Апология Андреевой
Главной сенсацией недели стал слух об увольнении Екатерины Андреевой. Множатся версии, одна экзотичней другой. Некая уважаемая радиостанция даже просила меня прокомментировать этот «антипутинский жест». Хотя официально ведущая ежедневного итогового выпуска программы «Время» до конца августа в отпуске. Пока ее замещает Анна Павлова. Кстати, когда та же Павлова вышла в эфир канала РЕН ТВ вместо уволенной Ольги Романовой, чей независимый аналитический ум смущал начальство, народ безмолвствовал. А по поводу неясной судьбы Андреевой бушуют страсти роковые.
Дело в том, что величественная Екатерина III (у нее в предшественницах Екатерина II и Фурцева) - знак и символ эпохи. Придя в главную программу страны почти одновременно с Путиным, она со временем стала таким же гарантом стабильности, как и сам Владимир Владимирович. Когда-то Светлану Сорокину отстранили от «Вестей» за то, что сообщение о начале первой чеченской войны она сопровождала слишком выразительным осуждающим взглядом. С Андреевой ничего подобного произойти не может. Она не просто первая и главная отличница Первого канала, которой доверяют святое - вести на пару с Сергеем Брилевым задушевные многочасовые разговоры с народом хоть нынешнего президента, хоть предыдущего. Екатерина - само олицетворение державной поступи нашего отечества. Ошибаются те, кто полагает, что Андреева - всего-навсего диктор. Она виртуоз, профессионал из профессионалов, способный ежевечерне кормить свою паству если не откровенной ложью, то вечной полуправдой. И все это с замороженной полуулыбкой на устах, с неменяющимся годами выражением лица, с ровными интонациями в голосе, лишенном эмоциональной окраски. Люди, наделенные столь редким даром, сейчас очень востребованы. Несколько лет назад в сети была популярна домашняя фотография нашей героини, опубликованная одним солидным журналом. Катя в свитере и брюках, простая и доступная, снята на выразительном фоне. За ее спиной хорошо видны две скульптурные фигуры: поменьше - Путина, побольше, в полный рост - Сталина. Подобные предпочтения только укрепили ее авторитет. Так что легче вообразить, что рухнет Останкинская башня, чем уволят Андрееву. Это с одной стороны, а с другой - ТВ - параллельная реальность с ярко выраженным византийским оттенком, в которой все возможно. Казалось, и Парфенов, и Киселев, и Сорокина, и Соловьев будут вечно, но они исчезали, как потом выяснялось, навсегда. Уж сколько их упало в эту бездну...
Меня, впрочем, волнует не Андреева. Она всего лишь функция. И кто бы ни пришел в программу «Время», он или она все равно будут работать Андреевой - таковы нынешние правила игры. Настораживает другое: тот оптический обман, в плену которого мы с восторгом готовы пребывать. Август щедр на разнообразные новости. Какую ни возьми - от техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС до таинственной истории с сухогрузом Arctic Sea, от мощного теракта в Ингушетии до внезапного обращения президента Медведева к братьям-украинцам - все покрыто липкой пленкой неопределенности. Каждый день младшие братья и сестры Андреевой тратят массу сил на то, чтобы не прояснить важные события нашей общей жизни, а, напротив, максимально их затуманить. Мы видим лишь следствие, но ничего не знаем об истинных причинах и мотивах. И это по умолчанию всех устраивает. ТВ регулярно и целеустремленно продолжает унижать зрителей, отбирая у них право на полноценную информацию (об аналитике уже давно и речи нет), но никто при этом не кричит: отечество в опасности! Зато отсутствие привычной картинки, то есть гладко зачесанной, в чем-нибудь немарком и непременно приталенном Андреевой, вызывает шквал откликов. Не стоит так волноваться. Оставайтесь с «Первым», как любит говорить прекрасная Екатерина, и вы все узнаете первыми - с ней или без неё.
Если бы истории с ни кем не подтвержденной отставкой Андреевой не было, таковую следовало бы выдумать. Зачем? Чтобы легче пережить август 2009-го; чтобы создать иллюзию интереса к действию властей - ведь мало кто сомневается в том, что назначение ведущих в главную идеологическую программу курирует Кремль; чтобы имитировать дискуссию, пусть и по столь пустяковому поводу. Массированная реакция на слух - диагноз некоторой неадекватности общества, неспособного отделить главное от второстепенного. В прошлом августе Первый канал в рамках экспериментальных «Городских пижонов» запустил (аккурат к вооруженному столкновению между Тбилиси и Цхинвалом; совпадение случайное, но, как сказано не нами, случайность - разменная монета закономерности) прелестный английский сериал «Абсолютная власть» о пиар-фирме, обслуживающей правительство. Главный герой, директор фирмы, в исполнении блистательного Стивена Фрая умудрился даже внезапно обнаружить член у принцессы Анны Клевской, четвертой жены Генриха VIII, умершей в середине ХVI века. Чего только не придумают мудрецы-политтехнологи для общего блага накануне выборов. Есть стойкое подозрение, что большинство наших новостей растут из того же сора, что и член бедняжки Анны Клевской. При том типе телевизионной вертикали, который тщательно отстраивался последние десять лет, данный член, словно гоголевский нос по Невскому, еще долго будет бродить по просторам российского ТВ.
Слава Тарощина, Газета.ру
Постер - www.rashka.ru