Зураб Аласания: «Новая власть борется за самосохранение открытыми способами. Пока что»
16 Листопада 2005
Зураб Аласания: «Новая власть борется за самосохранение открытыми способами. Пока что»
«Но до марта-2006 все меньше времени; посмотрим, ничего не помешает мне хлопнуть дверью, если что…»
«Но до марта-2006 все меньше времени; посмотрим, ничего не помешает мне хлопнуть дверью, если что…»
В рамках проекта «Региональный монитор» «ТК» будет знакомить наших читателей не только с медиа-ситуацией в шести восточных и южных регионах Украины, но и с людьми, эту ситуацию определяющими.
Одним из тех профи, которые украинскую журналистику приближают к внятным профессиональным стандартам и прозрачным правилам игры, является Зураб Аласания – личность в Харькове известная и популярная. Журналист, умеющий открыто заявлять о собственной позиции и сохранять относительную независимость при всех режимах. И при этом телеменеджер, уживающийся с разными собственниками тех проектов, где ему доводилось работать.
До лета 2005-го Зураб - директор Медиа-группы "Объектив", генеральный директор ТРК "S-TET". В июле 2005 новый губернатор Харьковской области Арсен Аваков способствовал назначению, которое формально осуществляется Госкомтелерадио, Аласании на пост генерального директора Харьковской областной государственной телерадиокомпании. Зураб в качестве руководителя ОДТРК «Харьков» подписал контракт на год, а основным мотивом принятия решения возглавить государственную компанию назвал то, что вскоре она должна стать структурой общественного вещания. Со времени назначения Аласании прошло четыре месяца – и корреспондент «ТК» задал коллеге несколько вопросов о продвижении заявленных реформ.
- Зураб Григорьевич, это уже почти общеизвестный факт, что на канале «Харьков» предусмотрены очень сильные изменения. Чем они были мотивированы?
- Сегодня на канале 38 авторских программ, половина из которых будет «убита». Это связано с тем, что никаких изменений на канале за последние 12 лет независимости Украины не происходило. Первое, что я увидел, придя сюда, это объявление на стене - «Съемки заказывать за 2 недели обязательно». Представляете ли вы себе современные новости, где съемки надо заказывать за 2 недели? А они представляют, и они работают, они – это мы. Мы так работали 50 лет и мы не прекращаем работать так до сих пор. Но 1 ноября последовал рестарт канала.
- Какова концепция новшеств?
- Реформированы не только новости - создано несколько информационных программ, связанных в одно целое. Начиная от новостей и заканчивая экономическими, политическими обзорами, спецрепортажами. Плюс «фишка» особая, которая обязательно будет сделана в ноябре-декабре. Идея такова: в районных центрах нашей области сделать корпункты. Никто из городских частных каналов этим не занимается, поскольку им это неинтересно, невыгодно и не нужно.. По примеру Киева, Харьков создает корпункт, например, в Изюме. Наверняка в Изюме обязательно найдется одна-две новости, которые достойны общеобластного освещения. Вот когда будет выстроена эта информационная линейка, вот тогда вокруг нее будут концентрироваться все авторские программы канала. При этом имеется в виду, что «Харьков» будет развиваться как информационно-познавательный канал, не семейный, не развлекательный.
- Как те люди, которые работают на канале 40-50 лет, относятся к этим изменениям?
- На УТ-1 в Киеве все происходит намного громче и скандальней, но там 2000 человек, здесь 320, включая радио. Здесь процессы проходят, конечно, тоже небезболезненно, однако там ставки другие и масштабы другие – они собирались сокращать, я не сокращаю и не увольняю никого. Я пытаюсь показать, что люди могут заработать деньги. Я хочу показать, что премии в компании выдаются не просто потому, что пришел, скажем, день телевидения и радио, а потому, что человек их заработал. Вот последний приказ, который я подписал, сейчас привычный – по 10-20% премии всем. Понимая, с одной стороны, что у всех зарплата 370 грн. (такова государственная ставка), понимая, что всем надо «поддержать штаны», вроде бы благое намерение, но мы как 50 лет содержали в таком состоянии людей, так и последние 12 лет подобным образом к ним относимся. Люди привыкли не зарабатывать деньги, они привыкли их получать. Именно поэтому такая тормозная система…
Однако в дальнейшем наши сотрудники будут получать премию по-другому: скажем, один сотрудник получит 3 рубля премию, потому что я не имею права не дать вовсе, а второй - 300. В зависимости от личного вклада каждого. И через какое-то время бухтения, недовольства и, возможно, даже увольнения по собственному желанию, они поймут: если хочешь заработать - заработаешь много, даже здесь, на государственном телевидении. Если нет - извини, я не могу платить ни за что, это не современные подходы.
- Сейчас вы по-прежнему совмещаете две должности?
- Я совмещаю 2 должности, потому что здесь я на контракте. Я отказался от государственной службы. Я заключил контракт на год. И если я не подниму заработка людей здесь, на ОДТРК «Харьков», хотя бы до приемлемых 1000 грн. (200$ в Харькове - это более или менее цена, эквивалентная работе журналиста), то мне здесь делать нечего.
- Связано ли было ваше назначение на новую должность с изменением состава областной власти?
- Полагаю - да, связано. Губернатором стал человек местный; Арсен Аваков - тоже не тот, которого можно было ожидать раньше на этом посту. Это бизнесмен, который вдруг оказался у власти. Подробности, как его сделали губернатором, они малоизвестны, но уже сам факт любопытен и интересен. Это люди дела, вот как я это могу сформулировать. Когда Аваков предложил мне возглавить «Харьков» - меня это сильно удивило, потому что я тоже человек приватной компании. И я привык делать все быстро, а это, все-таки, государственная компания, где совсем другой темп. Тем более, что я журналист, который привык воевать с государством. Оно всегда против человека, такова эта «машина».
Однако для меня это назначение оказалось крайне интересным. В принципе, в глазах Авакова - уже не бизнесмена, а губернатора – я не должен был бы возглавить этот канал, потому что он понимал, что я не буду слушать его. Я не буду делать то, что он диктует. Однако, видимо, Аваков знал про себя, что он не будет диктовать. И, зная его как бизнесмена, я согласился на эту должность и, с сомнениями в себе - справлюсь ли я - пришел сюда. Теперь я знаю Авакова как губернатора, который, по прежнему, продолжает не трогать медиа, не пытается нас контролировать. Удивительно. Но до марта-2006 все меньше времени, посмотрим, ничего не помешает мне хлопнуть дверью, если что… Кроме обиды и огорчения за людей, которые здесь, все-таки, почувствовали движение. Не в моем лице - в своем. Они классные, они могут и любят работать.
- У вас контракт на год, и, наверняка, все реализовать за такой короткий промежуток времени вряд ли удастся. Захотите ли вы его продлить – если выполните поставленные на год задачи?
- Да, я продлю, потому что, наверняка, за год задачи полностью не будут реализованы. Я, думаю, что закрою контракт только вот в каком случае: меня сильно смущает обстановка в стране, я беспокоюсь, как любой гражданин. Хаос, который я сейчас вижу, при всей его опасности, меня радует, поскольку все не так закрыто, как было раньше. Раньше все было налажено, но в пользу определенной части власти и правящего класса. Да, сейчас - бардак, но зато все открыто, это - свобода. Министр спорит с другим министром - когда раньше можно было такое услышать? Раньше они могли «убивать» друг друга, но «под ковром», там, где-то у президента Кучмы. И никто не знал. Теперь мы это знаем, нас это шокирует. Но мы таким образом становимся взрослее. Однако, если все это ближе к марту, ближе к выборам, начнет возвращаться в старое русло, то в этом случае я не буду продлевать контракт. Я попытаюсь показать здесь, что можно сделать профессиональное телевидение без политики. В широком смысле. Мы не участвуем в политике, мы ее отражаем.
- Как у областной ТРК складываются отношения с политическими партиями? Вы заключаете договора на рекламу во время выборной кампании?
- Отношений с политическими партиями - ровно никаких. Совершенно свободно заключаем коммерческие договора со всеми, имея право на продажу рекламного времени. Я работаю достаточно долго в телевидении, но в частном, и там очень сильно ощущал, когда можно заключать договора, а когда - нельзя. А сейчас никто и ничего мне не диктует, это правда.
- Как вы относитесь к новой редакции Закона о выборах?
- Выглядит катастрофически! Но, как обычно, строгость закона компенсируется слабым его исполнением. Я не думаю, что они будут преследовать за каждое слово, которое там прописано. Что они даже будут успевать отслеживать все нарушения. Потому что, если следовать каждой букве этого закона, нарушения будут на каждом шагу.
- Какие отношения с местной властью у Медиа-группы «Объектив»?
- Как всегда - сложные, но мне всегда удавалось играть роль «стальной крыши» - не в смысле бандитского понятия, а именно в прямом смысле: крыши, покрывающей от дождя, снега и гадостей. Конечно, власть всегда сильно недовольна тем, что делает профессиональный журналист. Я, со своей стороны, тоже нередко ругался с ребятами за непрофессионализм, который проскакивает. Но никогда не допускал претензий со стороны власти к моим ребятам за политические вещи, которые власть считает ошибками. Вот этот барьер и позволял развиваться группе, и она стала тем, чем стала. Она довольно рейтинговая, там довольно известные новости. Я попытаюсь то же самое сделать здесь, в телерадиокомпании «Харьков». Но в выполнении роли еще и крыши пока нет необходимости, пока «не капает».
- Учредителем МГ «Объектив» является ТРК «Симон». Соответственно, онa должен контролировать работу «Объектива»?
- «Объектив» - это всего лишь продакшн–студия, которая производит программы для телеканала «Симон». Действительно, «Симон» решал, выпускать программы в эфир или не выпускать. И было пару серьезнейших конфликтов, когда программу не выпускали. Обстановку прошлых лет вы помните, и «Симон» я могу понять, когда они не выпускали, к примеру, программы с участием Тимошенко или Мороза. Но они не мешали мне, например, приводить прямо к себе в редакцию и делать круглый стол для дико опального Ющенко, Мороза и Симоненко, которых в нашем городе тогда не пускали никуда…
- На новой должности вы чувствуете подобного рода «мягкий» контроль?
- Сейчас я делаю то же самое, но тут мне не мешает никто это делать. У нас на канале побывали от, опять-таки, уже опальной Тимошенко, до Виктора Януковича, я надеюсь, новая власть не поменяет такого своего отношения к медиа. Новая власть борется за самосохранение открытыми способами - пока что. Я все равно им не верю, но это просто мое внутреннее глубокое убеждение: никогда не верить никому.
- Ощущаете ли вы конкуренцию между телеканалом «Харьков» и МГ «Объектив»?
- Просто рвется напополам душа и сердце. Попадает ко мне информация, и я разрываюсь между двумя телефонными трубками, обеими корпоративными: кому скорее сливать новость, которую я знаю. Однако пока, если честно, и, к сожалению, я могу не сомневаться, совершенно спокойно отдавать это сюда, на областное телевидение, зная, что они только к завтрашнему дню, может, успеют это снять. А мои ребята с «Объектива» сделают уже прямо сейчас, сегодня… Но я «Объективу» просто угрожаю: «Месяц – два, ребята, и вы останетесь у нас в пятках» - ведь я вижу, как реально меняется ситуация в «Харькове». А когда что-то упускает «Объектив», ругаюсь: «Что ж вы делаете, вы отстаете на глазах!». Хотя я несправедлив в этих упреках, потому что забрал оттуда ведущих людей и привел сюда. Этим я сильно оголил «Объектив». Это ведь маленькая продакшн-студия. Там пришли новые ребята, которые сделали карьеру за 3-4 месяца, с нуля, пришли с поля - и сразу вверх, в управление группой. Поэтому там сейчас дикая нехватка кадров. Отсюда, кстати, и великолепная профессиональная школа. И мне уже не хватает чего-то там, в «Объективе», и еще многого не хватает здесь в «Сьогоденні». Теперь это называется новости ОТБ.
- Кстати, Зураб Григорьевич, расскажите о вашем проекте «Школа для журналистов».
- На сегодняшний день чувствуется катастрофическая нехватка кадров. Я точно знаю, что в Харькове порядка 1400 журналистов. Из них реально работающих, тех, с которыми можно иметь дело - крайне мало, я это знаю по «Объективу», и по государственному телевидению, от всех коллег. Дефицит кадров жуткий, профессия вся, в принципе, деградирует. Просто потому, что динамика жизни колоссальная. И мои новостийщики, мои «объективные», родные, кровные, выращенные, они - поверхностные. Я ненавижу смотреть телевизор, когда вижу собственные новости. Там настолько все поверхностно и неправильно. Я понимаю, что я не смогу все переделать сам. Но какие-то задатки ремесленные – необходимо передать. Тут не нужен талант, катастрофически не хватает просто ремесла. Я не стесняюсь говорить о том, что Харьковский институт культуры, что отделение журналистики Харьковского университета выпускают не готовых к работе журналистов. Поэтому с этим катастрофический напряг. Можно хорошо зарабатывать хорошей своей профессиональной работой, но они не умеют этого делать. Страна «двоечников», простите за злость, но это не только в нашей профессии. Это касается большинства профессий. Школа для журналистов – это проект от МГ «Объектив». Задуман был гораздо раньше, чем я ушел сюда, и воплощался долгое время.
- Кто финансирует данный проект? Как долго он будет длиться?
- Это совместный грантовый проект с посольством США в Украине. Половина расходов наши, они нас обеспечивают техникой, мы обеспечиваем учителями, зарплатой, помещением, и т.д.. От имени «Объектива» я арендовал помещение на территории Харьковской областной ТРК, здесь мне сейчас нужнее поднимать новости. На первую встречу мы приглашали абсолютно всех, и было очень много людей. Но вести больше 15 человек за курс мы не можем. Курс трехмесячный - и таких 4 курса. На каждого «ученика» у нас расчет серьезный, и здесь я готов обеспечить их работой в любом виде, на «Харькове» или «Объективе». Есть еще масса других проектов и каналов, которые будут еще рождаться, я же знаю. Вот таким образом школа организовалась, и она довольно успешна уже сейчас.
Недавно школу стали посещать журналисты по просьбе директора здешнего частного городского канала. Он, конечно, рискуют, потому что я могу не вернуть ему этих людей. Но это уже второй вопрос: если они окажутся хорошими журналистами, я ни на секунду не задумаюсь, рынок есть рынок, я буду перебивать, перекупать и оставлять их работать там, где мне нужно. «Школьные» программы ведут 12 человек, достаточно опытных журналистов. Приглашаем также коллег из Киева, обычно я ребят приглашаю на выходные, это просто дружеские связи, мы оплачиваем им проезд, проживание. Для наших ребят это интересно, киевляне ведут не столько курс, сколько мастер-класс, 2-3 часа. Построены курсы больше как репортерские, глубоко в журналистику, в теорию, проникать мы не можем и не успеваем. Учим практическим навыкам.
- У вас было огромное количество собственных авторских программ, в 2004 году их было 4-5. Будете ли вы возрождать свои проекты?
- Нынешняя ступень работы на областном телевидение потрясающе интересная, это другая ступень, другой уровень, другая жизнь. Но я не смогу и не стану в чистом виде «канцелярской крысой», хотя это нужно, менеджмент - это тоже хорошо, на «Харькове» сочетается продюсерская работа с административной… И все-таки с журналистикой я не порываю. «В поле» я бегать уже не успеваю, но мой нынешний статус позволяет оставаться в потоке информации. Я не могу себе позволить уйти от журналистики, мне страшно нравится. Камера - это зараза, прямой эфир - это классно.
Сейчас у меня осталась одна единственная программа, «Объект он лайн», она выходит глубоко ночью, в 22 часа. И, опять, даже в этом проекте мы стали пионерами, мы выводим живой чат в прямой эфир и модерируем только нецензурную лексику, и больше ничего. Это происходит так: я с собеседником внутри студии, а те, кто снаружи, за компьютерами - они слышат нас и комментируют. Если я успеваю заглядывать в Интернет - а я успеваю - я задаю вопросы прямо из чата, или свои вопросы, и это бывает совершенно спонтанно.
Благодаря «Симону», который относится довольно лояльно к МГ «Объектив», и ко мне лично - это «плавающая» программа, я могу вставить ее в любой день, в любой вечер. Обычно к 22 рабочий день мой еще не заканчивается, но если это программный день, то я стараюсь закончить все свои дела и спокойно выйти в эфир.
Разговаривала Алена Шостак, Харьков, для «Детектор медіа»
Читайте также:
Ограничивая права СМИ на выборах, власть ограничивает права избирателей
"Своїх" і тих, хто добре платить, - не кривдити
Официально представлен новый руководитель Харьковской областной телерадиокомпании
Директором Харківського обласного ТБ став автор та ведучий політичних програм
Нужно вовремя дать отпор, когда журналистов опять попытаются "ввести в стойло"
Единственное в харьковском телеэфире политическое ток-шоу закрыли накануне приезда Ющенко
Медиа-олигархии харьковского масштаба
В Харькове создается крупная медиа-корпорация
Зураб Аласания: «Против учредителя медиа-группы «Объектив» откровенно работают городская и областная прокуратуры»
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Харьков, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ