Анатолий Барбакару: Заключенные рвались участвовать в проекте
Анатолий Барбакару: Заключенные рвались участвовать в проекте
В новом сезоне на ICTV стартует реалити по собственной оригинальной идее канала и продакшна Film.ua «Джентльмены на даче». Его участниками будут бывшие заключенные.
Для проекта выбирались ребята, которым сложнее всего адаптироваться к нормальной жизни. В реалити их будет десять.
Канал обещает, что среди его «джентльменов» не будет законченных подлецов, убийц и насильников. Творческая группа проекта искала людей, «которые оступились, свернули не на тот путь и искренне хотят вернуться к нормальной жизни». В каждом выпуске проект будет покидать один из участников, а победителю достанется автомобиль.
О деталях формата, кастингах, съемках проекта в блиц-интервью «Детектор медіа» рассказал его ведущий Анатолий Барбакару.
- Анатолий, расскажите детальнее о самом формате реалити. Из каких этапов состоит шоу? Сколько эпизодов планируется? На каком этапе производство проекта? Как появилась идея создать это шоу?
- Реалити - оно реалити и есть. Участники проекта помещаются в определенные провокационные условия, и телекамеры снимают их реакции на те или иные события и задачи. А уж какие это условия, какие задачи мы перед ними ставим, какие провокации создаем - это не то чтобы тайна... Если выдам, смотреть будет не так интересно.
У проекта три этапа: отбор участников, бытие их в самом проекте и жизнь после проекта. Планируются десять эпизодов, десять серий. Сняты практически все. Сейчас добираем материал по последнему эпизоду, в котором покажем, что с нашими героями стало после того, как они покинули проект. Идея - общая разработка канала ICTV и Film.ua. Идея оригинальная. Насколько я знаю, ничего подобного до сих пор не снималось ни в одной стране. Как родилась идея? А как рождаются стихи у поэта? Или пишется музыка? Вот вам и ответ.
- Какую цель вы преследуете в этом проекте?
- Цели две. Одна - помочь оступившимся людям. И помочь не просто вернуться к людской жизни, нет, а поверить в то, что возвращение возможно. Вторая - изменить взгляд общества на этих людей, изменить отношение к бывшим заключенным.
- Встречались ли вам аналоги такого проекта в мире?
- Мне - нет.
- Почему вы согласились вести проект? Вы принимали участие в кастинге? Каким будет ваше амплуа в шоу?
- Когда мне озвучили суть проекта, первое, что я подумал: «Вот оно...». За год до этого я запустил психологический проект «Агентство по перемене судеб» в Одессе. В общем, предложение оказалось тютелька в тютельку.
В кастинге участвовал. И в исправительных учреждениях с кандидатами-заключенными общался, и видеоматериал отсматривал, который другие наши съемочные группы привозили из разных концов страны, из разных зон Украины. Внутри «приемной комиссии» такие бои вспыхивали по поводу едва ли ни каждого «абитуриента»!.. А их, «абитуриентов» - сотни. Критерии отбора к формальным пунктам не сведешь. Определились, что отбираем тех, кому проект может реально помочь, кто готов принять эту помощь. Вглядываешься в глаза каждого из этих сотен, и в каждой паре - такие дорожки судьбы, столько беды и своей, и чужой... И над душой у тебя висит: «Это его шанс!». А шанс можно дать только десяти. Тяжко.
Амплуа? Ведущего - это точно. Возможно, примера для участников, некоего ориентира и наставника. Сейчас, по окончании проекта, считаю, что в качестве последнего - недодал, а мог бы дать больше. Как некий переводчик, переходник на стыке «старой и новой жизни». Ведь сам проект и является таким стыком.
- Ранее Алла Липовецкая в комментариях ТК говорила, что проект «Джентльмены на даче» презентовали в Министерстве юстиции. Государство поддержало идею? Каким образом?
- Поддержка была, и вполне конкретная. Представитель министерства выезжал со съемочной группой и в зоны. Не для контроля - помогал в бюрократических вопросах.
- Судьбы каких участников вас удивили? Приходилось ли общаться с семьями этих людей? Как они реагировали на участие в шоу?
- Все судьбы поразили, и не только тех, кто попал в проект. На зоне что ни судьба - то потрясение, и выбрать из сотен самые-самые было ох как не просто. В проект вошло всего десять таких потрясений. Но гарантирую: зрителям мало не покажется. Но нужно учесть, что это не чернуха. Это шанс практически любого смотрящего программу почувствовать себя счастливым и... чуток очеловечиться (кому это необходимо).
С родственниками общался и общаюсь. Большинство воспринимают проект как шанс, который нельзя упустить. Верят в него. Но некоторые, в основном, любимые женщины, чувствуют себя почему-то задетыми. То ли им кажется, что любимые без них на курорт подались, то ли привычней и комфортней поддерживать близкого человека в безысходности, чем в надежде.
- Как заключенные реагируют на ваш проект? И почему они участвуют в шоу, в чем их интерес? Получают ли они денежное вознаграждение?
- По-разному реагировали. Для некоторых кастинг был поводом отвлечься от серых зоновских будней, кто-то примерялся, что можно с этого поиметь. Но как только понимали, о чем проект, почти все хотели в него по-настоящему, просились, я бы даже сказал, рвались. Потому что «поиметь» в нем можно было новую судьбу. Материальные дивиденды, которые, конечно же, перепали в итоге каждому участнику, существенны, но они не самое важное в этом проекте. Главный приз проекта - автомобиль - как ступень к новой жизни.
- В чем трудность работы с такими героями? Как проходили съемки шоу?
- Как это ни неожиданно прозвучит, мне с ними было комфортно. Искренности, адекватности в наших героях оказалось больше, чем во многих вольных, фальшивых персонажах, с которыми в жизни то и дело приходится иметь дело. Да, парни они проблемные. Но настоящие. Не в смысле «лучшее в этом мире», а в смысле не маскирующиеся манерами, лексикой и елейным взглядом. Мне такие по душе.
Съемки проходили как обычно в реалити-шоу: 24 часа в сутки на протяжении всего проекта. В самом начале, во время поселения «на даче», я сказал хлопцам: «Считайте, что это дом с привидениями. Люди с камерами - приведения. Они - добрые, так что их можно не опасаться и не замечать». Парни этот образ приняли, а операторов между собой порой так и называли - «привидения».
Психологи в первую очередь были приглашены в проект. А наш ведущий психолог Михал Михалыч стал хлопцам близким другом и исповедником.
- Возникали ли во время съемок экстраординарные ситуации?
- Еще сколько... Но выдавать самое интересное заранее не буду. Всё увидите сами. Скажу только, что и романтическая история на проекте была...
Справка ТК. Предоставлена каналом ICTV
Анатолий Барбакару - ведущий шоу «Джентльмены на даче». Автор книг «Одесса - мама», «Я - шулер», «Ва-банк. Последний трюк каталы», «Бандитами не рождаются». Был женат 5 раз. Имеет троих сыновей. Родился в 1959 году в г. Бендеры (ныне Приднестровье). В 1976 г. поступил в Одесский технологический институт и с тех пор проживает в Одессе. Работал строителем, кочегаром, проводником, вахтером в психбольнице.
1978-1981 гг. - профессиональный спортсмен.
1980-1982гг. - актер театральной студии.
1982-1990 гг. - профессиональный карточный игрок. Пять лет находился во всесоюзном розыске.
1990-1992 - лектор общества «Знание».
С 1992 г - репортер криминальной хроники, ведущий авторских программ.
В 1992 г. сделал пластическуфю операцию на лице.
В 2003 г. записал авторский диск. Жанр - шансон.
Автор 7 книг, вышедших в различных издательствах, в том числе в издательстве «Эксмо-Пресс». Эксперт в программах Ю. Гусмана, А. Малахова, С. Сорокиной, Л. Милявской, А. Гордона, В. Молчанова, др. О судьбе Барбакару сняты более 10 документальных фильмов на российском и украинском ТВ. Снялся в кино, работал над рядом киносценариев, в том числе совместно с Валерием Тодоровским. Ставил сцены в различных фильмах, в том числе в фильме «Ликвидация». В настоящее время исповедует философию лоха. Считает, что такие лоховитые свойства, как искренность, простота, способность доверять - и есть самые человеческие черты. Утверждает, что самое существенное в его жизненной истории не то, что «самый» ли он шулер и аферист или «не самый», а то, что сумел сохранить в себе лоха. Надеется, что сумел. Последние годы собственные аферистические авантюрные навыки использует в «мирных целях»: пытается подправлять судьбы людей в счастливую сторону.