Мягкая вражда: где запорожские СМИ пропускают стандарты

Мягкая вражда: где запорожские СМИ пропускают стандарты

20 Квітня 2017
1631
20 Квітня 2017
18:34

Мягкая вражда: где запорожские СМИ пропускают стандарты

1631
Вражда – она и есть вражда безотносительно к сфере ее применения: и мы либо ее тиражируем, допуская непрофессионализм в своей работе, либо, все же, стараемся уменьшить ее влияние на аудиторию.
Мягкая вражда: где запорожские СМИ пропускают стандарты
Мягкая вражда: где запорожские СМИ пропускают стандарты

Выбор - следовать или игнорировать давно принятые в профессии этические стандарты – фактически стал еще одним полем битвы с момента начала войны на востоке Украины. Споры журналистов, насколько мы должны оставаться журналистами, когда «враг атакует», что такое быть «толерантными на всю голову», как продолжать делать свою работу «как раньше», если «раньше» уже не существует, то утихают, то вновь разгораются после очередного этического скандала. Тем не менее, законы профессии никто не отменял. Вражда – она и есть вражда безотносительно к сфере ее применения: и мы либо ее тиражируем, допуская непрофессионализм в своей работе, либо, все же, стараемся уменьшить ее влияние на аудиторию.

С 2014 года запорожские медиа прошли свой путь трансформации под пули и взрывы в соседних областях. Стандартные темы, которые могли  содержать язык вражды, в частности, этнические группы, ЛГБТ, гендер, пополнились новыми явлениями: вынужденные переселенцы, АТО, ветераны АТО и их семьи,  оккупированные территории, украино-российские отношения в самом широком смысле. Новые вызовы пополнили и список новых ошибок, которые совершали журналисты.

Анализ пяти  популярных, по версии GFK, запорожских СМИ – двух газет и трех онлайн-медиа – показывают: язык вражды, в основном, используется в публикациях об украино-российских отношениях. С 1 октября 2016 года  по 31 января 2017 года мы проанализировали тексты газет «МИГ», «Панорама», новостные ленты информационных сайтов  «Забор» (zabor.zp.ua), 061 (061.ua), misto.zp.ua.  Еще две «востребованные», с точки зрения использования некорректной лексики, стали темы гендера и связанными с ним стереотипами и этнические группы. Журналисты, в основном, использовали мягкий язык вражды. Напомним, в этом случае, речь идет о создании негативного образа этнической или иной социальной группы, упоминании ее в уничижительном контексте, утверждении о ее неполноценности или моральных недостатках, а также цитировании некорректных/ксенофобных высказываний и текстов без комментария или полемики.

Примечательно, что тема вынужденных переселенцев, в принципе, представлена в СМИ достаточно слабо. Так, по данным исследований Института массовой информации за 2016 год, в исследуемых печатных и онлайн-медиа о вынужденных переселенцах вообще не писали. Только телеканалы посвящали этой тематике 6% от общего контента выпусков новостей. В исследуемый нами период контента на эту тематику также практически не было.

Этнические группы: ромы-преступники и молдаване-убийцы

Яркий пример нарушений в освещении жизни этнических групп появился в газете  «МИГ» от 1 декабря 2016 года. В материале «Грабят на виду у всех» шла речь о группе представительниц ромской национальности, которых автор называет циничными преступниками. В тексте используется мягкий язык вражды, в частности, отсутствует сбалансированное мнение от редакции и полемика как таковая, акцентируется внимание на тождестве «ром = преступник», подчеркивается предрасположенность ромов к преступлениям, «преступниками» называются лица, которые не были признаны виновными и даже не были задержаны. Например, здесь: «…На самом деле, все просто. На поселке ДД в Шевченковском районе проживает группа женщин ромской национальности. Судя по внешнему виду, они хорошо питаются и одеваются. Основным источником дохода этой колоритной группы лиц является грабеж жителей нашего города. При этом следует отметить, что преступники не пользуются гипнозом или каком-либо другим видом воздействия на сознание или подсознание. Помогает цыганкам обычный страх, родом из детства, и растерянность. Ну и, конечно, равнодушие окружающих, которых вокруг, как правило, много. Но почему-то все делают вид, что ничего не происходит и их это не касается. Вот одна из основных причин такого долгого существования этого явления. Облегчает задачу грабительницам бездеятельность полиции».

В тексте можно говорить и  об использование распространенных манипулятивных приемов: обобщение, использование только негативных примеров, подтверждающих идею автора. Например: «Не так давно вся Украина наблюдала за тем, как в поселке Лощиновка Измаильского района. Одесской области жители силой изгнали из села представителей ромской национальности. Причиной такого события стало систематическое совершение цыганами правонарушений и преступлений в отношении других жителей поселка Лощиновка. И терпели это все, пока не случилась трагедия. Ром изнасиловал и убил малолетнюю девочку… Вопрос!!! Нужно ли было этого ждать??? Проявления этнической преступности были всегда».

В лексике автора встречаются негативно окрашенные  существительные, прилагательные и глаголов: «преступники», «грабительницы», «подкатывают», «цинизм», «колоритная группа». Кроме этого автор фактически противопоставляет высокие морально-нравственные ценности не-ромов с цинизмом и беспринципностью ромов. «Нельзя не обратить внимание на то, с какой циничностью выбраны эти места. Вы или ваши близкие заболели? И вы несете в больницу последние сбережения, чтобы помочь близкому человеку, а то и спасти ему жизнь. И тут к вам, уже серьезно огорченным и озадаченным проблемами со здоровьем, “подкатывает” группа цыганок и начинает свое “шоу”».  Кроме этого, стоит отметить наличие в тексте предположений, основанных на эмоциях, а не фактических данных и выводов, не подтвержденных фактами.

Еще одно, достаточно распространенное явление, - указание на  национальность подозреваемых в совершении преступления или участников ЧП. Например, как в новости от 15 ноября 2016 года «В Запорожской области гражданин Молдовы насмерть сбил человека»: «27-летний гражданин Молдовы управляя автомобилем DAF с полуприцепом совершил наезд на пешехода, который переходил проезжую часть вне пешеходного перехода». Если учесть, что, по сути, пешеход нарушил правила, указание на национальность более, чем неуместная. Однако, такие упоминания, указывают ряд исследователей медиасферы, могут быть связаны с инфотейтментом, когда журналист, информируя, развлекает или, развлекая, информирует.

Украино-российские отношения

Темы, касающиеся украино-российских отношений, в  целом, освещаются дозированно и достаточно нейтрально. В фокусе нашего мониторинга был язык вражды по отношению к российскому народу в целом (а не к российской власти или к российским военным). Соответственно, таких материалов мы практически не выявили.

Один из таких текстов мы отнесли к условной «джинсе». А именно материал, пропагандирующий идеи политической партии «УКРОП». Но он непосредственно касается украино-российских отношений и россиян как народа. В тексте проname="_GoBack">сматривается использование политическими силами конфликта на Востоке Украины для продвижения своего политического бренда и трансляция этих идей в СМИ. Статья появилась в газете «МИГ» от 17 ноября 2016 г. и содержала агрессивный заголовок «Российское убивает! УКРОП настаивает на маркировке продукции из РФ и запрете российских банков в Украине», а  также фотографии, в которых содержались общие лозунги с использованием враждебной лексики и обобщениями вроде «ВТБ-Банк, Сбербанк – на вас кров». В публикации откровенно манипулировали заголовком, кроме того, в тексте использовались дисфемизмы, когда эмоционально и стилистически нейтральные слова изменялись на эмоционально заряженные и грубые, а также лидер страны отождествлялся с целым народом.

Важно отметить, что публикации об украино-российских отношениях вызывают на сайтах наибольшие всплески враждебности и ненависти в комментариях. Некоторые СМИ закрывают для комментирования ряд тем, в частности, новости о погибших в зоне АТО украинцах.

В целом, стоит отметить, что за период мониторинга примеры языка вражды были,  скорее, исключением. Чем правилом. Несмотря на то, что Запорожская область – прифронтовая территория, темы, касающиеся украино-российских отношений, в  целом, освещаются дозированно и достаточно нейтрально. Использование языка вражды в отношении этнических групп можно назвать стандартным и без резких отклонений. Интересно, что в исследуемый период мы не заметили публикаций, в которых бы была гендерная дискриминация, а также текстов, в которых использовалась бы некорректная лексика в отношении внутренне-перемещенных лиц и представителей религиозных групп.

Примеры присутствия языка вражды в запорожских медиа за ноябрь 2016 – январь 2017 года читайте здесь, за февраль 2017 года - здесь

Фото - Pixabay

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
Запорожье, для «Детектора медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1631
Читайте також
24.07.2017 09:00
Наталья Выговская
Запорожье, для «Детектора медіа»
2 240
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду