Ленур Юнусов: «Я не вижу причины украинским СМИ и журналистам бросать все и уезжать из Крыма»
Ленур Юнусов: «Я не вижу причины украинским СМИ и журналистам бросать все и уезжать из Крыма»
«Детектор медіа» продолжает серию блиц-интервью с крымскими журналистами и медиаменеджерами о том, как изменились их условия работы после начала военной оккупации и последующей аннексии Крыма Российской Федерацией. Не ощущают ли крымские медийщики давление новой власти? В каких технических условиях работают? Что собираются делать дальше? Как оценивают освещение «крымского вопроса» центральными украинскими СМИ? Эти и другие вопросы мы задаем представителям независимых крымских медиа и журналистам-фрилансерам.
Первыми своими ощущениями и видением происходящего с «Детектор медіа» поделились издатель газеты «Кафа» из Феодосии Ирина Прокопюк, журналист-фрилансер Заир Акадыров, основатель Крымского открытого канала в интервнете CrimeanOpenCh Осман Пашаев. Наш следующий собеседник - редактор интернет-издания «15 минут» (15minut.org) Ленур Юнусов.
- Ленур, как изменились условия работы журналистов после «референдума», после решений о вхождении Крыма в состав России? Что сейчас происходит в Крыму со СМИ?
- В крымской журналистике происходит смена кадров, смена изданий. Я знаю целый ряд крымских журналистов, которые мигрировали в континентальную Украину. Таких примеров уже до десяти, но я не хочу называть имена журналистов или названия изданий, чтобы никого не подставить. Они предпочли уехать, перебрались кто в Киев, кто куда, в силу того, что здесь уже не хотели работать. Это и собкоры киевских каналов, и симферопольские филиалы изданий - например, перестал выходить в печатном виде крымский выпуск газеты «Вести».
Появились новые издания, которые работают на власть. У них все очень хорошо с точки зрения финансов. Например, «Крыминформ» - они собрали серьезную команду журналистов (и оказалось, что желающих там поработать немало).
Достаточно громкий цензурный скандал был связан с изданием «Аргументы недели - Крым», откуда вынуждены были уйти редактор Заир Акадыров и ведущий журналист Анна Андриевская, поскольку издание резко начало дрейфовать в сторону пророссийской позиции.
С точки зрения работы журналистов - я не могу рассказать каких-то нюансов, потому что мы давно не ходим на пресс-конференции и другие мероприятия для прессы, мы предпочитаем работать в редакции, общаясь с ньюсмейкерами по телефону. Дело в том, что в самый острый период было достаточно опасно передвигаться по городу, поэтому мы приняли решение работать в телефонном режиме. И мы продолжаем так работать по сей день.
- Не ощущаете ли вы давления со стороны новой власти, не поступали ли вам угрозы либо требования?
- Нет, ничего такого не было, несмотря на то, что наш сайт входит в первую тройку крымских интернет-изданий и свою позицию мы не меняли. Мы не восхваляем местную власть.
Наш сайт входит в состав медиахолдинга ATR. И если возникают какие-то проблемы, то они на уровне холдинга. Телекомпания ATR уже сталкивалась с проблемами: например, у журналистов отняли камеру, был инцидент, когда ударили журналиста - эти события освещались во многих СМИ. Но у ATR, к счастью, не было таких проблем, как у «Черноморки», которую лишили эфирного вещания, отняли оборудование, начались проблемы с помещением. Наверное, сказывается то, что ATR - крымскотатарская телекомпания, а местная власть пытается склонить крымских татар на свою сторону.
- В каких технических условиях приходится работать? Приходилось ли сталкиваться с проблемами с электроснабжением, интернетом, связью?
- С телефонной связью проблем нет. Со светом первые проблемы были неделю назад, его отключили в половине населенных пунктов Крыма на некоторое время, а в Симферополе - точечно. К счастью, район, в котором находится наша редакция, остался со светом.
С интернетом были проблемы. Нас DDoSили - и сайт ATR, и «15 минут». Самый разгар был 14-15 марта, накануне «референдума». Была очень сильная DDoS-атака, наш сайт фактически не работал. Атака еще и совпала с поистине безумным трафиком пользователей, которые искали информацию из Крыма. Нам удалось достаточно быстро восстановить свою работу.
Кстати, DDoS-атаки ощутили многие крымские издания, которые критически отнеслись к идее проведения «референдума».
- Что вы собираетесь делать дальше в условиях оккупации и аннексии Крыма? Не планируете ли лично вы и ваши коллеги уезжать или прекращать журналистскую деятельность?
- Этот вопрос волнует многих журналистов в Крыму. За себя могу сказать, что в мои планы не входит переезд. До тех пор, пока тут нет запрета на профессию, я буду работать в Крыму. Многие мои коллеги, приняли для себя похожее решение. Пока журналистам здесь дают работать и не заставляют прислуживать режиму, они останутся в Крыму.
Коллектив у нас многонациональный, но, если говорить о крымских татарах, то подавляющее большинство из них настроены жить на своей родине. Мы сюда приехали за тысячи километров не для того, чтобы опять уезжать куда-то. Понятно, что это будет сложно, теоретически - опасно, но у нас нет другого выхода. Если весь наш народ разъедется по разным местам, нас постигнет участь турок-месхетинцев, которые, оставшись без родины, в итоге растворились по всему миру.
- На ваш взгляд, насколько адекватно сейчас украинские СМИ освещают события в Крыму? Чего недостает? В чем правы, в чем сильны? В чем неправы?
- Изначально российские СМИ вели серьезную информационную кампанию. Фактически Россия объявила информационную войну Украине. На тот момент украинские СМИ работали по журналистским стандартам и - проигрывали. Но за последние недели три, наверное, произошел перелом, и многие украинские СМИ тоже ударились «во все тяжкие». Заложниками этой информационной войны в итоге оказались жители Крыма и, в частности, крымскотатарский народ.
Например, украинские СМИ сообщают со ссылкой на некие источники, что крымские татары якобы готовы воевать с оружием, будут что-то взрывать, теракты проводить и так далее. На самом деле никаких поводов говорить и писать об этом не было. Один из вбросов - что крымские татары в Крыму якобы начали активно записываться в Национальную гвардию и получать оружие. Это абсолютно не соответствует действительности. Кроме того, был вброс, когда со ссылкой на одного деятеля написали, что крымские татары начали национально-освободительную борьбу. Никто этого не объявлял - ни Меджлис, ни Курултай. Просто кто-то в Facebook написал, что неплохо было бы объявить национально-освободительную борьбу. Украинские СМИ подхватили и начали это тиражировать.
Такие информационные вбросы могут отразиться на жизни простых крымских татар. Я бываю в селах, в районах и вижу, что на бытовом уровне между людьми начинаются трения. Русские видят сообщения, что крымские татары якобы готовы с оружием воевать. Против кого? Они думают, что, наверное, против русских. И, соответственно, начинается межнациональное напряжение. Да, я понимаю, что идет информационная война, и что работа не по стандартам для кого-то, возможно, оправдана в этой ситуации. Но мне жаль людей.
- А украинские СМИ еще представлены в Крыму собкорами и корпунктами? Кто из них пока еще может получать информацию непосредственно на месте?
- Крымские издания работают все, невзирая на то, поддерживают они или не поддерживают власть. Некоторые украинские СМИ, к сожалению, прекратили работу в Крыму. «Комсомолка» закрывается, «Вести» закрываются, некоторые телеканалы отказываются от собкоров.
- Как вы посоветуете украинским СМИ действовать дальше? Наоборот искать собкоров, местных партнеров, не сворачивать корпункты? Или же иными способами информировать о том, что происходит в Крыму?
- Я думаю, что нужно продолжать работать в Крыму. Если крымские СМИ по-прежнему работают, то что мешает украинским журналистам делать то же самое? Я не вижу больших проблем с этим. С точки зрения безопасности, мне кажется, опасность сходит на нет. «Самооборонцы» все меньше и меньше заметны на улицах. Если восстановится порядок и крымская милиция начнет выполнять свои функции, то не думаю, что будет что-то угрожать безопасности украинских журналистов. По крайней мере, иностранцы все еще толпами ходят по Крыму - и ничего :).
- А появились ли новые корпункты российских СМИ?
- Российских журналистов очень много здесь! На некоторых пресс-конференциях практически весь зал заполнен только российскими журналистами. Но это пока не корпункты, не собкоры, а спецкоры, которых прислали. Их действительно много. Но и журналистов из других стран тоже много. Американские съемочные группы, английские, французские...
Поэтому я не вижу причины украинским СМИ и журналистам бросать все и уезжать из Крыма. Конечно, есть доля риска, но она не настолько критична, чтобы закрывать корпункты и свои представительства.
- Насколько адекватное, по вашему мнению, представление у Украины и украинской власти о причинах и следствиях произошедшего в Крыму? Какие уроки нужно извлечь обществу, украинским медиа, как следует освещать дальше развитие событий?
- Самый главный урок, на мой взгляд, заключается в том, что это была первая настоящая информационная война, которая была выиграна Россией, условно говоря, без единого выстрела. Тот момент, когда российские СМИ показывали картинку о «массовых пророссийских митингах» в Украине, что не всегда соответствовало действительности, к сожалению, украинские СМИ проморгали.
Радикально пророссийские настроения в Крыму всегда были полумаргинальными - это вам подтвердит любой крымский журналист и политолог. Партия «Русское единство», которая открыто декларировала пророссийскую идеологию, набирала на выборах не более 3-4%. Это было делом техники (и с этим прекрасно справились российские СМИ) - показать массовость пророссийских митингов и настроений. В то же время о том, что в Крыму есть и сильные проукраинские настроения, не говорилось почти нигде.
- Есть ли смысл дальше Украине, по вашему мнению, продолжать противодействовать информационной войне в Крыму? Или в Крыму в этом смысла уже нет, а нужно направить усилия Украины на другие регионы страны?
- Безусловно, нужно продолжать информировать население Украины и Крыма, в том числе. В Крыму хоть и убрали украинские каналы из эфира, но очень многие местные жители смотрят спутниковое ТВ. Если поехать в сельские районы, вы удивитесь тому количеству спутниковых тарелок, которые там стоят на крышах. Даже в самых захудалых селах, где вода по часам, нет газа и свет периодически вырубают, - везде на крышах спутниковые тарелки. Я недавно прочитал, что «россияне думают не головой, а телевизором». Это утверждение можно перенести и на многих жителей Крыма. Украинские каналы люди по-прежнему смотрят. Поэтому ни в коем случае не нужно останавливаться пытаться донести позицию Украины до жителей Крыма.
В последнее время в социальных сетях я часто вижу мнения, что, мол, так этим крымчанам и надо, они этого хотели - поэтому отключите им свет, воду и газ. Такие «шапкозакидательские» настроения совершенно неуместны. Далеко не все жители Крыма, возможно, даже больше половины местного населения, ничего не хотели менять в своей жизни. То, что произошло в Крыму, - во многом следствие информационной войны и пропагандистских манипуляций. Фактически люди оказались заложниками: их взяли и передали другой стране, а украинские власти, к сожалению, практически не сопротивлялись этому.
Все недавние соцопросы показывали, что люди, которые хотели жить в России, составляли не более 40% в Крыму. На волне российской пропаганды, может быть, этот процент несколько увеличился, но вряд ли эти настроения стали доминирующими. Если свет, воду и газ Крыму отключат, поверьте, крымские власти извлекут из этого очень большие дивиденды. И тогда Украина потеряет не только Крым, но и граждан Украины, проживающих в Крыму. К примеру, принятый в первом чтении законопроект об оккупированных территориях в Крыму восприняли очень плохо, потому что там фактически просто жизнь на этой территории приравнивается к уголовному преступлению. Как сказал один из моих коллег, если Верховная Рада примет этот закон, то крымчанам от Украины больше уже ничего не будет нужно. Заметьте, это говорят люди, которые занимают проукраинскую позицию.
Поэтому нужно продолжать доносить украинскую позицию до Крыма, показывать, что Украина не бросила людей и не собирается их бросать, вселять надежду, что ситуация когда-нибудь отыграется назад.
Показательной была история с отключением света. Крымская власть продвигала в СМИ такие посылы, что, мол, ничего, мы справимся, мы переживем, максимум через месяца-полтора мы все исправим, но придется потерпеть почасовые отключения. И сейчас уже можно услышать от простых жителей Крыма: «Ну, вот, Украина нам отключила свет, а Россия нам его дала». В головах простых людей, которые подвержены пропаганде, откладывается такое восприятие ситуации, что Украина все делает плохо для крымчан, а Россия - все хорошо. С такими вещами, конечно, нужно бороться, и работа украинских СМИ в этом деле очень важна.
Фото - Facebook