Возвращение в старую грязь
Когда советская власть тихо умирала от неизлечимой болезни, именуемой в просторечии дряхлостью, страну посетила группа инспекторов из Всемирной психиатрической ассоциации. Посещая специальные психиатрические больницы МВД СССР, встречаясь с прошлыми жертвами психиатрических репрессий и независимыми экспертами, зарубежные специалисты (в основном, психиатры и юристы), хотели объективно оценить степень необратимости горбачевской «перестройки» в этой весьма специфической медицинской системе…
Прошли годы. Весь тот ужас наукообразного надругательства над человеческой личностью остался в прошлом. Единственный зафиксированный случай попытки злоупотребления психиатрией в политических целях в независимом украинском государстве – история с «Белым братством». Да и здесь – лишь попытка. Резкое «нет» сказали тогда сами психиатры.
Разумеется, психиатрическая практика в Украине не очистилась от скверны злоупотреблений окончательно. Но, главное, исчез тот самый заказ от государства на «охоту на инакомыслящих». Психиатрия перестала быть инструментом политических репрессий. Я с гордостью утверждал это не раз с трибун всевозможных конгрессов и конференций. Утверждал искренне, уверенно.
Однако, как оказалось, мой оптимизм был преждевременным. Совсем недавно полтавские «отцы нации» издали документ, предлагающий руководителям районного и городского уровня полтавской области прибегнуть к помощи в случаях «неотложной разъяснительно-профилактической работы» с конкретными 156-ти жителями области, позволяющими себе жаловаться на плохую работу местных властей! Подписи под документом поставили люди, относящие себя к демократическому крылу нашей так называемой политической элиты – руководитель аппарата облгосадминистрации Сергей Соловей и губернатор Валерий Асадчев.
Казалось бы, нет КГБ. Нет монополии единственно правильной идеологии КПСС, нет удобной для таких случаев психиатрической ширмы в виде «вялотекущей шизофрении» и, главное, нет заказа «сверху» из Киева. В стране, как утверждает спикер парламента, построено правовое государство, лихо и без особых раздумий подписывающее любые международные обязательства в сфере соблюдения прав человека… А тут: «Частые обращения в органы власти… в частности, в секретариат Президента Украины, облгосадминистрации, местные органы… приводят к лишней трате времени на дополнительные разъяснения и переубеждение, повторную переписку, нарушают морально-психологическое состояние их сотрудников».
Что же конкретно в Полтавской области стало, повелением властей, зоной компетенции психиатрии? Нет-нет, не прежняя, советская «философская интоксикация» и интерес к творчеству сюрреалистов, все гораздо проще, приземленнее: жалобы на невывоз от домов мусора, хроническую неисправность лифта, отсутствие света на лестничных площадках и т. д. и т. п.
Жаль, господа Соловей с Асадчевым не знают, что именно сейчас мировое психиатрическое сообщество разрабатывает новую, модернизированную классификацию психических болезней. А то бы подали новационную идею о введении специального «полтавского кверулянтного синдрома» в качестве нозологической единицы.
… А я впредь поостерегусь в обществе приличных людей утверждать, что в моей стране с позорным прошлым тоталитарной психиатрии покончено.