Алексей Самохвалов: "Лояльность к власти охватила российское телевидение"
28 Травня 2004
Алексей Самохвалов: "Лояльность к власти охватила российское телевидение"
Корреспондент "Детектор медіа" задал несколько вопросов директору Национального исследовательского центра телевидения и радио Российской Федерации.
– Меняется структура новостных программ. Новостные программы, с одной стороны, становятся жестче запрограммированными, с другой стороны – власти видят, что за счет перебора официоза они теряют рейтинги. Так что сейчас идет сложная внутренняя работа редакторов и продюсеров новостных программ. Они стремятся повысить интерес зрителей к новостям, сохранив при этом лояльность к власти. Это сложная задача…
– Практически неразрешимая…
– Очень сложная задача, которую кто-то все же пытается разрешить. Посмотрим, что из этого получится. Ведь разрыв между тем, что показывают на экране, и тем, что происходит в жизни, достаточно велик, а люди хотят видеть картинку и оценку того, что происходит в жизни. Поэтому любопытно будет посмотреть, что будет происходить с нашими крупнейшими производителями новостей.
– Если говорит о "лояльности к власти", то можно ли утверждать, что она охватила уже все российское телевидение?
– В России на общенациональном уровне – точно. Но у нас же очень интересная тенденция. У нас сейчас происходит скупка дециметровых каналов зарубежными владельцами. Пример того – "Дарьял-ТВ". Вслед за ним сейчас идут переговоры о покупке "РЕН-ТВ" немецкими масс-медийными структурами. Если этот процесс будет продолжаться, то, я думаю, независимости в телеэфире будет больше – именно в информационной политике.
– Власть не препятствует этим процессам?
– Для власти, похоже, основной была задача поставить под контроль основные информационные потоки. А если те же "Дарьял-ТВ" или "РЕН-ТВ" будут позволять себе отдельные вкрапления альтернативного мнения – ну, может, для власти это даже и хорошо. Ведь мы помним, что и в советские времена в журнале "Юность" печатались не вполне советские произведения – хотя все это, естественно, согласовывалось и редактировалось.
– В журналистской среде России существуют какие-либо движения, попытки противостоять такому "единообразию"?
– Безусловно, они есть. Тот же (Евгений) Киселев, который остается нашим ведущим информационщиком, пытается говорить более свободно уже с газетных страниц, перейдя в "Московские новости". Правда, получается это у него не так хорошо, как на телевидении. У нас остаются достаточно независимые источники информации – такие, как радиостанция "Эхо Москвы", другие частные независимые радиостанции.
Еще и старые журналистские коллективы не окончательно утеряли привычку давать достаточно независимый взгляд в своих репортажах. Примером того может служить сейчас имеющая очень хороший рейтинг программа Леонида Парфенова "Намедни". Кстати говоря, в прошлом году наш Национальный исследовательский центр телевидения и радио присудил ему Национальную премию "Телегранд" за вклад в развитие публицистических и информационных программ.
– Что можно сказать об основных тенденциях в развлекательном сегменте российского телевидения?
– Прежде всего, это начало массового собственного сериального производства, достигшее такого размаха, что для того, чтобы быть замеченным на этом рынке, уже нужно переходить к повышению качества. Это очевидная тенденция.
Я думаю, что и в Украине уже в ближайшее время будет происходить становление собственного телевизионного кинопроизводства.
Вторая тенденция, которая характерна для всех наших постсоветских стран, – это копирование зарубежных форматов. Мы в Москве пережили бум "реалити-шоу", но и сейчас, как ни странно, наблюдается и количественный, и, думаю, будет качественный рост этих шоу. Правда, я думаю, эти программы будут переходить на российскую тематику. В Украине такой популярности, как я понимаю, эти шоу не имеют.
– Поскольку у нас широко транслируются российские программы, видимо, они удовлетворяют интерес наших зрителей к подобным шоу…
– Мы должны понимать, что наши телевизионные рынки взаимосвязаны. Наши программы будут транслироваться здесь, а, к примеру, тот же Роднянский стал "движетелем" украинской продукции на наш рынок. Тот же "господин Сердючка", который хорошо идет в Украине, в России получил, может быть, еще более эффективное развитие.И россиское , и украинское телерадиовещание стало мощной индустрией и инструментом политического влияния.
Из той же "Сердючки",в условиях общественного неприятия официальной политики, при финансовых вливаниях и поддержке СМИ,можно сделать вполне конкурентноспособногокандидата в Президенты Украины. Ведь стал же в России юморист Евдокимов губернатором Алтайского края..
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ