Наш голос — это суперсила. Пять выступлений на TED о журналистике и от журналистов
Наш голос — это суперсила. Пять выступлений на TED о журналистике и от журналистов
Анас Аремия Анас и работа журналиста под прикрытием
Анас Аремия Анас не показывает лицо публике, так как боится, что за ним придут «плохие парни». Он — темнокожий журналист из Африки, пришел в журналистику 14 лет назад. В основном он занимается тем, что работает под прикрытием: раскрывает невероятные истории и разоблачает нарушителей закона.
Одной из первых стала история о том, что полицейские берут взятки у уличных торговцев, тем самым разрешая им незаконно торговать. Анас устроился работать таким торговцем, чтобы собрать прямые доказательства. Эта история получила большой резонанс.
Другой резонансный случай — ритуальные убийства детей в одном из африканских племен. Журналист узнал, что представители одной из общин — что-то вроде местных шаманов — считают, что детей с ограниченными возможностями необходимо убивать. Анас сделал куклу — муляж такого младенца, и принес к шаманам. Те начали готовиться к убийству — варить отвар, которым обычно поят таких детей. Журналист же заранее предупредил полицию о том, что может произойти. В нужный момент копы появились на месте и арестовали шаманов.
Скрытые съемки из тюрьмы, перевоплощение в торговца наркотиками, расследование об убийствах альбиносов в Танзании — это лишь малая часть его работы.
Разоблачение, позор и наказание — три последовательных принципа, которыми руководствуется автор в своей работе.
«Журналистика должна иметь результат», — говорит Анас Аремия Анас. Она должна менять.
Дарьет Чисолм и цифровое насилие
Журналистка Дарьет Чисолм рассказывает о том, как стала жертвой кибербуллинга и шантажа: ее бывший партнер сделал сайт, на котором разместил ее обнаженные фото и ее имя. Сфотографировал ее, пока она спала — то есть, когда Чисолм была беззащитна.
«Некоторые медиа называют это revenge porn, или порно ради мести, но я называю это digital violence — цифровое насилие», — говорит журналистка. Еще один термин, который она употребляет, — cyber abuse или кибер-абьюз.
Журналистка углубилась в тему и поняла, что это — довольно распространенный метод психологического давления. По ее наблюдениям, одна из десяти женщин в возрасте до 30 лет хотя бы раз сталкивалась с чем-то подобным в своей жизни.
Для многих этот опыт заканчивается драматически: женщины теряют работу, страдают от психологического давления, не могут выйти из деструктивных отношений из-за постоянного шантажа, испытывают чувство стыда, впадают в депрессию, а в некоторых случаях доходит до суицидов.
Дарьет Чисолм рассказывает, как пережила этот опыт и создала сообщество для таких же жертв цифрового насилия, как она, назвав его «50 оттенков тишины». И призывает всех, кто также прошел через это, не молчать.
Марианна Атенсьо и роль сторителлинга
В 2017-м Марианна Атенсьо объездила почти 2 тыс. сел, чтобы иметь возможности рассказать миру истории разных людей. Журналистка освещала последствия трех ураганов, одного землетрясения и стрельбы в церкви.
Репортер Марианна Атенсьо рассказывает, как ей пришлось освещать ситуацию в родной стране — Венесуэле, где несколько месяцев продолжались протесты против действующего президента Николаса Мадуро. Услышав о происходящем, она решила, что не сможет умалчивать об этом — ни как журналистка, ни как гражданка страны.
Впервые Атенсьо приехала в Венесуэлу как туристка, а не как журналистка — повидаться с близкими, узнать, как сложилась судьба ее бывших одноклассников, друзей и родственников. Услышанное сильно впечатлило ее.
Марианна Атенсьо отмечает, что истории из стран, далеких от Америки, получают меньше резонанса в мировых СМИ, чем аналогичные, но в США. Но если такие истории никто не рассказывает, это не значит, что их нет. Люди страдают от бедности, голода, живут в плохих условиях — значит, об этих проблемах нужно писать.
Марианна Атенсьо пытается самостоятельно найти точки соприкосновения, чтобы заинтересовать мировое сообщество происходящим в Венесуэле и обратить внимание на истории жизней простых людей.
Келси Сэмьюел и тиражирование непроверенной информации
Журналистка Келси Сэмьюел рассуждает, почему люди верят непроверенной информации, тиражируют фейки в социальных сетях и ведутся на сомнительные рекомендации, опираясь на собственный опыт и личные истории.
Она также объясняет, что крылатая фраза современности — «Sharing is caring», или «Делиться — значит заботиться» — не работает в случае, когда вы делитесь неправдивыми историями в своем Твиттере. Потому что тиражирование неправды — это не забота.
«Мы живем в эпоху, когда уровень недоверия к медиа достаточно высокий, где постоянно появляются тонны фейков и непроверенной информации. Особенно актуально все это в период предвыборной агитации и выборов», — говорит Сэмьюел.
И дает несколько рекомендаций, как научиться не вестись на провокации и уметь отличить правдивую новость от фейка. Первое, что нужно сделать, — шаг назад. Журналистка называет это саморефлексией. Если вы прочли какую-нибудь статью или посмотрели сюжет на ТВ, сделайте шаг назад и задайте себе несколько вопросов, среди которых: «А что если это — неправда?» и «Для чего мне нужна эта информация?»
Второй совет — чем больше источников информации у вас есть, тем лучше. Старайтесь смотреть новости не только в привычной вечерней программе, но и на других телеканалах, читать разные сайты с разными точками зрения. Не бойтесь узнавать новости от людей, которые кардинально отличаются от вас самих.
Джеймс Форд и локальные новости
Репортер Джеймс Форд рассказывает о том, как сделать локальные новости интересными для широкой аудитории.
В пример приводит собственные кейсы, когда его посты и материалы получили широкий резонанс. Он говорит, что любую историю можно рассказать интересно, главное — найти нужный угол, правильную «призму», через которую вы покажете эту историю своим читателям.
Пример от Джеймса Форда — история 15-парня по имени Джуниор, который погиб в результате потасовки с группой молодых людей, не добежав до больницы за медицинской помощью. Сама по себе эта история была бы мало интересна аудитории, если бы не особый подход Форда. Он начал писать об этом изо дня в день, выпустил целую серию публикаций: о том, в какой семье рос Джуниор, кем он был, о криминальной обстановке в городе. Постепенно эти публикации стали разлетаться по интернету, их стали постить у себя разные люди, включилась цепная реакция: об инциденте заговорили. Одна-единственная новость в разделе криминальной хроники не привела бы к такому эффекту.
Одна из задач региональных журналистов — это выискивать интересные истории и инфоповоды и раскручивать их. Сперва — на локальном уровне, затем — для более широкой аудитории.
Фото: Inc.com