Воспоминания о будущем?

28 Листопада 2011
12697
28 Листопада 2011
12:00

Воспоминания о будущем?

12697
Телефильм «СССР – крах империи» (НТВ) фактически иллюстрирует идеологический посыл Владимира Путина, который в октябре текущего года на встрече с руководителями ведущих российских телеканалов сказал: «Распался Советский Союз. А что такое Советский Союз? Это та же самая Россия, только название другое»
Воспоминания о будущем?

Российский телеканал НТВ, имеющий многомиллионную аудиторию в Украине, долго пользовался репутацией относительно либерального, не относящегося к числу рупоров официозности. Но в последнее время его всё чаще используют в качестве пропагандистского сливного бачка. Надо Кремлю зацепить белорусского президента за очередную строптивость или украинского за недостаточную сговорчивость - и НТВ всегда, как юный пионер, готов. И властям удобно, формально канал, в отличие от Первого или РТР, не принадлежит к правительственному пулу и всегда можно сослаться на процветающую в нынешней Российской Федерации «свободу слова».

 

Поскольку приближается 20-ая годовщина официального роспуска СССР, официальной Москве надо как-то отреагировать и дать собственную интерпретацию событий. Ответом на эту необходимость стал созданный в 2011 году и демонстрируемый ныне на НТВ телефильм «СССР - крах империи». Хотя, исходя из реального содержания и формулировок, его справедливее было бы назвать «Назад, в империю!»

 

Для начала в телефильме разъясняют российским и соседним массам, что на самом деле СССР никакой империей не был. А в качестве аргумента рассказывают, что центр не высасывал все соки из окраин, а, напротив, всячески им помогал. И потому, мол, никакими колониями они не были. Это откровенная спекуляция на добросовестном невежестве среднего постсоветского человека, которому внушали, что колония - это когда голые африканцы несут на своих плечах белого человека в пробковом шлеме (расхожий символ колониализма). А если нет туземцев в набедренных повязках и белых чиновников со стеком, то какой же это колониализм? Сущность сознательно подменяется внешними признаками.

 

Трудно сказать, как много соков высосала Англия из Ирландии, но классики марксизма не сомневались, что Ирландия была исторически первой колонией Англии. Много ли соков Лондон высасывал из заморских территорий, известных как Пенсильвания, Вирджиния, Новая Англия, но никто ведь не ставит под сомнение, что Америка вплоть до провозглашения независимости была колонией британской короны. Равно как и Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д. Не только Москва что-то строила на зависимых территориях, но очень много было создано англичанами в Индии, французами в Алжире, испанцами на Кубе (вся великолепная Старая Гавана построена испанцами), португальцами в Бразилии, бельгийцами в Конго, голландцами в Индонезии, итальянцами в Ливии и Сомали, немцами в Юго-Западной Африке. Но это нисколько не отменяет колониальный статус названных стран, ибо колония - это страна, более или менее жёстко управляемая из-за её пределов. Помещик-крепостник может быть по отношению к своим крестьянам садистом или добряком, но это не отменяет крепостное право.

 

А фильм на НТВ прочувствованно сообщил, что имперский центр всех облагодетельствовал, обо всех заботился, каждой республике помогал. А дружба народов какая была восхитительная! Между прочим, на эту тему есть целый журнал «Дружба народов», до сих пор издаваемый в Москве. Именно в этом журнале в 1998 году звезда российского телевидения Владимир Познер в статье «Может быть, наступило время?» как раз и пишет о нежной межнациональной любви и дружбе в СССР:

 

«В советское время меня поражало очевидное несоответствие между лозунгом о дружбе народов и реальностью. Где бы я ни был - в Грузии, Армении, Азербайджане, в странах Прибалтики, как их тогда величали (ныне - Балтии), на Украине и даже Белоруссии - всюду встречался с более или менее явными признаками нелюбви коренных жителей к России и россиянам. Желание вырваться из российских объятий, решать собственные вопросы без российского вмешательства выражалось по-разному, в том числе в нелестных эпитетах в адрес русских: от "оккупанты" в Прибалтике до "дэгэнэраты" в Грузии... Что до русских, то они не питали особо дружеских чувств к "хохлам", "чуркам", "чёрнозадым" и прочим "братьям и сестрам" по Союзу» («Дружба народов», 1998, №7, с.172).

 

Эту реальность создатели телефильма «СССР - крах империи» игнорируют полностью, им нужна привлекательная пропагандистская картина. И они её рисуют: в СССР всё было замечательно, существовала межнациональная гармония и идиллия. Но какие-то «уроды-националисты» пришли и всю идиллию разрушили. В том числе - о чём авторы, конечно, не сказали - идиллию государственного антисемитизма, который исправно функционировал до последнего дня существования «союза нерушимого». Я учился на философском факультете Киевского университета имени Тараса Шевченко с 1974 по 1979 год. На нашем факультете, считавшемся идеологическим, не было (по крайней мере, по документам) ни одного еврея, хотя евреи всегда проявляли огромный интерес к философии, о чём свидетельствует и её многотысячелетняя история. В СССР царствовал «интернационализм», но он был одной из очень-очень немногих стран мира, где человеку в паспорт записывали его этническое, то есть кровное происхождение. Эта графа была во всех анкетах и даже читательских формулярах в библиотеках. «Буржуазные националисты» как-то без неё обходятся...

 

В фильме «СССР - крах империи» постоянно зрителям навязывается мысль, что империю надо было сохранить, а сегодня следует всё вернуть назад. Когда комментируются события 1989-1991 годов в Закавказье, Прибалтике, Украине, Средней Азии, подчёркивается их якобы искусственность и внешняя инспирированность. И, конечно, авторы буквально рыдают по поводу отсутствия «железной руки» в Кремле, стонут, почему протестующих не задавили, почему не залили кровью, где был КГБ, почему бездействовала армия... И за всем этим чувствуется почти вопль: «Ну почему, ах, почему тогда не было Путина...» Но ощущался и «жизнеутверждающий» мотив: теперь Путин у нас есть и всё можно восстановить.

 

Это телевизионная иллюстрация к путинской фразе о развале империи как «величайшей геополитической катастрофе ХХ столетия» и о возможности и необходимости возрождения СССР в виде так называемого Евроазиатского Союза. Живым рупором этих настроений в фильме выступил журналист Владимир Чернышов, который всячески обличал Михаила Горбачёва, давая понять, что если бы тогда руководил другой человек (угадайте с трёх раз, какой), всё было бы в порядке. А стремление русской прогрессивной интеллигенции объективно разобраться в прошлом и СССР, и Российской империи в фильме оценили так: «Русские погружались в самобичевание и оплёвывание собственной истории». В качестве моральных авторитетов слово на НТВ предоставляли «соловью Генштаба» (как его называли в 1980-е годы) Александру Проханову и другим подобным ему лицам. Разумеется, стремление народов к независимости подавалось ими как преступный сепаратизм.

 

Общая атмосфера этих геополитических шаманских камланий разительно напоминала позднюю Веймарскую республику, как раз в преддверии «восстановления исторической справедливости для немецкого народа».

 

Судя по всему, русское население РФ психологически готовят к очередной эпохе имперского строительства, намекая, что дело это несложное, безопасное и приятное. Когда-то таковой российским военным представлялась кампания в Чечне...

 

Телефильм фактически иллюстрирует идеологический посыл Владимира Путина, который в октябре текущего года на встрече с руководителями ведущих российских телеканалов сказал: «Распался Советский Союз. А что такое Советский Союз? Это та же самая Россия, только название другое». Воистину, сталинская простота формулировок...

 

Подобные телеагитки являются чрезвычайно опасными для стабильности на постсоветском пространстве, поскольку идеологически консолидируют любителей геополитических авантюр с вполне предсказуемыми чудовищными последствиями. Они свидетельствуют о том, что представители российской руководящей элиты ничего не забыли и ничему не научились, а значит - обречены получить новые, гораздо более жёсткие уроки истории. Известно, чем закончился для Белграда тезис о том, что Югославия - это та же самая Сербия, только название другое...

 

Восстановление империи (в той или иной форме) на пространстве бывшего СССР может на долгие годы затормозить нормальное развитие всех постсоветских стран и даже превратить эти территории, по образному выражению историка Восточной Европы Тимоти Снайдера, в «кровавые земли», а значительную часть ХХI столетия - в «эпоху сражающихся царств» для проживающих тут народов. Дай Бог, чтобы этот телефильм был исключительно элементом избирательной пиар-кампании кандидата в президенты Российской Федерации Владимира Путина... И дай Бог, чтобы пиар-кампания не превратилась в реальную политику.

 

Иллюстрация - www.viprutv.com

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
12697
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Кирилл
4800 дн. тому
Если по вашему мнению СССР "высасывал все соки" из регионов, почему же ВВП Украины сейчас составляет 50% от уровня 1990 года?
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду