Марк Гресь: «Совсем без самоцензуры – это для домашнего видео»
11 Грудня 2002
Марк Гресь: «Совсем без самоцензуры – это для домашнего видео»
Новая программа Марка Греся «Глоток истории» (телевизионное агентство «Профи-ТВ»), выпуски которой вот уже несколько недель радуют глаз в субботнем эфире ICTV, представляет собой оригинальный видеококтейль. Новая программа Марка Греся «Глоток истории» (телевизионное агентство «Профи-ТВ»), выпуски которой вот уже несколько недель радуют глаз в субботнем эфире ICTV, представляет собой оригинальный видеококтейль, в котором лишь слегка угадывается привкус пресловутого кулинарного шоу.
Несмотря на то, что формально – это изощренная реклама киевских ресторанов национальных кухонь, а тематически каждый выпуск посвящается культовому напитку соответствующих времен и народов, по сути – это каждый раз оригинальное, эмоционально и зрелищно яркое, культурологическое эссе.
Технологию и стилистику видеоряда программы скорее можно назвать видеоартом. И нужно признать, что на сегодняшний день технологией этой наш единственный в своем роде телевизионный историограф овладел виртуозно, тем более, что использует он ее для воплощения собственных ноу-хау. При этом автор подчас действительно выходит за рамки исторического ликбеза и поднимается до уровня остроумных аналогий и афористичных рефлексий.
- Мы делаем свой жанр, в котором доминирует не документалистика, а ассоциативный ряд. Это дает творческую свободу. - говорит Марк Гресь. – Программа не ставит перед собой задачи строить видеоряд на эксклюзивном видео. Работая над текстом, не нужно привязываться к картинке. Мультфильм, работа ведущего в студии с мультипликационными персонажами дает возможность расставить такие акценты, которые отобразить привычной телеметодикой невозможно. Вместе с автором зритель может залазить в какие угодно исторические дебри, уходить от темы, перепрыгивать через эпохи, и все это, не выходя из заданного интерьера. И вместе с тем в кадре не только «говорящая голова»… картинка живет.
- Вас не смущает, что Бурда, кажется, еще с прошлого сезона, практикует исторические пищевые изыскания?
- Мы работаем в разных плоскостях. Борис Бурда личность неординарная, энциклопедическая, с интересной индивидуальной манерой подачи информации… Но главное содержание его программы – все же кухня, остальное к ней только прилагается. Мы же используем напиток исключительно как повод для того, чтобы поговорить об истории, традициях, национальных характерах народов…
Мир - разный, наша разность многообразна и стоят за этими отличиями определенные моменты исторического процесса. А спиртные напитки – самые беспристрастные свидетели этих самых процессов и, зачастую, их непосредственные участники. То национальное блюдо, рецепт которого мы предлагаем – не рецепт, в общем понимании этого слова. Это такая же иллюстрация национальных традиций. «Глоток истории» – не телевизионная поваренная книга, и не словарь спиртных напитков. Наша программа – это, скорее, те сноски внизу, которые мы встречаем в исторической литературе. Порой их интереснее читать, чем саму книгу. Во всяком случае, мы к этому стремимся.
-Нет ли в ваших планах более глобальных замыслов?
-Есть фактически готовая разработка, уникальный для Украины проект - телесериал «Незаконченная история», семисерийный документальный фильм о противоречиях между восточной и западной Украиной. Наши противоречия – дела не сегодняшних дней, даже не «вчерашних семидесяти лет». За этими противоречиями столетия, но фильм – не историческая энциклопедия конфликта. Каждая серия – это антология событий дня сегодняшнего, которые мы пытаемся проанализировать с точки зрения истории. Ничто не появляется из ничего…
Для нашего агентства это очень важный, можно даже сказать, пафосный проект. Поэтому при его подготовке мы не можем себе позволить идти на привычные технологические компромиссы, как, скажем, видео «на подборе». Тут должен быть качественный эксклюзив во всем. И есть основания надеяться, что благодаря спонсорам мы сумеем обеспечить должную базу для создания такого проекта.
-Что случилось с «Сатириконом» на ICTV?
- Он перестал выходить по независящим от агентства причинам. И, скорее всего, в недалеком будущем будет выходить на другом канале в более выигрышное время, в другом, более качественном формате, и, может быть, даже под другим названием. Скорее всего, это будет более масштабная и по хронометражу, и по исполнению мультипликации программа. На самом деле это невероятно трудоемкий проект. Казалось бы, идея календарных выпусков лежит практически на поверхности и наверняка не раз витала в воздухе, но, однако, рискнуть ввязаться в бесконечный технологический марафон при практически полном отсутствии иллюстративного материала до нас никто не рискнул. Где найти то, чего нигде нет? Где отыскать персонажей, которых никто и никогда не изображал? Да и где найти мультипликационных героев в таком количестве, ведь в каждом мультфильме их участвует не менее трех десятков, а еще пейзажи, интерьеры, атрибутика? А еще все это нужно вырезать, оживить… Путь исторических ассоциаций в этом плане наиболее выигрышный, он облегчает работу. А все остальное зависит от интуиции в поиске изобразительного материала. Интуиция – в первую очередь.
-Вам приходилось работать и в штате крупного телеканала, и в условиях продакшн-студии. Насколько это «большие разницы»?
- С точки зрения журналиста, занимающегося конкретной темой, конечно, гораздо комфортнее работать на канале. За тобой мощная машина, которая некоторым образом обеспечивает и право на передышку, и даже право на ошибку. Не вышел один проект – «проехало», готовь следующий… и до тех пор, пока у канала не исчерпается терпение. Продакшн-студия подразумевает куда большую ответственность. Каждая ошибка стоит очень дорого, и не только в финансовом смысле. Провал проекта – удар по репутации студии, подрывается наработанный кредит доверия, от которого напрямую зависит благосклонность спонсоров, а, стало быть, реальные перспективы общего дела.
На канале можно жить сегодняшним форматом достаточно долго. Продакшн студия – это постоянный поиск перспективы. ПРОФИ-ТВ успешно работает со спонсорскими проектами. Но правовая ситуация, связанная со спонсорством, оставляет желать лучшего. И нужно в тройне думать о том, что будет завтра. Потому что, если вдруг сегодня у нас что-то прекратилось, коллектив должен иметь другой полноценный готовый продукт, который можно предложить телеканалу. И этот канал, естественно, не будет вникать в мои трудности, мол, не было времени подготовить… Тогда, дорогой, приди через месяц – с подготовленным.
Преимущество же работы на продакшн-студии – в том, что ты имеешь возможность работать с оглядкой в большей степени на самого себя. То есть, не всегда нужно работать с политическим подтекстом. Потому что от сотрудника канала изначально требуется соблюдение так называемой редакционной политики. Существуя в системе канала, то подвержен очень мощному воздействию самоцензуры, когда ты сам заведомо пытаешься избежать нежелательных двусмысленностей. Я не имею в виду сугубо информационную, новостийную журналистику. А говорю о вещах, которые мне близки, как представителю авторского направления. Если же ты приходишь с конкретным готовым продуктом, то тебе редко ставят какие-то ограничители. Ну, если ты, конечно, сам не дурак…
- Это возвращаясь к вопросу о самоцензуре?
- Если совсем без самоцензуры – это для домашнего видео. «Сам себе режиссер»…
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ