Её убили со второй попытки
В России неугодных политиков, правозащитников и журналистов либо расстреливают, либо травят. Либеральных депутатов Старовойтову, Головлева и Юшенкова расстреляли. Депутата Щекочихина и критика лубянских методов Литвиненко отравили. А вот Анне Политковской досталось и то, и другое. Сначала её отравили «чаем», а потом расстреляли в подъезде собственного дома, как Старовойтову.
Сто дней назад, когда Поликовской не стало, Россия не содрогнулась от ужаса. Владимир Путин был прав только наполовину, когда говорил, что «степень ее влияния на политическую жизнь в стране была крайне незначительной. Она была известна в журналистских и правозащитных кругах, но ее влияние на политическую жизнь в России было минимальным». Очень трудно влиять на общество, убаюканное сказками о «суверенной демократии». А вот известна Политковская была не только в «журналистских» и «правозащитных» кругах. Её знали во всём мире как честную журналистку и отчаянную защитницу прав людей, унижаемых той самой властью, которую Владимир Путин в России и олицетворяет.
Анна Политковская не была политиком. Не была она и трибуном, взывающим к чувствам масс. Эта отважная женщина удивила меня при наших первых встречах своей спокойной внешностью и тихим нравом. Так же, как и два других, очень уважаемых мной ярких журналиста – Андрей Бабицкий и Михаил Соколов. Острота их журналистских материалов, с которыми я был знаком значительно раньше, чем с их авторами, предполагала, как мне тогда казалось, соответствующий темперамент.
Позже я понял, в чем дело. Аня не взывала к чувствам. Она взывала к разуму людей. Не к разуму власти, – у власти нет разума – только инстинкты, а к нашему разуму, разуму граждан тех стран, которые ещё не освободились от преклонения перед государством и не научились держать его в узде. Однако острота этого призыва и само содержание расследований бесстрашной журналистки будоражат не только логику, но вызывают и весьма сильные эмоции.
На сайте российской «Новой газеты» опубликованы почти все журналистские работы Политковской. Их чтение – очень хорошая тренировка гражданских чувств и гражданской позиции. Не только россиян, смею заметить.
Анна Политковская защищала Право. Она защищала Закон. Как ни странно, главным её противником было государство, призванное стоять на страже и Права, и Закона. Но таковы пока наши реалии, что первыми их нарушителями выступают государственные структуры. И пока мало ещё достаточно смелых и мужественных людей, способных встать плечом к плечу с такими людьми, как Политковская.
Акция памяти известной журналистки Анны Политковской прошла минувшим днем в Париже. В странах бывшего СССР таких акций замечено не было.
Хамид Дельмаев, экс-председатель исполкома партии «Либеральная Россия»