироваться по-своему, но нам об этом говорить рано. Что будет дальше, не хочу загадывать, потому что ситуация меняется. Но если сложится ситуация с возможным расширением в сторону частотного ресурса, я уже сейчас могу из «Тониса» сделать три канала.
- Но надо-то один.
- Нет, надо три. Один делается новостийный, спокойно и без вопросов. Группа готова, она выросла, желание огромное, и при определенной трансформации сделать новостийный канал проблем не представляет. Второй может быть развлекательным на уровне документалистики, третий – направлен на определенную возрастную аудиторию и тоже занял бы свое место. Предпосылки для этого есть.
- А частоты для этого есть?
- Нету. Хотя, на самом деле, наверное, есть. Проживем небольшой промежуток времени и поймем, насколько их в стране не было.
- А нужно ли нам вообще столько каналов? Готов ли рекламный рынок поднять такое количество каналов?
- Рекламный рынок растет, и, если поломается в стране ситуация с доминирующими большими каналами, которые монополизировали рынок, то, при определенном частотном решении, на уровне хотя бы ICTV – Нового канала проекты могут быть успешны. Тем более, если выстраивать правильно экономически – не задавать сумасшедшие бюджеты, то все это имеет право на жизнь, и будет работать.
- А какая экономическая ситуация на «Тонисе»? Есть ли финансовая база для развития?
- У нас жесткий бюджет, мы пока дотационный канал, но в рамках этого бюджета можем экспериментировать и искать какие-то решения. На самом деле во многом это жесткая экономическая политика, когда надо все время понимать, что этот проект не отработал, и можно его закрыть и открыть что-то абсолютно другое. Можно не купить дорогой фильм, а купить правильную документалистику, которая может принести желаемый результат, тем более что у «Тониса» уже есть свой зритель.
- А кто ваш зритель?
- У нас аудитория +35 и все-таки доминирует женская.
- Мне кажется, что женская – это, в принципе, основная аудитория, если не говорить о спортивных программах.
- Ну, да. Наша – в основном, взрослая. Что касается детского вещания, – мы экспериментируем сейчас с японской анимацией и пока не очень удачно. Страна не готова смотреть то, что интересно и модно сейчас во всем мире. Мы опять впереди, потому что в мире сейчас вообще большой интерес к восточной культуре и, судя по тому, что у нас на форуме происходит, интерес к этому есть и довольно немалый. Просто, наверное, зрители этих программ – не среди граждан, которые нажимают пиплметрические пульты.
"Категорически не приемлю историю с созданием общественного телевидения"
- Давайте поговорим на популярную ныне тему - общественное телевидение. Вы, как оказалось, считаете, что вряд ли у нас что-то с этим делом получится. Вот недавно и Виктор Лешик мне говорил, что в его доверительных разговорах с разными политиками, ни один из них не верит в идею действительно незаангажированного общественного телевидения, дескать, оно все равно должно быть под кем-то. А вы-то почему не верите?
- Телевидение в любом случае будет чьим-то, даже если будет учитывать общественные интересы.
В данной же ситуации можно субъективно сказать, что, если эти люди, которые сейчас занимаются пиаром в сторону общественного телевидения, будут его делать, то, грубо говоря, группа Пинчука получила еще один канал. Потому что Александр Ткаченко, который возглавлял медиа-холдинг Пинчука, и Татьяна Лебедева, которая в Нацраде отстаивала интересы этого же холдинга, сейчас как раз больше всех и говорят о необходимости создания общественного телевидения. Если со стороны оценить историю, возникает риторический вопрос: чьи интересы будут эти люди отстаивать?
- Не только они говорят об общественном телевидении. Татьяна Лебедева – лишь один из членов Коалиции «Суспільне мовлення», а Александр Ткаченко – один из тех, кто предложил свои концепции.
- Больше всего я вижу и слышу их.
Неоднозначна история, связанная с финансированием этого всего дела. В ситуации, когда людям не хватает на жизнь, вводить дополнительный налог на смотрение, за которое ранее не надо было ничего платить - странная очень позиция.
- Есть и другие формы финансирования.
- Налог с коммерческих каналов? С какой стати коммерческие каналы должны платить за чье-то существование, когда долгое время половине из них не давали развиваться? В таком случае давайте построим успешные коммерческие каналы, дадим им зеленую улицу для развития, а потом поговорим о налогах для общественного телевидения.
Третий вопрос. Кто и как будет определять программную концепцию на общественном телевидении?
- Скажу вам по секрету - Наблюдательный совет.
- Почему именно эти восемь-девять человек будут отвечать за смотрение всей страны и определять, что в этом промежутке времени зрителю, заплатившему свои деньги, нужно смотреть именно этот продукт? Максимально странная история.
- Существует всемирный опыт создания Наблюдательных советов в разных сранах, где количественный и качественный состав (я имею в виду различные слои общества) Наблюдательных советов существенно отличаются. В его состав входят люди, которых можно назвать общественными моральными авторитетами – не политики, не телевизионщики, хотя они, пожалуй, тоже могут входить в состав этого органа. Наверное, у нас есть специалисты, которые могут проанализировать и попытаться создать оптимальную для нашей страны форму.
- Все равно максимально субъективная история. То есть, как изучить? Базируясь на каких данных? На данных GFK? Странно, когда 1300 семей определяют базовое смотрение страны. Делать какие-то общенациональные опросы – опять же, нужны деньги. Кто их будут выделять?
У нас специфическая страна, потому что есть разные регионы, которые, наверное, хотят смотреть разный продукт. Где искать эти компромиссы и где эти люди, которые будут все это определять? Все равно останется 50% людей с другой точкой зрения.
В очередной раз это будет лишь средство влияния, и в очередной раз – это история увода одного из каналов, который собственно и является средством влияния, из сферы политики. Откровенно, получается так: кому-то выгодно, чтобы у нового президента исчезло средство влияния на граждан страны, средство донесения политики новой власти до населения. На самом деле, нам нужно УТ-1, только с сильным честным менеджментом, хорошо поставленной рекламной службой.
Есть еще вопрос. Кто гарантированно будет нести ответственность за работу журналистов на этом канале? Если возникнет ситуация каких-то частных договоренностей с журналистом, то где гарантия, что этот журналист не будет втихаря брать деньги и отстаивать косвенные интересы того или иного политика?
- Наверное, ответственность будет нести руководство канала и тот же Наблюдательнй совет.
- А где гарантия, что руководство канала не будет получать таких денег?
- А где гарантии, что руководство и журналисты любого другого канала не будут этого делать? Надо приглашать профессионалов и платить им не меньше, чем на коммерческих каналах.
- Как минимум. Хотя, опять же таки, человек – существо слабое.
- Вы о себе?
- У меня совесть чиста максимально.
- И все-таки в случае, если общественное телевидение у нас будет создаваться. Как вы считаете, кто должен назначать его директора и кто должен его снимать?
-Я категорически не приемлю историю с созданием общественного телевидения, поэтому мне тяжело говорить о ее реализации. В любом случае, у данного продукта будет свой механизм давления и сила, которая будет оказывать влияние на него.
Читайте також:
Президент не имеет политической воли на создание общественного ТВ
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ