Белорусские СМИ: маятник свободы
Выражение “независимые СМИ” в постсоветских странах часто воспринимается как оксюморон — сочетание несочетаемого.
Где-то, как в России, действует жесткая государственная цензура, а пресса полностью подконтрольна связанным с властью бизнесменам и структурам. Где-то, как в Украине, журналисты часто зависят от собственников-олигархов, которые используют СМИ в своих политических интересах и ведут информационные войны. А где-то, как в Азербайджане, представители прессы вообще вынуждены работать инкогнито, с постоянной угрозой для жизни и свободы.
Первый материал из этого цикла мы решили посвятить Беларуси.
Международный «Индекс устойчивости СМИ» показывает: за 2016 год ситуация со свободой слова в Беларуси улучшилась. Республика, как сказано в отчете, перешла из категории стран, где система СМИ «неустойчивая с антисвободной прессой» в категорию «неустойчивых со смешанной системой». Однако начало 2017 года может отыграть все назад. «День Воли» 25 марта ознаменовался массовыми задержаниями журналистов. А сразу после силовики пришли с обысками в офис телеканала «Белсат» и изъяли всю технику.
В начале апреля жительницу Орши Юлию Малышеву оштрафовали на 200 евро за стрим о жестоком обращении с животными в городском приюте. Правоохранители решили, что такая деятельность подпадает под статью «изготовление продукции СМИ» (ч. 2 ст. 22.9 КоАП Беларуси). «Это первый случай, когда блогер получил такое наказание: он даже не задумывался о том, что такие вещи могут быть запрещены», — отмечает медиаэксперт Павлюк Быковский.
Часто штрафы за нарушение этой статьи КоАП достигают 500-700 евро. Серьезная сумма для журналистов. Как правило, в «изготовлении продукции СМИ» обвиняют журналистов, которые делают материал для иностранного СМИ без аккредитации в Министерстве иностранных дел Беларуси — таких, как “Радио Свобода” или телеканал «Белсат».
В Беларуси все журналисты «посчитаны». Они получают аккредитацию в министерстве информации или иностранных дел. Либо просто работают на государственные медиа.
«Весь медийный мир Беларуси условно делится на государственные и негосударственные СМИ. У нас достаточно жесткое разделение. В Беларуси 2 журналистских союза — в один входят в основном журналисты государственных, а в другой — негосударственных СМИ», — рассказывает политический обозреватель портала TUT.BY Артем Шрайбман.
Первые белорусские негосударственные СМИ родились на рубеже 1990-х годов, вспоминает основатель «Пресс-клуба Беларусь» Юлия Слуцкая. Их создавали неравнодушные и активные журналисты госизданий, которые ушли со своих “теплых мест” и создали новые медиа с нуля. Их развитие было стремительным. Например, газета «Свободные новости», созданная командой, ушедшей из госгазеты «Звязда», к 2006-му году достигла тиража 100 тысяч.
Однако с приходом Александра Лукашенко ситуация изменилась: начались репрессии против тех самых независимых медиа, которые и помогли ему прийти ко власти. «Их надо было ослабить, чтобы второй раз не получилось. Печатать и распространять независимые медиа стало намного дороже, чем государственные», — рассказывает Юлия Слуцкая. Государство стало выборочно использовать механизмы финансового воздействия на неугодных, считают эксперты. Независимые издания стали исключать из системы подписки и распространения через розницу. Так произошло, в частности, с одной из самых популярных общественно-политических газет «Народная воля». Почти 3 года, с 2005 по 2008, она распространялась усилиями энтузиастов. Начались судебные иски — самый крупный, в размере 500 тысяч долларов, подал руководитель Общенационального телевидения Григорий Кисель против «Комсомольской правды».
С 1997 по 2002 год были закрыты газеты «Свабода», «Навіны», «Имя», «Пагоня», «Наша свабода». Некоторые СМИ, например «Белорусская деловая газета» или «Предпринимательская газета», по требованию министерства информации приостанавливали выпуск на 3 месяца.
В 2015 году, перед президентскими выборами, вступили в силу поправки, разрешающие блокировать интернет-ресурсы (в том числе зарубежные) в досудебном порядке.
Сейчас в законе прописаны механизмы, позволяющие ликвидировать любое средство массовой информации, поясняет политический обозреватель TUT.BY Артем Шрайбман.
Негосударственные СМИ существуют в основном в интернете, именно он стал настоящим «островом свободы слова». В сети особо популярны именно независимые СМИ — такие, как порталы TUT.BY, naviny.by, «Хартия 97». «В интернете у государственных СМИ абсолютная малая доля читателей. Из первых 10-15 самых популярных новостных сайтов 12-13 будут негосударственные. Здесь мы доминируем, в остальных сегментах нас почти нет», — подытоживает обозреватель одного из самых популярных ресурсов TUT.BY Артем Шрайбман.
В Беларуси нет негосударственного телевидения и негосударственного политического радио в ФМ-диапазоне, рассказывают эксперты. Эфирные независимые СМИ часто вещают из-за границы — в Польше находятся редакции телеканала «Белсат», «Еврорадио» и радио «Рация». В Беларуси сильная редакция «Радио Свобода». Есть независимое агентство Белапан.
Более свободна печатная пресса, особенно на местном уровне. «Есть около дюжины негосударственных политических газет, которые могут позволить себе критику власти. Из них 3-4 находятся в Минске, остальные в регионах», — поясняет Артем Шрайбман. До сих пор существует независимая газета «Наша Нива», созданная еще в начале ХХ века в Вильнюсе. Тогда это было литературно-интеллектуальное издание, а теперь общественно-политическое. Издается и «Народная воля», чей главный редактор даже недавно встречался с президентом Лукашенко.
Быть свободным художником в стране нельзя, статус фрилансера законом никак не закреплен — белорусские власти не считают таких людей журналистами и могут применить к ним репрессивные меры, как было, в частности, во время акции протеста 25 марта, поясняет главный редактор «Еврорадио» Виктор Малишевский.
Иногда журналистам не дают даже приступить к выполнению своей работы, действуют на опережение, рассказывает медиаэксперт Павлюк Быковский:
«Был любопытный случай в городе Орша — это не очень далеко от Минска, небольшой город в Витебской области. Там была акция, на которую журналисты ехали поездом, на вокзале их задержали. И большую часть митинга часть журналистов провела в вокзальном буфете, их оттуда не выпускали, а часть — в отделении милиции».
Еще одна важная проблема современной журналистики в Беларуси — необходимость отправлять в госорганы запрос по любому поводу. По закону отвечать на него власти могут в течение месяца, как и на запросы обычных граждан. Это существенно осложняет работу автора, которому, например, нужна срочная информация о задержанных для новостей. Впрочем, некоторые пресс-службы все-таки идут на контакт с журналистами. «Есть пресс-службы, которые довольно быстро дают всю запрошенную информацию. Но многие госорганы не хотят этого делать оперативно, и у них есть на это право, — подчеркивает Павлюк Быковский.
При этом перечня запретных тем не существует, это все на уровне ощущений.
Экономическое положение многих независимых СМИ в Беларуси весьма шаткое. «Большинство независимых СМИ живет за счет грантовой поддержки. Какие-то частично за счет рекламы. Мы целиком за счет рекламы, но это скорее исключение, — поясняет обозреватель TUT.BY Артем Шрайбман, — нишевые СМИ иногда существуют за счет краудфандинга». Система излишне законодательно урегулирована, считают эксперты. Например, для того, чтобы провести игру с аудиторией на призы спонсора, СМИ необходимо получить регистрацию в министерстве торговли. По этим причинам СМИ не рассматривается как объект инвестиций, рассказывает основатель «Пресс-клуба Беларусь» Юлия Слуцкая.
Однако случаи давления на СМИ встречаются не так часто, как можно подумать. «Когда протесты — закручивают гайки для СМИ. Это всегда идет циклами, после витка давления идет виток оттепели», — поясняет Артем Шрайбман.
«Власть очень боится возможного украинского варианта, — рассуждает главный редактор «Еврорадио» Виктор Малишевский, — Она очень боится «русского мира». «Русский мир» этим пользуется, дергает за ниточки потихонечку, а власть сама себя успокаивает, что все вроде хорошо. Власть боится, когда в российских СМИ или на форумах пишут про Беларусь страшные вещи, какие писали про Украину: что белорусский язык — это не язык, что вообще страны такой нет, “русский мир” и так далее».
Именно независимые белорусские СМИ противостоят российской пропаганде. Так что государству логично было бы поддерживать такие медиа, рассуждают медиааналитики и признают: здравый смысл тут почему-то не срабатывает. Поэтому предсказать судьбу независимых СМИ в Беларуси никто из экспертов, опрошенных Громадским, так и не решился.
Фото: Euroradio.fm