Политики в интернете: туда и обратно, или Дискутируя с Лесей Оробец и Сергеем Рачинским

26 Грудня 2010
26500
26 Грудня 2010
11:25

Политики в интернете: туда и обратно, или Дискутируя с Лесей Оробец и Сергеем Рачинским

26500
Политики в интернете: туда и обратно, или Дискутируя с Лесей Оробец и Сергеем Рачинским

«Детектор медіа» продолжает дискуссию о политике и интернете, начатую публикацией Сергея Рачинского «Куда податься политику, или Дискутируя с Лесей Оробец». Тему продолжила сама Леся Оробец («На захист активності блогосфери, або Дискутуючи із Сергієм Рачинським»), чью ответную реплику, в свою очередь, прокомментировал Сергей Рачинский («Блоги, сети и гражданская активность. Но при чем тут политика?»). Сегодня в дискуссию вступает политолог Александр Щербаков, специализирующийся на использовании интернета в политической активности.

 

Наверное, впервые за историю украинского политического интернета дискуссия о его перспективах, целях и методах дошла до такого высокого уровня. Заметим, что в научных кругах работа над такой темой является чуть ли не ересью в отношении фундаментальной политологии.

 

Со своей стороны попытаюсь обратить внимание уважаемых авторов и их читателей на некоторые аспекты, опираясь на теории западных исследователей этой проблематики, а также на собственную скромную практику в сопровождении политиков в интернете.

 

Напомню, дискуссия возникла после публикации статьи Леси Оробец «Почему блогосфера является ключевым пространством для прогрессивного политика?». Основной мыслью, которой оппонирует Сергей Рачинский, является то, что г-жа Оробец отождествляет блогосферу с социальными сетями и говорит, скорее, о последнем.

 

В то же время, исходя из мировой практики, предоставлять исключительный приоритет одному из компонентов сети, особенно в контексте политики, представляется малоэффективным. И блоги, и социальные сети, и информационные сайты, и даже баннерная реклама в интернете являются единым комплексом полноценного представительства политика или партии. Сам по себе блог, как отдельный инструмент - ни к чему. Особенно, если речь о только кандидате, а не действующем депутате или чиновнике.

 

Прежде чем переходить к конкретным проблемам, необходимо ответить на принципиальный вопрос: зачем интернет нужен политику сегодня?

 

Учитывая украинские реалии, соглашусь с г-ном Рачинским. Интернет - это альтернативный, эффективный, уникальный информационный канал. Речь идет о преимущественно односторонней коммуникации, средства донесения своей позиции, и только отчасти - обсуждения.

 

Да, западные исследователи говорят о колоссальных перспективах двусторонней коммуникации, возможность которой открывает интернет. Да, вы можете задать вопрос кандидату/депутату/президенту и получить на него ответ. Но эта теоретическая возможность в первые же недели реальной кампании наталкивается на рифы не поддающегося исчислению количества вопрошающих. Ситуация осложняется такой характеристикой сети, как «скорость информации», когда потенциальный избиратель ждет своего ответа в ближайшее время - максимум сутки. В противном случае теряется динамика, позволяющая судить о том, кто именно сидит по ту сторону монитора.

 

Удачная иллюстрация коммуникации с Лесей Юрьевной через ее блог. Я оставил комментарий 19 ноября, а ответ получил 22-го. Пришлось заново перечитывать пост, комментарии и т. д. Если бы не исследовательский интерес, я бы не отвечал - finite la comedia. Или еще хуже, в нетерпении завалил бы «личку» бесконечными сообщениями.

 

В то же время г-жа Оробец говорит об удобности коммуникации, противопоставляя команду штатных штабистов усилиям одного политика с открытой страничкой на Facebook. Как один из таких «штабистов», могу сказать, сколько времени тратится на «обслуживание» одной такой странички, если она по-настоящему активна: часто на это не хватает рабочего дня.

 

Возьмем блог. Например, свой я веду в ежедневном формате. Для написания одного содержательного поста приемлемого качества требуется минимум час. Плюс ответы на комментарии, поддержание диалога и ответы на внутренние сообщения. Все это - минимум два часа в день только на блог. А ведь есть еще профайлы в других социальных сетях, которые позволяют охватить иную аудиторию, нежели сосредоточена в блогах. В таком случае, политик должен действительно становиться блогером, что, очевидно, не вписывается в его карьерные приоритеты.

 

В этом контексте позволю себе выразить категорическое несогласие с обоими авторами в вопросе «кто должен вести блог?». Леся Оробец утверждает, что это должен делать исключительно сам политик, но никак не наемный специалист. Г-н Рачинский предлагает «обратиться к людям, чьи взгляды он, политик, разделяет. Кого он готов слушать и чьи интересы защищать. Эти люди в своих блогах напишут о том, что важно для их аудитории, гораздо лучше, чем политики, и их мнение услышат».

 

В таком случае «золотая середина» подсказывает нам, что нужно обратиться к людям, которые понимают взгляды политика, умеют их изложить и подать и в плотном тандеме вести «персонально-групповой» блог. Модель работы выглядит так: «изложение - оформление - утверждение - публикация - обсуждение». На выходе мы получаем четкое понимание читателями авторства блога, но не теряем ни качества текста, ни оперативности коммуникации. Модель подтвердила свою эффективность на практике. Таким же образом можно работать и с социальными сетями.

 

Одним из преимуществ использования интернета в политике является еще и мобилизация пользователей - будь то участие в разовых акциях или повышение явки на избирательных участках. Ни то ни другое также не требует от политика непосредственного участия. В очередной раз соглашусь с Сергеем Рачинским, блогосфера для мобилизации подходит значительно меньше, чем социальные сети. Во-первых, сказывается объем аудитории. Во-вторых, часто люди, «живущие в сети», особенно в таких местах, как ЖЖ, селятся там не просто так и вытянуть их в реальность не так просто. То же касается всевозможных баркэмпов: небольшая аудитория, да и вообще не та, кого принято «обрабатывать» на личных встречах.

 

Отдельно хотелось бы затронуть специфику аудитории интернета (в т. ч. ее активности), в оценке которой не сошлись авторы, и поговорить о восприятии блогосферы властью различных стран.

 

Действительно, характерной чертой интернет-пространства длительное время считалось сравнительно большое количество образованных, состоятельных, активных, пишущих и читающих людей. Это утверждение считалось доминантным до 2008 года, когда сеть настолько разрослась, что, например, в США, впитала в себя более 70% населения. Впитала вместе со всеми сопутствующими характеристиками новых «поселенцев» - средним уровнем грамотности, достатка, активности и соответствующим «високим загальнокультурним рівнем».

 

Для Украины тенденция, о которой говорит г-же Оробец, доживают последние дни своей актуальности. Концентрация интеллектуалов в UA.net'е стремительно разбавляется, приобретая традиционные для общества пропорции.

 

Что касается их активности, то в качестве яркой ее иллюстрации можно рассмотреть блог самой г-жи Оробец. Последние 20 постов в ее ЖЖ собрали почти 260 комментариев - в среднем 13 на 1 запись. Не такая уж и большая активность, чтобы ставить на ней отдельный акцент (у меня, к примеру, 14). 

 

В то же время примеры гражданской, политической активности, ровно как и реакция властей на блогосферу, приведенные в последней статье Лесей Юрьевной, - не более чем яркие исключения из общей тенденции. Сама же тенденция базируется на оценке (часто неверной) потенциала сети и говорит об обратном. Редкие случаи с Билозерской или Шинкаренко - печальные исключения из правил. В противном случае, украинский интернет ждала бы участь китайского или сингапурского.

 

И, тем не менее, украинскому политику придется привыкать к интернету: блогам, социальным сетям и т. д. Современный мир выдвигает свои требования. Сегодня мы видим только первых ласточек - народного депутата Лесю Оробец и экс-чиновника Михаила Бродского (хотя «ласточка» в данном случае - неудачная метафора). Время оправдает наши ожидания!

 

Александр Щербаков, специально для «Детектор медіа»

 

Справка

 

Александр Александрович Щербаков, в 2009 году закончил КНУ им. Тараса Шевченко, философский факультет, специальность "Политология". В данный момент в статусе соискателя пишет кандидатскую диссертацию на тему "Использование интернета в избирательных кампаниях: международный опыт и украинская практика".

 

Из этических соображений не могу сказать, с какими именно политиками работал, но что касается политических сил, это следующие партии:

 

Блок «Киев - Европейская столица» (2006 год, руководитель Печерского районного штаба)

Партия Вольных Демократов (2007 год, отдел интернет-коммуникаций)

2009 год - консультации И. Богословской, Р. Богатыревой, Э. Прутника, И. Воронова, ПП департаменты интернет-коммуникаций «Сильной Украины»

2010 год - местные выборы - «Сильная Украина», далее - Партия регионов

 

Картинка - http://itnewsonly.com/

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Александр Щербаков, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
26500
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду