ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

2 Вересня 2017
4192
2 Вересня 2017
14:35

ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

4192
Зачем британский телеканал сместил акценты в заголовке и манипулировал словами журналистки Екатерины Сергацковой, остается пока неясным. Вряд ли есть основания считать публикацию Sky News и новостей на ее основе в украинских СМИ информационной спецопераций, но тема «Украина-ИГИЛ» в последние два года слишком часто становится поводом для манипуляций
ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»
ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

На днях посольство Украины в Великобритании отреагировало на публикацию канала Sky News, посвященную присутствию в Украине бывших или действующих боевиков ИГИЛ. Дипломаты выразили свое недоумение в связи с содержанием и в первую очередь заголовком статьи, который звучит так: «'Corruption hub' Ukraine could offer terror route to Europe for Russian IS fighters» («“Коррупционный узел” Украина может предложить террористический маршрут в Европу для российских боевиков ИГИЛ»).

Интересно, что сам материал московского спецкора Sky News Джона Спаркса — и в текстовом формате, и видеорепортаж — весьма вскользь касается темы Украины в качестве якобы «перевалочного пункта для террористов».

На самом деле материал представляет собой интервью с отцом дагестанца, российского гражданина, который воевал в ИГИЛ, потом разочаровался в идеологии «Исламского государства», бежал оттуда и сейчас прячется в Украине. Отец бывшего боевика два года пытался уговорить сына покинуть Сирию и перестать быть террористом, даже ездил в Сирию и в итоге смог переправить его в Турцию, а затем — сюда. В репортаже есть также интервью с самим бывшим боевиком, который сейчас живет в Украине, не рискуя вернуться в Россию, где его арестуют и осудят. В материале также имеется туманная ссылка на мнение неназванных «активистов», которые утверждают, что в Украине осели 400–500 бывших боевиков ИГИЛ. И крохотный комментарий журналистки Екатерины Сергацковой, которая говорит, что в Украине есть «a lot of сorruption hubs» («много коррупционных центров»), в которых можно раздобыть украинские документы, а затем, имея, например, бумажный паспорт, совершенно легально получить биометрику. И уже отсюда двинуться куда-нибудь — например, в Европу. Никакого контекста для этого заявления Сергацковой в статье и в видеорепортаже нет.

При этом именно это утверждение журналистки было вынесено в заголовок текстовой версии статьи Sky News. Более того, на видео слышно, что Сергацкова говорит во множественном числе о «коррупционных центрах», — а в заголовке уже вся Украина становится «коррупционным хабом» и в текстовой версии репортажа ее фраза звучит уже так: «Ukraine is a corruption hub».

За вполне понятным возмущением украинских дипломатов последовали несколько публикаций в украинских СМИ, цитировавших украинское посольство, а также ряд постов в Фейсбуке, в которых разбиралась сама статья Sky News. В частности, Игорь Соловей, редактор отдела «Мир» на сайте «Левый берег», разобрав статью и появление ее переводов в украинских медиа, допустил, что публикации на основе материала Sky News в ряде украинских СМИ, — это «спецоперация» в ходе информационной войны.

«Я звернув увагу на сам процесс — як цю статтю штовхали в українське медіа поле. Судіть самі.

Спочатку на Sky News виходить ТЕЛЕсюжет "The man who rescued his son from Islamic State" (про Україну десь глибоко всередині) — це сталось 22 серпня.

Потім, наступного дня, 23 серпня, на російських ресурсах — Звєзда, Русская весна, а також українських — Страна.юа та Корреспондент.нет — виходять уже новини, з цього сюжету. При цьому в своїх новинах вони всі посилаються на оригінал — тобто на сайт Sky News.

Тут зроблю ліричний відступ: я не вірю в те, що в Страна.юа чи на Корреспонеднт.нет хтось з журналістів дивився Sky News, раптом побачив сюжет і думає, О, тут же про Україну, класна тема, треба зробити з цього новину!. А значить — була як мінімум наводка, але скоріш за все — хтось просто прислав в редакції готовий текст (чи ссилку) цим ЗМІ, для закидування в українське медіа поле.

Хто це був? Варіантів кілька: це або моніторщики нашого північного сусіда — ЗМІ, спецслужби і т. п, які спеціально відслідковують інформматеріали по проблематиці/регіону і побачили відповідний сюжет. Або це ж ті, хто знав про дату виходу сюжету — а це можуть бути автори, причетні до підготовки матеріалу чи редактори Sky News, які і повідомили колег вищезгаданих ЗМІ.

Хто ж в цьому конкретному випадку «навів» на сюжет — знають тільки ті, хто це замовлення прийняв.

Але в цій спецоперації стався прокол», — написал Соловей на своей странице в Фейсбуке.

Под «проколом» Соловей имеет в виду следующий факт: все новости, выходившие 22-23 августа в украинских СМИ об Украине как «перевалочном пункте террористов», ссылались на статью Sky News, которая сейчас датируется 29 августа — то есть, получается, вышла неделю спустя после новостей в наших СМИ. Соловей предполагает, что изначально, 22 августа, на британском телеканале вышло видео с заголовком «The man who rescued his son from Islamic State», а украинские СМИ «по разнарядке» акцентировали внимание именно на «украинском вопросе» в своих материалах. А уж затем, 29 августа, появилась и текстовая версия репортажа на сайте Sky News в нынешнем его виде.

«Якщо пройти за наведеним в перепублікаціях 23 серпня посиланням — то всі вони ведуть на статтю на сайті Sky News уже з іншим заголовком, адаптованим до української теми: "'Corruption hub' Ukraine could offer terror route to Europe for Russian IS fighters. Observers say up to 500 ex-jihadists are hiding out in the country that recently signed a visa-free travel deal with the EU". Але увага — ця стаття датована... 29 (!) серпня! (скани підтвердження — нижче). Тобто на момент перепублікацій 23 серпня в українському і російському інтернет сегменті її в природі ще не було...(…) Хтось спеціально координував/є роздування теми про ігіловців з українськими біопаспортами, заведення цієї теми з іноземного в українське медіа поле, а також її подальше розповсюдження», — пишет Соловей.

Как легко выяснить, на сайте Sky News текстовая версия репортажа изначально появилась 22 августа именно с таким, странным и манипулятивным заголовком. Во-первых, это видно по публикации в Твиттере канала — там статья с заголовком про «коррупционный хаб» была опубликована еще 22 августа. Во-вторых, ссылка на материал именно с таким заголовком на сайте канала есть в личной переписке Екатерины Сергацковой (скрины переписки имеются в распоряжении редакции) — и тоже 22 августа. Интересно, что кроме упомянутых сайтов «Страна.юа» и «Корреспондент.нет», пересказ статьи Sky News опубликовала еще 23 августа и украинская редакция «Радіо Свобода» — и тоже с акцентом на «украинскую часть» статьи, в обзоре новостей зарубежных СМИ. В публикации «Радіо Свобода» слова Сергацковой были переданы верно - и взяты, судя по всему, с видеозаписи, а не текстовой расшифровки.

Кстати, одним из первых эту статью разместил у себя в фейсбуке бывший украинский политолог Виктор Корнилов в 10 утра 23 августа, ныне проживающий в Москве, активный участник информационной войны. Спустя два часа новость на основе этой статьи была опубликована уже сайтом Страна.ua, и так далее.

Собственно, проблема и статьи, и реакции на нее в украинских СМИ только одна: заголовок, который, как сообщает и Соловей, и заслуживающий доверия источник «Детектора медиа», не был придуман журналистом — автором статьи. А, вероятнее всего, редактором. Что касается фактов или допущений, изложенных в статье, то они не новы.

Сергацкова за последний год написала три больших материала на тему присутствия бывших боевиков ИГИЛ в Украине. Первый вышел в августе 2016 года — «Рассказ экс-боевика ИГИЛ, который живет в Украине». Материал был номинирован на премию «Честь профессии» в этом году в номинации «Лучшая подача сложной темы». После этого Сергацкова сделала еще два материала: «История дангестанца, который сбежал из ИГИЛ в Украину», опубликованный 3 мая этого года, в котором, по сути, была полностью рассказана история отца и сына Нурмагамедовых, которую и пересказали в сокращенном виде Sky News. И еще один, от 17 июля, который озаглавлен «Как бывшие боевики ИГИЛ оказываются в Украине», где Сергацкова рассказала не только о том, как технически эти люди оказываются в Украине, но и сколько их — ссылаясь и на анонимный источник в активистской среде Дагестана, и называя еще одного человека — Абу Мансура Ногайского. Оба источника Сергацковой говорят о нескольких сотнях таких людей. Интересно, что 19 июля 2017 года статья на ту же тему вышла и у Reuters — в ней журналистка Мария Цветкова (Россия), ссылаясь на источник в правоохранительных органах РФ, тоже сообщает об «очень многих» осевших в Украине бывших боевиках ИГИЛ.

Любопытно также, что на сайте «Вести.юа» еще в апреле 2017 года вышла статья, подписанная Петром Пуляевым, на ту же тему, с заголовком «Из-за чего Украина стала центром легализации боевиков ИГИЛ». В статье содержатся приблизительно те же утверждения, что и на Reuters, и Sky News — но со ссылкой на правоохранительные органы Украины.

Цитата: «Как рассказал Вестям источник в правоохранительных органах, бывшие боевики стремятся попасть в Украину, чтобы отсидеться и получить документы. Большинство выдают себя за беженцев, пострадавших на Ближнем Востоке, — говорит он. И действительно, в судебном реестре есть масса свежих дел, где выходцы из Ирака или Сирии судятся с Госмиграционной службой, отказавшей им в получении статуса беженца.

Для них статус беженца — идеальное прикрытие, чтобы потом жить в Украине или уехать в Европу. А потому в потоке реальных беженцев есть люди, воевавшие в группировках боевиков. В Украину игиловцы проникают небольшими группами через Турцию и Россию. Главные ворота” — Одесса, Киев и Харьков. Тут их встречают их товарищи, отвозят на съемные квартиры, где те отсиживаются, пока им не сделают документы за $5–7 тыс. Для этого подделывают украинские паспорта или вписывают все, что надо, в чистые бланки паспортов, которые остались в Крыму (). Проблема в том, что у нас сплошные дыры в законодательстве, в Миграционной службе можно получить любое разрешение за $300», — объясняют силовики».

То есть по сути, ничего сенсационного ни Sky News, ни Сергацкова не сообщили читателям — эту информацию публиковали и она сама, и другие издания на протяжении последнего года.

Журналистка так прокомментировала «Детектору медиа» появление ее цитаты в материале канала Sky News: «Меня познакомил с журналистом Джоном Спарксом коллега, который помогал продюсировать материал Спаркса об одном из игиловцев, живущих в Украине. Я этой темой занимаюсь полтора года — и, честно говоря, за все это время я не услышала ни одного отзыва, ни одного критического замечания по этому поводу.

Сначала мы с журналистом Sky News поговорили без записи, затем он попросил меня дать комментарий на камеру. Он мне говорил, что делает сюжет про этого человека и его отца. Но когда мы говорили с Джоном, я поняла, что, по сути, он не знает контекста того, о чем собирается писать — и мне пришлось ему пересказать свою работу, которую я опубликовала на Громадськом в этом июле.

Рассказывая Спарксу о своих материалах, я назвала приблизительную цифру в несколько сотен бывших игиловцев, которые находятся в Украине — он, видимо, обобщил как-то и появилась цифра 500. Сейчас невозможно назвать точную цифру этих людей, но я основываюсь на интервью с несколькими людьми, которые организовывают выход боевиков из ИГИЛ, и эти мои источники называют приблизительно одинаковые цифры. При этом они между собой не связаны.

Заголовок к статье манипулятивный, потому что не отражает сути того, что я говорила. Впрочем, проблема в этом репортаже не только в заголовке, а и в том, что они взяли сложную тему и не провели расследования, не изучили контекст».

Контекст и у самих по себе материалов о хоть какой-то связи Украины и ИГИЛ тоже заслуживает внимания. С одной стороны, есть официальные заявления СБУ, и не одно — о пресечении действий боевиков ИГИЛ на территории нашей страны. Например, в июне 2015 года СБУ сообщило, что ИГИЛ пытается использовать Украину как перевалочный пункт для отправки своих боевиков в Сирию. Затем в 2016 году глава ведомства Василий Грицак заявил, что СБУ разоблачила четыре «транзитных центра ИГИЛ» на территории Украины — тогда из Украины выслали 25 человек, девятнадцать из них были российским гражданами. С другой стороны, та же тема — боевики ИГИЛ на территории Украины — уже вызывала скандалы в прошлом году.

Так, издание «Тиждень» 1 апреля 2016 года опубликовало материал, в котором цитировало слова французского сенатора Натали Гуле о том, что в Украине был обнаружен тренировочный лагерь террористов под Днепром. Источником своих знаний о тренировочной базе боевиков Гуле назвала самого Василия Грицака. Тогда новость об этом лагере публиковали многие украинские СМИ, в том числе издание «Левый берег». Уже 3 апреля спикер СБУ Елена Гитлянская на своей странице в Фейсбуке опубликовала опровержение слов сенатора и даже процитировала письмо Натали Гуле к Грицаку, в котором сенатор сообщала, что ничего подобного не говорила, называла это вбросом и фейком. При этом журналистка «Тижня» Алла Лазарева выложила скрин своей переписки с Гуле, а вот оригинал письма Гуле к Грицаку Гитлянская так и не опубликовала. Был это вброс или нет — вопрос доверия к «Тижню» и пресс-службе СБУ.

И вот теперь опять тема «ИГИЛ в Украине» вызывает скандал в медийной среде — причем обсуждаются не факты, а акценты, так «удачно» смещенные в заголовке британского канала. «Детектор медиа» обратился к автору сюжета Джону Спарксу за комментарием, но ответа на момент публикации не получил.

Фото: vesti-ukr.com

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4192
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду