25 на 73: поле битвы — Фейсбук. Теряют ли актуальность проценты Порошенко и Зеленского
25 на 73: поле битвы — Фейсбук. Теряют ли актуальность проценты Порошенко и Зеленского
Социологи обнародовали первые рейтинги партий после президентских выборов. Среди тех, кто определился и будет голосовать, «Слуга народа» набирает 39,9 %, «Оппозиционная платформа — За жизнь» — 10,9 %, Блок Петра Порошенко — 10,6 %, «Батькивщина», — 9,1 %, «Сила и честь» — 5,1 %, «Гражданская позиция» — 5 %. (По данным другого исследования, за «Слугу народа» готовы проголосовать 43,2 % определившихся, далее идут «Оппозиционная платформа — За жизнь» с 10,5 %, БПП «Солидарность» с 8,8 %, «Батькивщина» с 7,3 %, «Сила и честь» с 5,1 %, «Голос» с 4,6 %, Радикальная партия с 3,3 % и «Оппозиционный блок» с 3,2 %. — Ред.)
Директор центра «Социальный мониторинг» Дмитрий Дмитрук считает, что проценты, полученные 21 апреля Владимиром Зеленским и Петром Порошенко, теряют свою актуальность. «Разделение на 73 % и 25 % размывается. Внимание общества переключается на парламентскую кампанию. Будут расти рейтинги новых политических сил. Электоральная картина будет меняться очень динамично», — прогнозирует Дмитрук.
В то же время «партия 25» и «партия 73» продолжают существовать в украинском пространстве Фейсбука. В их рядах остается немало «ястребов»: одни гордятся тем, что оказались в «элитном» меньшинстве, высказывая презрение к «тупому» большинству; другие усиленно злорадствуют над проигравшей стороной.
«Мы лучшие»
Ярче выделяется «партия 25». В Фейсбуке можно найти пять тематических групп: «25 %», «25 % Українців», «Рух 25 %», «Українці 25», «Команда 25 %». Суммарное количество их участников — 40 тысяч. По запросу «73 %» (или даже 75 %) вы ничего подобного не найдете.
23 апреля манифестный пост написал волонтер Роман Доник. Он задается вопросом (авторская грамматика сохранена): «А почему мы должны стесняться того, что мы самые умные и самые образованные? Что каждый четвертый в стране — это мы. Что критическое мышление есть только у нас. <…> Да, нас 25 %. Или чуть меньше. Но мы лучшие. Да, мы такие, мы элита Украины и гордимся этим. И нам плевать на то что думают по этому поводу остальные» (пост лайкнули две тысячи человек).
Психолог Андрей Трутенко в комментарии «Детектору медиа» отмечает: когда человек терпит поражение, ему нужно объяснить себе, почему он проиграл, но многие не готовы признавать свои ошибки, поэтому защищаются самовосхвалением и унижением оппонентов.
Между тем некоторые психологи предлагают волонтерскую помощь тем, кому сложно примириться с результатами президентских выборов. Например, в Фейсбуке анонсировалось событие на 18 мая: «25 %: группа психологической поддержки и разгрузки». В описании сообщалось: «Группа предназначена для тех, кто испытывает тревогу, неуверенность, гнев, разочарование, потерю ориентиров в связи с социальными и политическими событиями, которые происходят в эти дни. <…> Часто бывает трудно принять эти события или людей, которые находятся рядом, но словно в другом мире, в собственной, параллельной реальности».
«Порохоботы должны быть наказаны»
В «параллельной реальности» живут «ястребы» из «партии 73», которые не столько радуются победе Зеленского, сколько поражению Порошенко.
4 мая волонтер Юрий Касьянов написал программный пост, где подчеркнул, что «40 %» — это «единственно правильная пропорция» (видимо, имея в виду проголосовавших за Зеленского из общего количества избирателей, хотя на самом деле это 45 %). Далее цитата: «А порохоботы должны быть наказаны. За ложь, лицемерие, подлость, предательство. За то, что они крепаки своих хозяев. Если общество их не осудит, если нация их не отторгнет, они будут теми же прощенными палачами совка, которые до конца своих дней получали почести и награды от своих жертв» (пост собрал почти тысячу лайков).
Когда человек попадает в победившую группу, он может получать удовольствие от коллективного триумфа, но подсознательно понимать, что это не его личная победа, отсюда стремление позлорадствовать над проигравшими, чтобы почувствовать себя сильнее, отмечает психолог Андрей Трутенко.
Послевыборная инерция
«Соцсети — это полигон, где человеческая натура предстает во всей красе, — говорит в комментарии «Детектору медиа» писатель и специалист по коммуникативным технологиям Георгий Почепцов. — Отсутствие живого контакта и редакторского контроля позволяют психически неустойчивым людям свободно оскорблять оппонентов, чтобы поднять свою самооценку».
Соцсети демонстрируют, что негативные сообщения распространяются гораздо быстрее, чем позитивные, акцентирует Почепцов. «Это вывело на новые скорости так называемый язык ненависти, который стал нормой во всем мире. Собственно, мы и познакомились с этим понятием благодаря соцсетям», — отмечает он. По мнению Почепцова, онлайновые баталии между сторонниками Порошенко и Зеленского вскоре угаснут, если не будут подогреваться заинтересованными силами.
Подобную точку зрения разделяет и социолог Александр Шульга. «Я не вижу опасности раскола в обществе. Выборы повышают социальное напряжение. Сейчас идет остывание. Продолжающая грызня в соцсетях — это послевыборная инерция. Мы это переживем. Украинцы научились жить в политическом стрессе», — подчеркивает Шульга.
Реагируя на результаты первого тура президентской гонки, журналист Айдер Муждабаев, переехавший из Москвы в Киев в 2015 году, написал в Фейсбуке пост, в котором назвал избирателей Зеленского «предателями» и добавил, что «видимо, придется стрелять». Публикация вызвала широкий резонанс. Позже она исчезла, а Муждабаев принес свои извинения.
В начале же мая на своем ютуб-канале он поделился куда более проницательными соображениями. «… Российские тролли и агенты влияния в наших медиа будут "душить" нового президента и внушать украинцам, что, с одной стороны, "у вас президент — клоун!", а с другой — вот они, "враги народа — порохоботы!", которых надо немедленно догнать и добить», — говорит Муждабаев.
Возможно, кремлевская тактика заключается именно в этом. Если же верить социологам, послевыборный раскол украинскому обществу не грозит. Следовательно, очередной замысел агрессора должен быть отражен.
Фото: DW