На правое дело он поднял народы?

7 Лютого 2013
14120
7 Лютого 2013
11:59

На правое дело он поднял народы?

14120
«Интер» не утратил туманных перспектив стать якобы оппозиционным. Но не раньше, чем за год до выборов-2015.
На правое дело он поднял народы?

Ярославский отдал «Металлист», у Коломойского проблемы с «Аэросвитом», у Пинчука - с тестем... А вот теперь Хорошковский остался без «Интера». Всё это очень напоминает историю октября 1917-го, когда большевики «первым делом» захватили мосты и телеграфы. Впрочем, с большевистским переворотом у Украины образца 2013 года всё же есть существенная разница: «владельцев заводов, газет, пароходов» у нас никто пока не отстреливает, тем более руководствуясь классовым чутьем. Да и материальные потери наши самые богатые норовят минимизировать.

 

Но я сейчас не об этом. И уж тем более не о политике. (Это не я к ней, а она ко мне нахально пришла, как и предупреждали когда-то немецкие коммунисты.) Для большинства отечественных обывателей или, как любят нас окликать с парламентских и прочих трибун, «маленьких украинцев», во время последних событий вокруг «Интера» самым животрепещущим оказался один-единственный вопрос. Так станет ли этот центральный в стране телеканал оппозиционным - или?.. Иначе говоря, огромное количество людей на полном серьезе рассчитывали, что вот, мол, ударится г-н Хорошковский во фронду, как некогда в России - Михаил Ходорковский, и тогда...

 

 

Свобода вас встретит радостно у входа

 

Увы, вместо того, чтобы войти в историю в качестве украинского Ходорковского, г-н Хорошковский продал свой медиаконцерн г-ну Фирташу. (Напомним: Тарас Чорновил еще в 2010 году жаловался, мол, страной на самом деле правит не Янукович, а зловещая «группа Фирташа - Левочкина - Хорошковского - Бойко». Да, много с тех пор воды утекло!..). Отдал, значит, своими руками самое ценное, что у него есть - и затаился.

 

«По-прежнему не будет свободы слова в стране», - горестно вздохнули «маленькие украинцы». Их ожидания, конечно, были смешны в силу своей наивности. Но столь же грустной кажется породившая их (и ожидания, и, увы, самих украинцев) реальность.

 

Свобода слова - вот, на самом деле, та проблема, которая, даже не будучи названной и, более того, толком осознанной, «на уровне интуиции» всколыхнула страну, пока развивалась история с мнимой «фрондой» г-на Хорошковского. Так что у нас с ней происходит, на самом-то деле?

 

 

Мы не рабы

 

Говоря о дне настоящем, начинать нужно с президентских выборов. Во-первых, потому что, судя даже по сегодняшним процессам (не последним из них стало постепенное аккумулирование журналистских «имен» и сил, нежно, но настойчиво создающих очень определенное общественное мнение у своей аудитории), подготовка к «последнему и решительному бою» - 2015 в Украине идет вовсю. Во-вторых - и это для заданной нами темы свободы слова самое существенное, - именно сценарием, заложенным еще во время выборов-2004, можно объяснить сегодняшнее превращение большинства украинских СМИ в практически безотказный рупор собственных владельцев. Сравнивать который нужно уже даже не с рабом, а, к примеру, с кувалдой. Ведь, в отличие от неодушевленных, пускай и очень увесистых и травмоопасных предметов, даже самый преданный хозяевам раб о многом свое мнение имеет и пытается его выражать разными доступными себе способами.

 

Итак, выборы-2004, в итоге переросшие в Помаранчевую революцию и в бело-голубые площади с их верой в наколотые апельсины. (Сильно, кстати, подозреваю, что почти десятилетней давности опыт «поднятия масс» сегодня буквалистски пытаются повторить совершенно разные силы; вам, к примеру, демарш ТВi не напомнил о 5-м канале образца 2004 года?) Одной из главных причин тогдашнего общенародного возмущения стали медведчуковские темники. И просто тотальное вранье провластных, - а других, как и сегодня, тогда практически не было, - СМИ. Из которых наиглавнейшими тогда были телеканалы.

 

С тех пор ни разу не говорилось: а ведь врали-то, что сивые мерины, все! Цензура, может, даже еще более жесткая, чем просто темники, существовала и в немногочисленных оппозиционных СМИ. Отдельные очень популярные газетные издания вообще отсылались в печать только после личного одобрения реального инвестора, он же пламенный оппозиционер-политик. Такая практика сохраняется и сегодня. С тем отличием, что после ряда скандалов вокруг закрытия медиапроектов или внезапной смены топ-менеджеров, она и в самом украинском обществе практически не воспринимается как предосудительная.

 

 

Намордник для пса

 

Бывает ли ложь спасением? Вот забавная цитата на эту тему: «Собака в наморднике лает задом» (Генрих Гейне). Удачным моментом Помаранчевой революции центральные украинские СМИ не воспользовались. Напротив, вместо того, чтобы выдрать себе свой кусок свободы и наконец начать говорить и писать правду, - насколько это вообще возможно и, главное, какой бы нелицеприятной она ни была, - они охотно и, что характерно, уже и безо всяких темников, вместо более-менее реальной картины происходящего на площадях и улицах принялись ретранслировать идеальную картинку. Живя в Киеве (т. е. в центре оранжевых событий), я сама, помнится, безмолвно удивлялась, мягко говоря, множеству мелких несоответствий между тем, что вижу своими глазами - и по телевизору. (Так, благодаря умению операторов даже в ходе прямых трансляций с Майдана в декабре-2004 толпа в пару сот человек превращалась на вид в грандиозный многотысячный митинг с вездесущей бабой Параской в первых рядах). Разницей между теми сложными процессами, которые мы наблюдали на улицах и в парламенте - и черно-белыми рапортичками в хорошо отредактированных новостях. «Ложь во благо», - говорила я себе, ведь и сама мечтала об окончательной победе «наших». «Это всё - для пользы дела!» - видимо, убеждали себя и те, кто, скажем так, преувеличивал «ужасы» Майдана, находясь на востоке Украины. И, переживая события революции (каждый - своего цвета), мало кто из нас задумывался о долгосрочных последствиях, которыми грозит практически ручное управление политиками нашими газетами, журналами и телеканалами. Да-да: в силу «революционной необходимости», осенью-зимой 2004-го реальные хозяева оппозиционных СМИ, они же политики, лично зачастили в редакции.

 

Маленькая ложь в итоге родила большую. Революция победила - и проиграла. Сегодня говорят, мол, потому, что она была ненастоящей - а просто одна клика очень богатых боролась за власть с другой кликой. Но я считаю, что причина все-таки, в первую очередь, в том, что в результате утвердившегося ручного управления журналистикой подохла сама свобода слова. (Если не считать свободы самовыражаться на темы, удобные «инвестору».)

 

 

Смотри, где я, а где - Европа

 

Мы тут так много говорили о свободе слова - а что вообще нужно считать ею «настоящей»? (См. тут.) И почему то, что творится сегодня на тех же отечественных телеканалах, так называть нельзя - вопреки любимому доводу политиков о том, что большое количество политических ток-шоу это и есть «свобода»?

 

Впрочем, по каким причинам нельзя, как раз очевидно. Но раз так, чтобы не тратить время на формулировки, поищем аргументы с неожиданной стороны: а что не является настоящей свободой слова? (Тем более что, судя по когнитивному диссонансу, возникающему у западного медиасообщества при каждом очередном обвинении его украинскими политиками и чиновниками в джинсе, Билль о правах и все благие рассуждения Руссо и Милля мы с Западом по-прежнему понимаем как-то по-разному.)

 

Решение этой проблемы в, так сказать, смежной области, - житии-бытии украинских партий, - современные украинцы сформулировали интуитивно (что не означает ошибочности). «Наша оппозиция не настоящая!» - скажет с разочарованием чуть не каждый первый из сограждан. При этом запрос на настоящую оппозицию так высок, что неожиданно для многих в парламенте оказалась «Свобода». Примерно теми же ожиданиями объясняется и детская вера в «доброго олигарха», который вот возьмет - и подарит всем людям счастье в виде оппозиционного (т. е. в общественном сознании не лживого и не консьюмеристского, не заангажированного, а на котором пышным цветом цветет пресловутая «свобода слова») телеканала.

 

Можно ли считать какое-либо ТВ примером свободы, если «оппозиционным» оно стало (или в любой момент готово стать) по прихоти владельца контрольного пакета акций? Нет, нет и еще раз нет! Потому, что в любой следующий момент «линия партии» вполне может измениться, и тогда... А кроме того, нет гарантий, что «папино» СМИ не режет правду-матку исключительно про врагов и бизнес-конкурентов самого «папы», а его подельников, напротив, на голубом глазу изображает ангелами, каких мало. И что с того, что у «ангелочков» растут рога, а их шкуры провонялись адской серой.

 

Может ли в Украине один из ведущих телеканалов стать оппозиционным, если сама свобода слова у нас - ненастоящая, как оппозиционеры-политики в Верховной Раде? Вполне - если это будет особенно выгодно владельцам. В любом случае, «оппозиционность» и «свобода слова» по-украински коренным образом отличаются от западных. Там ведь институт медиа - один из главных инструментов контроля над «хозяевами жизни»...

 

 

Цыганка с картами, дорога дальняя

 

С тем, что было, мы разобрались. Осталось более сложное: попытаться понять, что будет. «Кто позолотит ручку?» - приговаривают в таких случаях цыганки. (Учитывая настоящее положение дел, как раз их слова и можно брать эпиграфом ко всем прогнозам.)

 

А новости у нас есть - хорошие и плохие. Из первых: «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется», т. е. в результате того, что «Интер» и проч. пошел по рукам внутри самой, как ее назвал г-н Чорновил, «группы Фирташа - Левочкина - Хорошковского - Бойко», он совершенно не утратил туманных перспектив стать якобы оппозиционным. Но вряд ли это долгожданное событие (вспомним опыт 2004 года) произойдет раньше, чем примерно за год до «времени Ч» - президентских выборов. Если, конечно, в стране еще раньше не случится серьезного социального катаклизма (тьфу-тьфу!).

 

Еще одна вселяющая оптимизм новость - что так называемых оппозиционных СМИ (кстати, в стране есть масса малозаметных местных телеканалов) в Украине в ближайшие пару лет, скорее всего, прибудет. Если, конечно, Виктор Федорович и компания не догадаются вообще прикрыть всю нашу так называемую свободу слова, не говоря уже о микроскопических островках настоящего инакомыслия - ведь, например, сегодня без каких-либо проблем разобрались с небезызвестным сайтом «ОРД».

 

Увы (перехожу к плохим известиям), в условиях отсутствия реальной, в западном понимании, свободы слова позитивные перемены вряд ли будут долгосрочными: сравнивать можно с периодом 2005 г., т. е. сразу после Помаранчевой революции. А что самое главное, раз уж украинские СМИ остаются «кувалдами» олигархов-владельцев, на которые в принципе не влияет ни общественное мнение, ни, к примеру, иллюзорный «гражданский долг» или необходимость действовать во благо государства Украина... Даже с «оппозиционными» газетами и, тем более, телеканалами, может быть всякое. Ну, да ухо нужно держать востро со всеми без исключения даже телеканалами, не говоря уж о прочих медиа: мало ли какая очередная оттесненная от власти «группа» их контролирует, и в чём именно хочет убедить сограждан?..

 

Открывая свой почтовый ящик на одном из российских серверов, я который год автоматически просматриваю ленту новостей. И с 2010-го каждый день не устаю умиляться, как же неутомимо россияне ругают Януковича. Просто-таки - одним текстом с украинскими «оппозиционными» политиками и, главное, телеканалами! Янукович - он, конечно, единоличная причина всех украинских бед. Но когда за свободу слова выдают кувалду, за «борьбу с авторитарным режимом» вполне сойдет и слаженный хор российского Кремля. Нет, на такое я точно не подписывалась.

 

Фото - www.pravda.com.ua

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
14120
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
гусь
4336 дн. тому
Ходорковский? НТВ?! Что вы курите?!
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду