Тоскливые откровения накануне выборов
Все, что происходит в эти дни в украинском политикуме, к праву не имеет никакого отношения. Воспитанники коммунистической партии СССР и не менее коммунистического комсомола, разбившись на две команды, играют в волейбол. Где мы с вами – мяч, объект перемещения. Эдакий пляжный волейбол, игра без правил. А право – это процедуры и гарантии.
В принципе, ничего страшного будто бы не происходит. Подавляющее большинство населения страны в этом не участвует. И – участвовать не будет. Ни за какие коврижки. Люди продолжают работать, любить, готовиться к весеннему теплу… Нормальная жизнь нормальной страны. Несмотря на переполненные эмоциями и страшилками телевизионные экраны. К счастью, на этот раз мы, украинцы, наблюдаем эту грубую драку отстраненно. Почти все, и украино- и русскоговорящие.
О нас забыли. Забыли о наших надеждах, о своих обещаниях. Скажу яснее – нас предали. Искренние горячие слова и чувства сотен тысяч людей на площадях, уставших от мелкой хитрости и крупной лжи «папы Кучмы» закончились новой хитростью, новой ложью и новым нежеланием думать о людях.
Кто виноват? Разумеется он, Президент Ющенко. Он – в первую очередь. Потому что он – Президент. Об этом уже сказано и написано очень много. Здесь – классические для не-Европы родственные предпочтения в раздаче портфелей, и перманентные скандалы, и грызня внутри клана, и, самое главное, скверный менеджмент. А посмотрите на наградные списки последних лет…
Как и всякий плохо информированный обыватель, в политике я мыслю символами. Сегодня впервые не пойду на выборы, если таковые состоятся. Потому что выбирать мне предлагают олицетворение не-права профессора Кивалова или бабу Параску в нежных объятиях Петра Порошенко. Третьего, настоящего третьего, пока нет. И вряд ли предвидится. Порошенко с Параской и Кивалов сделают все возможное, чтобы реальная третья линия не состоялась.
Роспуск парламента… Может быть, может быть. Эти мужчины и женщины, названные нами законодателями (ибо так мы голосовали) «достали» всех. И в Донецке, и во Львове. Мы – добрые, отходчивые, умеем прощать, сопереживая и сочувствуя. Решение Президента было бы принято нами с большим пониманием, если бы он, гарант, обратился к нам с простыми, ясными словами: «Украинцы, простите меня. Я был слаб, много ошибался, многим уступал, многое не сумел… простите меня!». Но он и на этот раз ничего подобного не сказал. Не захотел.
Но есть в этой ситуации иная опасность. Очень серьезная. Игнорируемая всеми участниками этой политической потасовки. В нашей стране в административной системе нет института государственных секретарей. Иное дело Италия – там бурные политические страсти политиков не могут дестабилизировать государственную систему, продолжают ритмично работать чиновники и судьи, полицейские и учителя. Уже сейчас очевидно: украинские чиновники прекращают принимать ответственные решения, останавливают подготовку социальных новаций. Руководствуясь вполне логичным в такой ситуации принципом: «лучше я подожду, как бы чего не вышло…». И мы с вами, дамы и господа, заложники этой ситуации. Опять – все на тормозах. И пенсионная реформа, и оптимизация системы здравоохранения, и противостояние разъедающей страну коррупции, и судебно-правовая реформа. И – общественное телевидение, в конце концов…
Что делать? Искать для себя, дорогого, другую страну? Или другую планету?.. Грустно. Даже тоскливо. И мне – тоскливо.
P.S. Сознательно сосредоточил свои инвективы на Президенте и его рати. Поскольку голосовал за них. Другие, бело-голубые, не были предметом моих надежд. Разочаровавшиеся в них также имеют право на свои публичные высказывания. Но – не я. Каждому - свое.