Неуместные удары судьбы

4 Вересня 2007
7479
4 Вересня 2007
21:11

Неуместные удары судьбы

7479
Мегашоу «Общение ради будущего» на Певческом Поле: яркое, громкое и абстрактное нечто, притянутое за уши к юбилею «Киевстара».
Неуместные удары судьбы

Первого сентября сего года под трогательным лозунгом «Общение ради будущего» на Певческом Поле «Киевстар» отмечал свое десятилетие. Это все в прямом эфире транслировалось каналом «1+1». Сей славный юбилей, подававшийся как мегашоу, судя по всему, было задумано провести на таком уровне, с таким империалистическим размахом, чтобы каждый наблюдавший его без тени сомнения смог заявить: «Да, это наиболее значительное событие всех времен и народов – с поправкой на галактический масштаб!»  

 

Идеей «королей украинской мобильной связи» было поставить первую, наиболее раскрученную часть из синтетического триптиха немецкого композитора Карла Орфа – кантату «Кармина Бурана».  

 

Несколько слов об авторе и его произведении. Карл Орф (1895-1982) широко известен как музыкальный демократ, всю жизнь посвятивший тому, чтоб очистить классическую музыку от всевозможных наслоений и сделать ее максимально доступной для слушателя. Начиная с вышеупомянутого произведения, Орф разрабатывает новый вид музыкально-сценического действа, куда входят элементы оперы и балета, драматического театра, средневековой мистерии, уличного карнавального действа. 

 

«Кармина Бурана» (1937) относится к наиболее символичным и скупым по музыкальному языку творениям композитора. В ней Орф как бы хотел примирить все жанры. Что ему прекрасно удалось. Приверженцы рока «упадут» на ритм, любители «попа» – на легкость мелодического восприятия, а «народники» – на этнические основы. Музыка кантаты предельно проста и в то же время выразительна – на манер наскальной живописи наших пращуров. Короткий мотив, лежащий в основе произведения, подлежит постоянному развитию, приобретая, соответственно, грозное, комическое, лирическое и прочие звучания. Преобладает, однако, звучание минорное, аскетически-мрачное, а местами – и вовсе вселяющее первобытный ужас. Интересно, что в ХIХ веке в одном из бенедиктинских монастырей в Баварии был найден сборник средневековых поэтических размышлений о судьбе, природе и любви. Авторы – странствующие монахи и студенты. Двадцать четыре латинских текста из этого сборника композитор и положил на музыку. 

 

А теперь, вооружившись надлежащей информацией, перенесемся-ка на радостное и торжествующее Певческое Поле. Да уж, воистину, кто платит деньги, тот и заказывает музыку! К услугам заказчиков-киевстарщиков было все самое-самое: Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко, Национальная хоровая капелла Украины «Думка» под началом Евгения Савчука, балетная группа Жанны Шпаковой, шоу-балет «А-6», ансамбль ударных инструментов под чутким руководством Георгия Черненко, спецэффекты Василия Сеченова (Москва), художественная постановка Юрия Красильникова (Москва), художественная видеографика Константина Воробьева, художественная пиротехника Петра Сибкина (Москва), костюмы Константина Кравца, инженерная разработка еще одного москвича – Антуана Самани. И, наконец, постановочная режиссура и сценарий Василия Вовкуна, известного уже по целому ряду помпезных шоу-постановок с классическим уклоном – вроде «Царя Эдипа» Игоря Стравинского – на Майдане Независимости или «Богдана Хмельницкого» Константина Данькевича – в Донецкой опере. 

 

Оговорюсь сразу же: впечатление от представления двойственное. Сначала – о плюсах. Лично я с безоговорочным уважением отношусь ко всей музыке Карла Орфа и к «Кармине Буране» в частности. Она образна, динамична, мастерски оркестрована, изначально предполагает сочетание различных искусств. Спецэффекты, игра музыкантов, хоровое пение, работа балета, техническое обеспечение в целом неплохи, хоть и оставляют впечатление «работы вполсилы». Вызвучка и телетрансляция – так себе. Хореографическая пара (Анатолий Войнов и Наталья Ишкова) – ненаказуемо. Зато солисты – баритон (Николай Некрасов), тенор (Михаил Тищенко) и сопрано (Сусанна Чахоян) – превыше всяких похвал. То же касается и идеи популяризации бесценного классического наследия. Да, все, как говорится, может быть. По отдельности.  

 

Ну, а в целом, как ни странно, получается яркое, громкое и абстрактное нечто, притянутое за уши к конкретному событию. Такой себе гламур по-украински. Идеально «Кармина» воспринималась бы в серьезно стилизованном театральном варианте. С приглушенными, даже мрачными тонами и своевременными перерывами на контрасты исключительно смыслового свойства. С хореографией, тонко соединяющей ХХI и ХV века. Со спецэффектами, строго сочетающимися с общей концепцией. Со сценографией, образной, символичной, может быть и монументальной, но никак не лопающейся от самолюбования. Словом, со всем, что органично сливается с духом первоисточника и при этом сообщает ему, как и должно, новое качество. 

 

Вот мы ненавязчиво и подобрались к минусам проекта. Основной минус – в несоответствии формы и содержания. Возьмем, к примеру, первую, а заодно и последнюю части кантаты «О, Фортуна»! Знаете, о чем поет в них хор? Да и знать-то не надо – музыка говорит сама за себя: «Когда судьба наносит удары, каждый да заплачет со мною». А вот в переводе режиссера-постановщика Василия Вовкуна это звучит примерно так: «Когда я долбану вас спецэффектами, каждый да заплатит мне сполна». Ну, как, чувствуете разницу?  

 

Достаточно странно смотрится большинство балетных костюмов – что-то вроде интимного ночного клуба, вдруг заболевшего гигантоманией. Белые круги на шеях у бедных хористов живо напоминают пресловутые сидения. Что же до симфонического оркестра, старательно и с головы до пят завернутого в прозрачный полиэтилен, то при одном взгляде на него сразу же хочется написать жалобу во «всемирную лигу защиты музыкантов от режиссерского произвола». Да уж, если претендовать на так называемое новаторство, то во всем без исключения...  

 

Пойдем дальше. Уже весь цивилизованный мир научился скрывать средства для поддержки летающих и качающихся объектов, а тут – нате-ка, полюбуйтесь! Несколько отвлекал и сценографический монумент: исполинская кисть руки, держащей Земной шар. И все бы ничего, но рука была шестипалой, причем с ампутированным большим пальцем. Ни дать, ни взять – лапа монстра! Первая половина действа вызвала советские великодержавные ассоциации, потом, вроде, глаз привык. Спец- и видеоэффекты – гордость этого мегашоу – хороши лишь потому, что монументальны и безумно дороги сами по себе, но в концептуальном смысле они, скорее, отвлекают, чем привлекают. Конечно, есть и попадания в суть произведения, но попадания эти исключительно стихийны. К счастью, в финале свет и пиротехника работают синхронно, по крайней мере, с темпом и ритмом, что производит впечатление «жирной точки» уже по одной этой причине. Хорошо, в частности, в заключительном ремиксе «Фортуны» показал себя ансамбль барабанщиков ARS NOVA Георгия Черненко.  

 

Однако же, если хоть немного ориентироваться на первооснову – философские стихи и грозную, апокалиптическую музыку – сразу становится ясно: судьба так не ударяет. Или, может быть, наш продвинутый режиссер и сценарист, где-то там «слышавший звон», имел в виду не «абстрактную радость бытия», а конкретные «пышные похороны ударенных судьбой»? Что ж, тогда это действительно «прорыв в будущее», действительно то самое «новое качество»...  

 

А может, все же надо было малость напрячься, да и подобрать классику пооптимистичнее – под столь необходимую для юбилея «жирную точку»? Увы, этот вполне резонный вопрос так и останется без ответа. 

 

И тем не менее, по окончании этой демонстрации «боевой мобильно-финансовой мощи», когда в ночное небо взметнулся соответствующий салют, соперничающий с юбилейным празднованием американского Дня Независимости, я испытал известное воодушевление. Да, задуманного чуда не случилось. Но, в конце концов, все в этом мире относительно. Даже и при отсутствии надлежащего альянса формы и содержания, это мегашоу куда прогрессивнее, скажем, очередной парад «звезд шоу-бизнеса». Серьезным мероприятиям – серьезную художественную основу. А главное – побольше вкуса, а не гламура. Если уж интегрировать, так с музыкой. В любом случае – спасибо родной и процветающей компании «Киевстар»!  

 

Только вот беда – рядовой слушатель не станет задумываться ни относительно амбиций постановщиков, ни тем более о разных там тонкостях творческой интерпретации. Скажет просто: «Вот так показали!.. Хрен его знает, что и зачем, зато красиво!.. А особенно – салют! Это сколько ж бабок заплатить надо – на голову не налезает»... Скажет так – и забудет. А жаль.  

 

Сергей Бедусенко, заслуженный деятель искусств Украины

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Сергей Бедусенко, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7479
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду