Что хотят услышать регионы? Часть 3
События последних месяцев на юге и востоке страны не сходят с экранов и газет общенациональных и местных СМИ. Несмотря на это, в медиа остаются «белые пятна» и полную картину событий сложить порой не удается. Чего именно не хватает в СМИ, «Детектор медіа» расспросила региональных журналистов и общественных активистов. Мы задали такие вопросы:
1. Какой информации вам не хватает на общенациональных каналах о жизни в вашем регионе?
2. Какой информации в вашем регионе вам не хватает о действиях центральной власти, общественных организаций, международной общественности?
Как выяснилось, в Луганске, Донецке и Краматорске хотят больше знать о местных патриотах и проукраинских силах, об угнетении сепаратистами местных жителей, а также о том, как изменилась жизнь в Крыму после аннексии Россией.
Читайте также часть 1 и часть 2 опроса.
Вячеслав Бондаренко, активист и журналист, Луганск:
1. Когда я смотрю национальные телеканалы, мне кажется, что существует большой перекос в сторону сепаратистов. Показывают все их передвижения, а, то, что их многие здесь не поддерживают, либо украинских патриотов, либо не определившихся, которых еще больше, - об этом вообще не говорят. То есть, если посмотреть некоторые национальные телеканалы, то у нас тут совсем все плохо, практически второй Крым. Информация идет однобокая. Пока еще есть ежедневные митинги проукраинских луганчан, которые выходят за Единую Украину каждый вечер в шесть часов, их иногда показывают. Но каждый день одну и ту же картинку каналам транслировать не интересно.
А ведь помимо этого еще идет жизнь. Очень много людей не определились, они вообще не знают, что происходит. Многие уже думают: все, баста, это - Россия. Они за Россию, потому что им звонят родственники, рассказывают, как там «на Руси жить хорошо». Это «синдром халявы». Они думают, что у них тут сразу пенсии будут огромные - расчет России на пенсионеров, в первую очередь. А сейчас еще говорят, что пенсии для крымчан сделали выше, чем в России. Я общался с московскими журналистами, и одна моя коллега с НТВ сказала, что ее бабушка, которая живет где-то в Сибири, готова переехать в Крым, потому что там ей дадут пенсию больше.
Что касается молодежи, то даже сейчас есть те, кто не боится с украинскими ленточками ходить, хотя сегодня это реально опасно для жизни и здоровья. Да, некоторые подвержены всей этой истерии. По мнению так называемых «ватников», любой человек, у которого на груди желто-голубая ленточка, - это фашист. Это просто вбито в головы. Здесь у нас - это реально так.
Пропаганда российских телеканалов продолжается. Их отключили буквально на три-пять дней и потом опять включили. 29 апреля захватили Луганское областное телевидение, а после этого сепаратисты захотели захватить передающий центр и вообще отключить украинские каналы.
2. По поводу действий центральной власти, мы пользуемся информацией из интернета, Facebook... Но у нас в регионе идет большой перекос в сторону российского телевидения, которое смотрят, в том числе, члены моей семьи. Они смотрят Первый российский канал. Отец мой верит ему безоговорочно и считает, что только на российском телевидении говорят правду. Мне кажется, надо на наших национальных каналах объяснять людям, что такое «сепаратизм», «федерализация», важно вести не то чтобы информационную войну, но объяснять людям, что произойдет с экономикой, с шахтами в Луганске, если они окажутся в России. Реально процентов 80 населения не определились - они думают, что в России жить прекрасно!
Яркий пример. Неделю назад я оговорил с российскими репортерами, которые снимали у нас сюжеты перед захваченным зданием СБУ. Журналистка общалась с местным населением на митинге. Один мужчина ее спросил, как они там живут, и она начала рассказывать, как там все «классно», одному конкретному «ватнику». Она ему рассказала, что все россияне жить должны в своих регионах по прописке, что у них нет местных выборов и про другие «прелести»... После чего он спросил: «А зачем я тогда здесь стою? Зачем мне нужна эта Россия?». И ушел. Это реально было! Когда людям начинают объяснять, что России не нужна наша угольная отрасль, не нужны в нее инвестиции - они начинают задумываться. Но это приходится объяснять каждому отдельному человеку, и у десяти-двадцати ты можешь какие-то сомнения зародить. Но многие уверены - в России все классно!
То есть, на национальных каналах нужны правдивые передачи. Нужны реальные сюжеты о том, что происходит сейчас в России, в Крыму. Практически все говорят, что люди в Крыму счастливы. Но мои знакомые рассказывают, что уже не все там очень радуются. Есть большие проблемы, но об этом никто не рассказывает. Такие сюжеты могли бы быть пропагандистским «ответным ударом» России. Нужно действовать в тылу врага. Мне кажется, этого в первую очередь не хватает, потому что все эти ток-шоу, все эти мужчины в пиджаках, которые рассказывают, как обустроить жизнь, - все это уже «в печенках»!
29 апреля в Луганск приезжал Гриценко, который сказал, что не будет пиариться за счет сепаратистов, не будет с ними встречаться. Сейчас у нас «смелые» - это Юлия Владимировна и прочие... А он, дескать, не будет. Но это тоже пиар! Нет доверия уже ни к кому.
У нас, патриотов Украины, остается просто надежда. Я и мои друзья пока собираемся оставаться здесь. Хотя, если в Луганске начнут ходить рубли, вывесят российские флаги и будут назначены российские губернатороы, то я уверен, что очень многие уедут отсюда в центральную Украину. Я сам - коренной луганчанин, уже сорок лет тут живу... Считаю, что сейчас главное - не сдать восточную Украину, потому что Россия будет отрывать кусок за куском. Поверьте - они не остановятся. Я очень надеюсь, что Луганская область останется Украиной, что мы победим и будем тут петь украинские песни и никто нас за это не побьет. А сейчас выйти на улицу и спеть гимн Украины в Луганске - надо быть героем. Наш «трезубец» тут называют свастикой, а украинские флаги сжигают, как фашистские. 29 апреля это происходило у меня на глазах. Из окон захваченного ОГА выбрасывали венки из калины. Сепаратистов это все раздражает. Есть лютая ненависть к другой нации. Они нас считают предателями: они - славяне, а мы - фашисты... Вы там держитесь в Киеве, а мы Луганск тоже не сдадим.
Сергей Гармаш, журналист, главный редактор сайта «ОстроВ», Донецк:
1. Я не смотрю национальные каналы. Общаюсь в интернете. Не знаю, чего мне не хватает, но я могу сказать, что меня возмущает: когда пишут, что в Донбассе все слили или ведут переговоры с сепаратистами, чтобы услышать Донбасс. Даже была программа какая-то «Услышать Донбасс», где говорили только о сепаратистах. А по всем опросам у нас сепаратистов не больше 20%. Почему-то все хотят услышать сепаратистов, а вот патриотические силы, тех, кто хочет жить в Украине и нормально жить, - их никто не видит. И даже никто не пытается услышать.
Что делает власть, чтобы нас защитить? Я, например, не вижу ничего. И вот это - серьезная проблема. Наверное, в Киеве выгодно считать, что нас не существует. Или там хотят думать, что у нас все стремятся в Россию. Получается, что 20% активных «больных» людей создают образ всего региона, который в большинстве своем не поддерживает ни эти беспорядки, ни сепаратистов, ни, тем более, присоединение к России.
Проблема в том, что из этих людей, которые провозгласили себя лидерами Донецкой республики (хотя, когда с ними общаешься, вообще не понимаешь, что это за люди), раздули «звезд» и пытаются сделать из них реальных политиков, хотя все прекрасно понимают, что они ничего не решают, а решения за них принимают другие люди. Ну, что сказать? Журналистам нужны сенсации. Если меня убьют, то, наверное, напишут, что убили патриота. Пока я жив, я никому не нужен. Вот это - проблема.
Кто может решить проблемы в нашем регионе? Да даже если мне дадут полномочия и ресурсы - я бы их смог решить. Это же не так, как было в Крыму, когда население было на стороне оккупантов. А так как у нас большинство населения поддерживает Украину, проблему можно решить. Просто ее никто не хочет решать.
Станислав Черногор, глава правления городской общественной организации «Фонд розвитку громади», Краматорск:
1. Если касается Краматорска, то сейчас неуместно говорить об информации из регионов - там снимать опасно для жизни. А вот когда наступит мирная жизнь у нас, тогда предлагаю вернуться к этому вопросу. Хотя нет, нужно побольше информации о том, как гнобят местных жителей и грабят магазины, аптеки, предприятия, угоняют транспорт, убивают людей - трэш полезен для тех, кто еще колеблется, кто думает, что в «Донецкой народной республике» будет хорошо... Еще нужны интервью отловленных диверсантов и бандитов, где они сами рассказывают о том, как докатились до жизни такой...
2. Тяжело сказать. У меня хватает информканалов, и лично мне, наверное, ничего не нужно... А вообще - больше информации о происходящих позитивных изменениях в стране. Это важно.
Фото - «Радіо Свобода»