Закулисье ОМКФ. Взгляд из пресс-центра
В субботу, 21 июля, завершился 3-й Одесский международный кинофестиваль. Гран-при - статуэтка «Золотой Дюк» и $15 тыс. - достался британскому режиссеру Руфусу Норрису за картину «Сломленные». Впечатления от этого фильма и других просмотренных картин за время фестиваля успели получить сотни гостей. И десятки журналистов, о чьей работе многие могут только мечтать: кино, «звезды», море...
Однако не все медийщики остались довольны организацией мероприятия. «Детектор медіа» получила текст от одесского журналиста-фрилансера, у которого нашлось сразу несколько претензий к работе пресс-центра. Имя этого журналиста достаточно известно в медийных кругах, но в данном случае он пожелал остаться неназванным.
«Детектор медіа» решила опубликовать письмо, поскольку свое мнение согласились высказать организаторы кинофестиваля и другой журналист, Ольга Веснянка, совершенно не согласная с оценкой коллеги.
Итак, впечатления одесского журналиста:
За кулисами Одесского международного кинофестиваля
Театр, как известно, начинается с вешалки. А любое крупное мероприятие, особенно международного уровня, - с организации. Наш репортер делится впечатлениями о закулисной жизни Третьего одесского международного кинофестиваля, доступной глазам журналиста.
Пресс-центр - «потный шатер»
На каждом событии у журналистов есть свой дом - пресс-центр. В этом году организаторы постарались на славу. Они не стали устраивать пресс-конференции в просторных кондиционированных залах кинотеатра «Родина», как это было в 2011 году. Они построили шатер у правого крыла фестивального дворца - театра музыкальной комедии им. Водяного. Тщательно подогнанный белый пластик со стороны был похож на этакий парник под горячим июльским солнцем Одессы. Видимо, чтоб мысли и творчество журналистов получили достойный парниковый эффект.
Нужно сказать, это остро подметил один из культовых персонажей современного кинематографа Питер Гринуэй. «Потный шатёр», - так мэтр двумя словами охарактеризовал пресс-центр.
Интересно, что пресс-центр оборудован на сто мест, а пресс-служба аккредитовала на фестиваль несколько сотен журналистов разных изданий. Еще Дарвин доказал, что побеждает сильнейший. И на ряде пресс-конференций мы стали свидетелем теории отбора в действии: началась настоящая борьба за место под солнцем, а точнее на стуле, в пресс-центре. Так, в преддверие встречи с Киллианом Мерфи одно место «не поделили» две журналистки. Несмотря на просьбы журналистов вмешаться в конфликт и разрешить его, организаторы умыли руки: «Мы не несем ответственности». Благо, сестры по перу, а точнее, по клавиатуре, нашли выход и уселись втроем на два стула.
Занимательно, что шатер расположили со стороны улицы, по которой ходят весьма колоритные одесские трамваи. Их колорит заключается не только в пассажирах, но и в особой мелодии-грохоте, который составы издают по пути следования. Так что вопросы-ответы пресс-конференций периодически разбавляли песни рельс и колес.
Воды коням
Буквально на третий день кинофестиваля после обеда в пресс-центре закончилась питьевая вода. Волонтеры в красных футболках разводили руками: «Вода будет завтра».
Как на таком крупном мероприятии с таким уважаемым спонсором - известным брендом минеральной воды, могла возникнуть такая ситуация, спросите вы. Для нас это так и осталось одной из загадок кинофестиваля. Редкие бутылочки запотевшей минералки мы видели только на столе выступающих на пресс-конференциях. Батареей они выстроились лишь раз - в Пале-Рояле, где состоялась фуршет-вечеринка открытия кинофестиваля в первый день.
В пресс-центре специально для журналистов установили кулер с водой, сервированный пластиковыми стаканчиками. Марка которой не имела никакого отношения к заявленному спонсору.
Однажды нам удалось приоткрыть завесу тайны. Мы заметили, что гардероб фестивального дворца - музкомедии - уставлен блоками с такой желанной минеральной водой в бутылочках. Однако всё списали на обман зрения утомленных жарой, солнцем и жаждой журналистов. Ведь не могли же организаторы столько достойного события не поить журналистов, располагая запасами целительной влаги.
Фильмы, фильмы, фильмы
Но, конечно, главное достояние кинофестиваля - это фильмы. Для удобства журналистов нам был разрешен проход на вечерние сеансы на пустые места в порядке живой очереди. Благодаря организаторам мы получили еще одну возможность посоревноваться в ловкости и терпении, выстраиваясь в очереди у боковых входов, аккуратно подвигая соседей локтями. Также обострили навыки коммуникации, объясняя на входе, почему именно мы должны посмотреть фильм.
Я понимаю, журналисты совсем обнаглели. Ведь у нас была возможность смотреть фильмы программы в первой половине дня. Однако уникальным шансом потренировать способность одновременно находиться в нескольких местах, ведь фильмы программы шли параллельно, мало кто смог воспользоваться. К сожалению, судя по очередям на многие вечерние показы, данный навык отечественной, да и зарубежной прессе еще развивать и развивать.
Впрочем, журналисты оказались в значительном выигрыше перед некоторыми зрителями. Так, наш фотограф заприметил, что на один из фильмов отказались допустить парочку с билетами на руках. «Нет мест», - заботливо сообщил парень в красной футболке и не пустил обладателей билетов в зал.
Комментарий пресс-службы Одесского международного кинофестиваля:
Мы всегда рады конструктивной и открытой критике. Те журналисты, которые хотят быть частью фестиваля и вместе с нами развивать и улучшать его, уже озвучили свои пожелания по лучшей организации непосредственно сотрудникам пресс-центра. Естественно, мы эти пожелания постараемся учесть в этом или следующем году.
Тем же, кто предпочитает выражать свое мнение в анонимной форме, хотим напомнить о Кодексе профессиональной этики украинского журналиста (принят на Х съезде Национального союза журналистов Украины (апрель 2002 года)): «Главная обязанность журналиста - содействовать обеспечению права граждан на получение оперативной информации. Это обязует его в своей деятельности всегда быть объективным, корректным, ответственным за свое дело. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в правдивости которой убежден. Он избегает неполной информации, неточностей или искривления информации, которые могли бы причинить моральный вред чести и достоинству человека, недопустимые с его стороны недостоверные сообщения. Журналист несет ответственность перед читателем, слушателем, зрителем».
Чтобы не вступать в длительную дискуссию и не быть голословными, хотим ответить на озвученные анонимным автором претензии фотографиями нашего пресс-центра.
В этом году фестивальным дворцом стал одесский Театр Музкомедии - зал на 1200 мест, в котором даже сейчас едва умещается выросшая в численности аудитория фестиваля. Значительная часть основных событий фестиваля проходит в Фестивальном дворце. Поэтому именно здесь размещен пресс-центр - иначе людям было бы очень сложно успевать и на пресс-конференции, и на показы. Кондиционированный шатер для прессы в двух шагах от главного места проведения всех фестивальных событий - лучший выход из ситуации, чем необходимость ездить по жаре в ту же «Родину».
Поскольку количество мест в пресс-шатре действительно ограничено, на площади перед фестивальным дворцом установлен большой плазменный экран, на котором можно посмотреть прямые трансляций всех пресс-конференций. Все аккредитованные журналисты были предупреждены о порядке доступа на брифинги. Пресс-службой был предоставлен список событий, на которых ожидалась высокая посещаемость прессы. Ни на одном крупном кинофоруме место проведения пресс-конференций не рассчитано на общее количество аккредитованной прессы, поскольку было бы неразумно ограничивать количество желающих посетить фестиваль журналистов исходя из технических параметров (вместимости - пресс-центра). К примеру, на Берлинском кинофестивале аккредитовано 4000 тысячи журналистов, а зал для пресс-конференций насчитывает 350 мест. На ОМКФ аккредитовано 700 журналистов, зал для пресс-конференций вмещает более 100 человек. При этом ни разу за все время фестиваля нам не пришлось ограничить доступ прессы на пресс-конференцию из-за нехватки мест (что очень часто случается в том же Берлине или Каннах - иногда доступ на пресс-конференции прекращается за час до начала события). Поэтому не стоит смешивать неуважение журналистов к своим же коллегам (примером которого служит упомянутая склока из-за стула) с плохой организацией фестиваля.
Пресс-центр оборудован питьевой водой в кулере. Отсутствие воды в некий отдельный момент не может рассматриваться как системная проблема. Тем более что в двух шагах от пресс-центра - фестивальная площадь с большим количеством ресторанных площадок, где можно купить любые напитки.
Фестиваль растет, растет количество фестивальных площадок и, соответственно, количество фильмов и событий фестиваля. Логистика ОМКФ предусматривает возможность быстро перемещаться между фестивальными площадками (фестивальные автобусы-шаттлы), а также попадать на все специальные события для прессы (пресс-показы и пресс-конференции). Пересечение мероприятий для прессы с показами/ событиями, на которые пресса не имеет приоритетного доступа, неизбежна. Советуем планировать свой график заранее, выбирая приоритетные события, а на вечерние показы приходить вовремя, как того требуют фестивальные правила. Просим уважаемых представителей СМИ отнестись с пониманием к тому, что на фестивале есть тысячи зрителей, которые не имеют доступа к пресс-показам, и не ставить в вину оргкомитета трудности с доступом на вечерние показы.
Пользуясь случаем, обращаемся к коллегам-журналистам со страниц «Детектор медіа»: огромная просьба внимательно читать правила аккредитации, которые пресс-служба предоставляет в почтовых рассылках и в распечатанном виде при получении аккредитации. Это позволит избежать многих конфликтных ситуаций, ориентироваться в логике организации ОМКФ и максимально эффективно спланировать свою работу на фестивале.
Мнение журналиста Ольги Веснянки, которую знают как активистку кинематографа: она организовывает киноклубы и часто посещает украинские и зарубежные кинофестивали:
Будь-які закиди на адресу ОМКФ є сміховинними. Тому що можна спостерігати, як на загал зріс фестиваль за ці три роки і наскільки багато подій відбувається. Ледве знаходиш можливість бувати і на круглих столах, і на дискусіях, і на прес-конференціях, і на кінопоказах, на гала-прем'єрах, і на вільних показах на Ланжеронівському узвозі. А ще ж вечірки!
За все це треба дякувати організаторам фестивалю. І, звісно ж, за вдало організовану роботу. У ній задіяно чимало співробітників оргкомітету і волонтерів прес-центру. Тут всюди можна було зустріти юнаків та дівчат у фірмових червоних футболках фестивалю, і ти розумієш, що волонтери теж доклали неабияких зусиль. Наприклад, жодне з моїх звернень не було відхилено чи проігноровано. Завжди представники прес-центру намагалися відповісти вчасно, сприяли в організації отримання ексклюзивної інформації, інтерв'ю, надавали фотоматеріали.
Крім того, в самому прес-центрі - шатрі, що був розташований біля фестивального палацу - театру Музичної комедії імені М. Водяного, була дошка оголошень, де можна було всім, і передусім журналістам, ознайомитися з анонсами будь-яких заходів. Окрім того, є ще сайт фестивалю.
Що ж до води, то, буваючи у прес-центрі, я щоразу мала можливість попити води - і холодної, й гарячої. :) З екологічних міркувань користувалася власним посудом, але до послуг журналістів були й одноразові склянки. І тут дивно на щось нарікати.
Можна нарікати й на журналістів, які брали участь у прес-конференціях. Не будемо говорити зараз про рівень питань, які вони ставили, чи культуру спілкування - дехто не соромився перебивати присутніх - тощо. Був скандал під час прес-конференції з творчою групою фільму «Парад» сербського режисера Серджана Драгоєвіча, присвячений темі порозуміння між різними людьми. Одна з жінок, яка акредитувалася як журналістка, почала вигукувати зневажливі, на межі з нецензурними висловлюваннями, фрази на адресу гомосексуалістів. Вона просто кричала. Це було неадекватно, це було гомофобно, це було агресивно, це було, зрештою, просто некрасиво. Арт-директор фестивалю Алік Шпилюк попередив журналістку, що ще одна образа - і він позбавить її акредитації. Хоча, як на мене, це варто було б зробити відразу. :)
Мені пригадується мій власний досвід роботи з пресою під час фестивалів «Молодість» і Київського міжнародного кінофестивалю. І щоразу по їх закінченню в інтернеті виникали відгуки начебто ображених журналістів. При тому приводи були абсолютно безглуздими. Кореспондентка УНІАН, наприклад, у статті про «Молодість» зазначила: «Така собі Ольга Веснянка просила журналістів не ходити по червоній доріжці». Часом окремих представників ЗМІ обурювала черга на акредитацію. Але ж, послухайте, на всіх кінофестивалях є черга на акредитацію. Неможливо найняти таку кількість волонтерів, аби вони працювали з журналістами в індивідуальному порядку, та ще й в різних місцях!
Тож обурені відгуки про фестивалі - явище звичне: окремі глядачі злі на рішення журі щодо переможців, окремі кінематографісти невдоволені програмами фестивалю, окремі журналісти, класично, скаржаться на роботу прес-центру. І в останньому випадку значення має не так робота організаторів, як настрій таких людей цього дня. :)
Фото - пресс-службы ОМКФ, www.facebook.com