Остановите самолет, я выйду
А не спеть ли мне песню о любви? А не выдумать ли новый жанр? Впрочем, хватит лирики, всё очень, очень серьезно. Телеканал ТЕТ запустил очередное дейтинг-шоу «Зупиніть, я закохалась!». Ради поиска «коханого» целых 15 его участниц (полный автобус) в качестве киевлянок и под руководством Жанны Бадоевой исколесят все туристические достопримечательности Украины. Впрочем, не стоит заблуждаться, путая шоу с туристическим: скорее, это мягкий аналог «Дома» и «Жены для фермера». Первая остановка (серия) в минувшее воскресенье случилась в славном Каменце-Подольском. Грузите апельсины бочками, господа!
Девушкам из высшего общества трудно
Идея нового шоу знакомств проста. Киевский мужик, объясняют в самом его начале, вконец охамел и обленился. А кроме того, почитай, он и вообще перевелся в столице. Поэтому здешние «принцессы» (в дальнейшем потенциальных киевских невест будут ласково называть еще и «фифами», и «десантом»), увы, нынче «не могут дождаться своих принцев». Что им остается делать?..
Правильно. Пятнадцать (как республик в бывшем СССР) девиц, все на высоченных шпильках и с одинаковыми чемоданами на колесах, загружаются в Киеве в желтый, словно знаменитая субмарина «Битлз», автобус. С логотипом шоу. И сами едут на поиск женишков. В провинцию - как много, много раз с легким презрением в течение передачи будет повторено «за кадром». По условиям программы, в каждом из городов, где происходит съемка, вниманию полутора десятка красоток предлагается всего три кавалера. Каждая дама вольна выбрать одного из них и вместе с другими желающими, которым тоже понравился именно этот потенциальный «супруг», три раза сходить с ним и только с ним на коллективное свидание. Во время таких групповых встреч на фоне местных достопримечательностей, включая природу, происходит отсев претенденток. (Ну, не все при ближайшем рассмотрении захотят «связывать судьбу» с имяреком!). А если вдруг между кем-то из автобуса и кем-то мужского пола и «местным» случится любовь... Ну, что ж - в финале шоу достаточно будет сказать «Зупиніть, я закохалась!» И, якобы, на веки вечные остаться вместо Киева жить там, в этой страшной «провинции». («Заради коханого Світлана готова покинути геть усе та поїхати жити до провінції», - прочитала я очередную душещипательную историю на сайте проекта).
В общем, самая приблизительная целевая аудитория проекта понятна: жительницы тех мест в Украине, где Киев до сих пор считают чем-то вроде рая земного, а киевлянок обзывают родившимися с золотой ложкой во рту принцессами. Как говорит в самом начале шоу передачи неунывающая красавица - и, да, конечно же, она живет в вожделенной столице! - Жанна Бадоева, «в последнее время подруги мне часто жалуются, что мужчины не готовы к серьезным отношениям. Замуж пора, пенсия не за горами - а влюбиться-то всё не в кого! Девчонки, хватит ныть! Я знаю места, где живут прекрасные принцы, галантные рыцари и настоящие мужчины! Мы начинаем новое романтическое шоу и отправляемся в большое путешествие в поисках настоящей любви!»
Понаехали тут!
Увы, попытка немножечко поспекулировать на растущем противостоянии «киевлян» и «понаехавших», - а если уж совсем откровенно, на нелюбви к «зажравшимся» жителям столицы большей части остальной Украины, - не выдерживает критики. Во-первых, в Украине в принципе игра на региональных различиях и «сортах» населения не срабатывает (тьфу-тьфу!). И это одно стоило зарубить на носу, записать самым большим кеглем и вывесить вместо скринсейверов на мониторы своих компов сценаристам, когда только продумывали «легенду» передачи.
Во-вторых, если уж что-то делать (пусть даже гадость) - то в полной мере. А ТЕТ спасовал и сполиткорректничал. И в итоге, по его же легенде, на ловлю женихов в Каменц-Подольский (во второй серии это была Коломыя) отправились «столичные штучки» родом, например, из Луганска. А, судя по социолектам, одежкам, претензиям и манерам, так совсем недавно вырвавшиеся вообще из каких-то мифических глухих сел.
Внешний вид «киевлянок» из «Зупиніть, я закохалась!» меня и в самом деле поразил. Ладно еще, дешевые туфли на огромных «шпилях» толщиной с иголку или на гигантской платформе. Иначе говоря, что с того, что покорять «гламуром» провинцию ринулась словно передовая бригада стриптизерш? Кто их, этих «киянок», знает, они ж - «фифы»! Но кто в Киеве сегодня носит ярко-розовые помады? Блестящие металлические серьги а-ля сетка-рабица? Пластиковые дешевые бусы а-ля племя тумба-юмба? И главное - разноцветные школьные банты? Уважаемые авторы шоу, вы сами-то когда в последний раз на улице гофрированные банты на девушках видели?..
Разве что во времена своей молодости, а то и золотого детства, в 1980-е. Кстати, именно в то время были модны и розовые помады, и густо подведенные глаза, и описанные выше серьги. И да, еще и пышные начесы, как у Роберта Смита из The Cure. (Где начесы, я вас, художники по костюмам, спрашиваю?) Вот только мистеру Смиту в придачу к алой помаде и «боевой раскраске» морды лица сегодня вряд ли придет в голову напялить «гламурный» розовый спортивный костюмчик на первое свидание. Таким, видимо, - т.е. словно на фрик-шоу, - городские затейники из числа авторов программы на ТЕТе представляют «шик и блеск», доступный пониманию украинской «провинции». (Кстати, это, конечно же, совпадение, но в качестве фриков украинские провинциалки недавно «дебютировали» и в талант-шоу «Хочу в Виагру» на другом нашем телеканале, «1+1»).
Зато местные жители - т.е. все три «лучших жениха» города Каменца-Подольского, - если верить шоу, как один изъясняются на литературном русском. И вдобавок носят чисто украинские фамилии Топыркин, Рыбак (этот еще и родился в Москве, когда родители возвращались из Сургута) и Гусев. Бывает.
Чтобы закрыть так раздраконившую меня тему внешнего вида героинь, добавлю, что больше всего он, - да и всё в них остальное! - контрастировал с умницей, красавицей и просто-таки «иконой стиля» Жанной Бадоевой. Жаль, что она физически не могла быть единственной героиней шоу. Как в древнем анекдоте про певицу Зыкину: «А ты не пой, красавица - ты туда-сюда по сцена ходы!»
Старые клячи
Итак, интрига «Зупиніть, я закохалась!» держится на якобы отказе девчат от «золотой» столицы. И готовности ради «любви» прозябать в «ужасной» провинции. Судя по уже первой серии, в будущем им, бедняжкам, даже передвигаться здесь придется не на шпильках - на велосипедах. («За кадром» всех так и предупредили - осваивайте, мол, транспорт, здесь пригодится!) А вместо ресторана лопать жареное на костре нечто, любуясь на водопад, до которого еще нужно добраться вброд. Но что поделать, любовь - зла, и ради семейного счастья, к примеру, с футбольным тренером Сережей, хоть подвиг жен декабристов повторишь, хоть в водопад нырнешь. Хоть к чертовой бабушке забросишь карьеру певицы. «Каждый день» петь ему, мужу, то есть, вознамерилась и одна из героинь первого выпуска шоу, 28-летняя Анна, оставаясь в Каменце. «Первый пошел», - отрапортовал оффсайт ТЕТа.
За вычетом светлой идеи обыграть тему провинции и столицы, а также красивенных пейзажей и экскурсий (больше на словах) по Каменец-Подольскому замку, в остальном «Зупиніть, я закохалась!» мало отличается от любых других аналогичных шоу. Здесь дерутся, плачут от «чувств», вываливают секреты и биографии, по-женски интригуют. И никто, включая героев-мужчин, не стесняется «на камеру» высказываться о достоинствах и недостатках других участников и участниц.
Особенно, кстати, досталось возрасту претенденток. И на какую, всё же, целевую аудиторию рассчитывал ТЕТ, запуская шоу вперемешку с 20-летними и на более чем 10 лет старшими «тетками» - и «женихом» 24-х годков от роду?.. Кто, собственно, должен это смотреть и ахать - фемины бальзаковского возраста, тинейджеры? Столетние Параска и Палажка из бывшего колхоза «Светлый путь», которых хлебом не корми - дай посмеяться над городскими идиотами?
Но и для полного удовлетворения гипотетических Параски с Палажкой из участниц программы надо было снова-таки сделать полные посмешища. А не ограничиваться бантами с розовой помадой. Ведь после растиражированных самим же ТВ историй вроде рождения близнецов у Пугачевой и Галкина уже ни возрастом, ни внешностью, ни явной придурью никого не удивишь. Впрочем, из-за затянутости первой серии шоу бабуси автоматически «выпадают» из категории его потенциальных зрителей. Еще не доживут до конца бесконечной (на самом деле, полуторачасовой) серии! С другой стороны, ты еще попробуй топтание на пикнике «жениха» с гаремом из семи «невест» снять и, главное, преподнести зрителю как нечто крайне интересное и динамичное... На ТЕТе действительно работают суперпрофессионалы, и это не только заметно оживляющая кадр Жанна Бадоева.
Вместо послесловия
...На лавочке у входа в парадное, практически под моим балконом, летом, осенью и весной почти каждый вечер собираются они. Нет, не старушки. Те вообще как-то мало в нашем микрорайоне торчат на лавочках. И не местные алкоголики, которые сейчас пьют по норам. Пока погода это позволяет, все свободные «посадочные места» у хрущевок занимают девочки и мальчики лет от 16 и до 20-23. Под визг своих китайских айпадов или недорогих смартфонов, они до одурения лялякают «за жизнь». Одурение от однотипных разговоров - причем, без наркоты и даже практически без спиртного, включая пиво, - обычно наступает ближе к двум ночи. «Гипноз это, что ли? Ну и молодежь пошла!» - ругаются взрослые тети и дяди. Я тоже долго не могла понять: ну, почему эти совершенно разные, но очень молодые люди и говорят, и думают будто под копирку? И почему в моей юности подобного точно не было? Истерично раз за разом выворачивать в компании душу в стиле городского жестокого романса - такое раньше просто в голову никому бы не пришло.
- А я ему и говорю: если у тебя есть ко мне чувства, не бойся, шли эсэмэс. Я пойму, я же не дура! Мы всё обсудим, вдвоем, - в тысячный раз пересказывает одну и ту же историю девичий голос.
- Танюха, парню, который экономит на эсэмэсках, верить нельзя! - откликается целый девичий хор.
- Я больше люблю брюнетов, чем блондинов, - сменяет предмет, но не тему разговора, кто-то еще.
- А я - блондинок. Они сексуальнее! - откликается невидимый мне совсем молодой человек. Компашка обмусоливает «сексуальность».
- С мамой жить плохо. Всё время контроль, - ответив на мобильный звонок, то ли жалуется, то ли степенно рассуждает юноша лет 17. - Лучше поступлю в колледж и в общагу пойду.
- А кто ж тебе будет готовить, стирать, убирать? - подначивает приятеля Таня, давно забывшая о своих страданиях.
- Бабу заведу.
- Что-о? Витя, как смеешь ты так говорить о нас, о женщинах? - хор девчонок.
- А шо? - вяло отбивается Витек. - Я же не про вас именно! Пару шоколадок куплю, и сама до мэнэ прибежит жить. И стирать, готовить, даже окна мыть будет. На то и баба.
- Шоколадкой сейчас женщину не приманишь, - Танюха. - Сейчас им деньги, карьеру и перспективы подавай. А у тебя что? Комната в общаге?..
- Нее. Даже ее нет, - вздыхает Витек.
- Ну и кто тебя полюбит, если ваще никаких достоинств?..
Компания скорбно затихает, парни курят. Через пару минут кто-то снова заводит про любовь. Тьфу ты!
Теперь я знаю, откуда вдруг реальные, а не «из телешоу», мальчики и девочки из реального «рабочего» района настоящего Киева взяли свои истеричные интересы, даже специфическую лексику. Они не специально - просто, выросли на телевизоре. Они и говорить-то, небось, научились вместе с ним. Теперь - «что естественно, то не безобразно», у них не житье, а сплошные талант-шоу и дейтинги. Бывает. «А не спеть ли мне песню о любви? Только что-то струна порвалась». (Чиж, «О любви»).