Игорь Кондратюк: «У мужчин в моем возрасте есть такая иллюзия, что можно сделать все!»
Игорь Кондратюк: «У мужчин в моем возрасте есть такая иллюзия, что можно сделать все!»
Игорь Кондратюк – известный телеведущий и телепродюсер, с давних пор являющийся одним из лиц телеканала «Интер». Украинским телезрителям он полюбился, в первую очередь, как ведущий шоу «Караоке на Майдані», хотя сейчас его больше занимает работа продюсера, чем шоумена. В скором времени зрители «Интера» увидят новый проект, продюсером которого стал Игорь – «Teen лига». Эта украинская версия «Брейн-ринга» для старшеклассников будет выходить в эфир с 14 октября. О новом проекте и о многом другом Игорь рассказал «Детектор медіа».
В этом человеке поражает удивительный сплав двух противоположностей – «физика» и «лирика». Но, как и полагается по известному закону диалектики, они борются, взаимно дополняя друг друга и обогащая личность Игоря Кондратюка.
- Игорь, вы посвятили большую часть своей жизни работе внешне мало связанной с Вашим университетским образованием. Диплом физика помогает или мешает работе телеведущего и продюсера?
- Для меня диплом – не просто корочка. Я получил отличное образование на физическом факультете Киевского Национального университета им. Шевченко. Но я знаю уйму людей, которые работают или работали не по своей специальности. Примеры? Пожалуйста. Владимир Ворошилов был по образованию художником, Андрей Козлов – химик, Светлана Леонтьева – физик. Я не думаю, что кто-нибудь из них жалеет, что не стал физиком или химиком. Мое образование мне нравилось и после того, как я закончил университет. Я получал огромное удовольствие, работая научным сотрудником. Не гуманитарное образование мне очень нравится. Потому что оно дает математику, логику, понимание как устроен этот мир. Мое образование мне очень помогает.
- Карьеру на телевидении вы начинали делать в России. Чем был вызван возврат на Родину?
- Если Вы имеете в виде работу в России (вернее – тогда еще в Советском Союзе) на проекте «Любовь с первого взгляда», то я там работал за кадром. А карьера телеведущего у меня началась в Украине. Это были матчи звезд Украины и России по «Брейн - рингу» и «Что? Где? Когда?» на канале УТ-1. Второй моей передачей, где я был полным хозяином в студии, было прямоэфирное телефонное шоу «5+1» на канале УТ-3. Дальше у меня была «Программа передач на завтра» - снова на УТ-1. И только после этого можно сказать, что у меня был эпизод карьеры телеведущего в России. Я почти три года вел передачу а-ля «Караоке на майдане» - «Игрушки для улицы». А потом появилась «Караоке на майдане» в Украине, на «Интере». Еще я пять лет вел «Эврику!». А с августа этого года я веду в Москве, на канале «ТВ-Центр» «Караоке на Арбате».
- Проект «Караоке на майдане», по вашим словам, был придуман в Москве. Он изначально писался «под Украину» или что-то помешало запустить его в России?
- Нет. До запуска в Украине этот проект шел в России 3 года на 31 канале. С февраля 1997 года и до конца 1999. А с января 99 года она вышла в Украине. На «Интере» пока не стал генеральным продюсером канала Юрий Минзянов, никак не могли понять - нужна эта передача или нет.
- «Караоке на майдане» в эфире уже больше семи лет и все это время вы являетесь ее бессменным ведущим. Не ощущается ли «эффект эмоционального сгорания».
- Почему-то у меня до сих пор есть желание выйти и повеселиться с народом. Может потому что я очень ответственный человек: есть договор – нужно работать. Хотя иногда возникает «эффект дежавю» по лицам. Вот я выхожу и думаю, что, по-моему, я половину этой публики знаю. Иногда я ошибаюсь, а бывает, и нет. Я лет 5-6 совершенно точно помнил – пел этот человек у меня или нет. Сейчас я уже стал забывать, очевидно, потому что появилось больше продюсерских забот. Когда я жил только в «Караоке», «эффект дежавю» наблюдался исключительно редко. Ведь раньше я практически никогда не допускал повторного участия одного и того же героя. А все остальные «эффекты» я в себе давлю.
- Не хочется ли изменить содержание или формат?
- Когда мы придумали «Караоке на майдане» с Козловым, то это была чисто рекламная программа. Но при этом мы вставили игровую форму. Она неизменна с 1997 года. И оказывается, что мы не можем ее поменять! Мы запустили с 20 августа передачу в Москве, и она идет практически по тем же правилам. Мы попали в капкан, который называется игровая программа. Примеры могу привести «Что? Где? Когда?» и «КВН» - они те же, что и были, когда их придумали. Мы вводили массу элементов, но, по сути, они не поменяли «Караоке на майдане».
- В последнее время в адрес «Караоке на майдане» звучит много обвинений в заангажированности. Имеют ли они под собой основания?
- С точки зрения тех, кто так считает, уже сам принцип определения победителя – кто больше собрал денег – есть моментом «заангажированности». Особенно усилились «претензии» с момента, когда появилась программа «Шанс». Но всем же понятно, что если Вы хотите своей победы, то договариваетесь с друзьями чтобы они пришли с деньгами. Моя же заангажированность присутствует в том, что я, во-первых, закрываю глаза на то, что на майдане присутствует много людей с музыкальным образованием, а во-вторых, мне действительно нравятся люди, которые умеют петь в моей программе! Хотя если говорить о тех, кто учится, например, в музыкальных училищах или консерваториях по всей стране, то, сколько мы выпускников этих заведений знаем? Единицы! Так что студенты этих заведений – такие же рядовые участники программы, как и, например, физики. Но – и это знают все - со мной невозможно договорится о победе на «Караоке»! Или в любой другой производимой мною игровой программе.
- Сложно говорить о «Караоке на майдане» и не вспомнить о «Шансе». Большинство - современных украинских телепроектов имеют зарубежные аналоги. «Шанс» - оригинальный продукт или «калька»?
- «Шанс» не имеет аналогов. По крайней мере, на момент запуска (да и по сей день) мы его не знали. Если вы нам сейчас покажете кассету с похожей передачей, то это еще вопрос кто у кого содрал.
- В одном из последних интервью вы обещали зрителям с октября месяца запустить на Интере «Брейн ринг» для школьников. На какой стадии реализация этого проекта?
- С 26 по 29-е сентября мы записали 13 первых программ «Брейн ринга» (в эфире – с 14 октября). Он будет идти на «Интере» под названием «Teen лига». То есть, тинейждерская лига. Играют только школьники старших классов. Ведущим будет скандальный журналист Олесь Бузина. Но он - очень эрудированный человек. Надеюсь, его манера ведения зрителям понравится. Я продюсер проекта. Проект дался мне большой кровью. Может быть потому, что эти съемки были непосредственно после съемок «Звездного дуэта», сейчас мне кажется, что я взял слишком много не себя. У мужчин в моем возрасте есть такая иллюзия, что можно все. Думаю, впредь не буду запускать к началу сезона аж два крупных проекта. Хотя так я говорю только себе, потому что я думаю, что с нашей командой мы это вытянем. Я привык к тому, что мои передачи рейтинговые. Исключением является «Эврика», но даже она, пока не было «Самый умный», была самой рейтинговой детской передачей в Украине. Поэтому я не имею право выпускать программы, которые не будут самыми лучшими.
- С точки зрения продюсера, имеют ли шанс на выживание интеллектуально-развивающие передачи в Украине?
- Шанс на выживание рассматривается с точки зрения рейтингов программы? Но рейтинги - очень условная вещь. Да, рейтинг – это деньги. Но «Брейн ринг», даже при наличии спонсоров, никогда не поставят в прайм-тайм. Ведь это не «Шанс», который стоит в прайм-тайме в воскресенье. Но это продукт, который должен быть. Он сделан, в том числе и для того, чтобы показать детям, что интеллект – это классно. Потому что он как минимум позволяет играть в интеллектуальные игры. Но для прайм-тайма такие передачи не актуальны.
- Вы многолетний действующий член клуба «Что? Где? Когда?». Почему же так и не рискнули начать производство этой программы в Украине?
- Я хочу сказать, что мы на очень большом серьезе общались с Владом Ряшиним – тогда еще генеральным продюсером «Интера» - по поводу производства «Что? Где? Когда?». Борис Крюк даже пару раз приезжал в Киев, мы вынашивали планы, строили сметы, придумывали декорации, искали ведущего…Но не сложилось. Для запуска «Что? Где? Когда?» нам нужно было придумать какую-то фишку, чтобы даже московские игроки приезжали к нам. Но мы до нее не дошли и не знаю, дойдем ли.
- На каком уровне развития у нас сейчас в Украине развлекательные программы?
- Эволюционируем. Нынешнюю стадию я бы назвал «Украинское ТВ. Сентябрь 2006 года». Мы - я имею в виду себя и моих ближайших коллег, которые производят «Караоке на майдане» и «Шанс» - делаем передачи, которые, очевидно, нравятся нашим зрителям. Кстати, не все российские передачи хорошо пошли в Украине, также как и наши в России. На всякого покупателя есть свой товар. Наш товар для украинского потребителя. Я – как и телезритель - хотел бы, чтобы наши программы были более дорогими, а это значит - более яркими и эффектными. Правда, не всегда дорогая картинка – это хорошая передача. Думаю, если судить объективно, мы работаем на грани финансовых возможностей каналов. Более того - сейчас попросить у канала миллион долларов на что-то я бы не рискнул. Нет свежей и интересной идеи.
- Игорь, вы присутствовали на церемонии вручения премии «Телетриумф». Можете прокомментировать ситуацию с вручением премий практически одному каналу? За «Интер» не обидно?
- Я не в том возрасте, чтобы на кого-то обижаться. Во-первых, зритель знает, что самым рейтинговым каналом был и остается «Интер». А во-вторых, как продюсер, я многому из того, что решено, не верю. Думаю, что получилось не очень красиво. Слишком много экспертов были близки к «плюсам». Так говорят многие. Хотя лично я не очень скрупулезно анализировал состав экспертного совета. Обращу внимание на два откровенных «ляпа», которые коснулись меня как продюсера. Я не имею ничего против Остапа Ступки, но лучшим ведущим развлекательной программы должен был быть Андрей Кузьменко «Скрябин». Так по балам вышло! Просто его баллы за «Шиканемо» и за «Шанс» не суммировали. Такая же ситуация у Юрия Миталева - оператора-постановщика рейтинговых программ «Караоке на майдане», «Шанс», и «Шанс». Гала-концерт». Почему на это пошли, я не знаю. Мне, физику по образованию, неприятно, что у кого-то отсутствует элементарная логика. А еще мне удивительно, что лучшей детской передачей стала программа «Хочу бути зіркою», которой уже нет в эфире. А лучшим ведущим стал Остап Ступка, ведущий передачи, которой тоже нет в эфире! Это потому, что он ее так хорошо вел? Или поступили по принципу «об ушедших программах говорим только хорошее»? Ей-богу, смешно… Лично Вы как думаете, буду я подавать свои работы на следующий «Телетриумф»?
- С сентября этого года ведущие телеканалы наперебой пытаются удивить зрителей новинками. Кроме «Брейн-ринга» у вас на подходе еще и новый проект «Звездный дует»…Что он собой представляет?
- Это лицензионная программа, которая включает в себя 10 эпизодов: 6 отборочных, 3 полуфинала, 1 финал. В каждой программе по три дуэта. Они поют ранее выбранную и отрепетированную песню. Поют «вживую». В отборе дуэты исполняют только мировой шлягер. Есть три члена жюри, которые оценивают выступление и потом еще телезрители голосуют за пару в течение недели. Победивший дуэт становится полуфиналистом. Пара состоит из известного певца или певицы и публичного человека. Это вечернее шоу, немножко ни о чем. Просто красивая программа. Чтобы можно было в пятницу всей семьей отдохнуть после рабочей недели. К тому же благотворительная. Первый эфир – 6 октября, 21.00. Посмотрите, отдохните!
- Скоро на «1+1» стартует чем-то похожий проект «Танцы со звездами»…
- Да. Но моя задача как продюсера неизменна: быть лучше по рейтингу. Теперь - «Танцев со звездами». Хотя можно сказать, что если «Танцы со звездами» побьют «Звездный дует», то это будет первый случай, когда плюсы смогли побить передачи, которые я делаю. Это будет для них прорыв (шутка). Они не могут 8 лет напрямую побить рейтинг «Караоке на майдане» и не разу ничем, кроме «Няни», не смогли побить «Шанс». Но там была немножко другая фишка. Она заключалась в том, что сериал выходил раньше по времени. То есть они чего-то добились благодаря планированию сетки. Но сейчас мы немножко подкорректировали нашу сетку, и начали опять их бить. Второй выпуск 7-го «Шанса» (17 сентября) посмотрели лучше фильма «Матрица», которая в это время шла на «плюсах»! «Матрица», между прочим, стоит сотни миллионов долларов!!! Это к вопросу о деньгах, картинке и интересе зрителей.
- С недавних пор вы пробуете себя в роли музыкального продюсера. На сколько успешно?
- Я только недавно начал этим заниматься. Вернее – меня жизнь заставила. Успехи музыкального продюсера у меня сейчас примерно такие же как у телевизионного продюсера в начале карьеры. Поэтому дайте мне еще время, и мы сможем оценить, на сколько это у меня получается. С одними исполнителями получается лучше, с другими – пока не очень. Но прошу обратить внимание, что три диска моих «воспитанников» стали «золотыми»: «Холодная ночь» и «Нерозгадані сни» Виталия Козловского, «В эфире» группы «Авиатор».
- По мнению телезрителей, вы производите впечатление одного из самых интеллектуальных телеведущих. При такой занятости, как вам удается поддерживать интеллектуальную форму?
- Если честно - очень тяжело. Практически невозможно. Я, кстати, с удовольствием вспоминаю редактирование «Эврики!», потому что для меня это была возможность пошевелить мозгами. Покопаться в книгах на предмет проверки или уточнения вопроса, задаваемого игрокам. Сейчас нет времени на многое, в том числе и на чтение книг. Я работаю на том запасе, который у меня образовался по 1990-й год включительно. Хочу срочно поучиться! Ведь ученье – свет.