Алла Липовецкая: «При создании некоммерческих проектов очень часто не хватает именно терпения».

28 Серпня 2002
1677

Алла Липовецкая: «При создании некоммерческих проектов очень часто не хватает именно терпения».

1677
У известного телережиссера, работавшего над популярными видеомузыкальными проектами певицы Русланы Лыжичко, над программой „Сніданок з 1+1”, „Детектор медіа”, прежде всего, поинтересовалась судьбой ее последнего проекта – „Остання барикада”.
Алла Липовецкая: «При создании некоммерческих проектов очень часто не хватает именно терпения».
Продолжится ли эфирная «жизнь» одного из немногих интеллектуальных проектов отечественного ТВ? У известного телережиссера, работавшего над популярными видеомузыкальными проектами певицы Русланы Лыжичко, над программой „Сніданок з 1+1”, „Детектор медіа”, прежде всего, поинтересовалась судьбой ее последнего проекта – „Остання барикада”. Продолжится ли эфирная «жизнь» одного из немногих интеллектуальных проектов отечественного ТВ?

- На этот счет существовали определенные опасения, - говорит Алла Липовецкая. - Но это было еще до того, как мы пообщались с продюсерами канала. Выяснилось, что они ощущают, что эта программа нужна, и, несмотря на невысокий рейтинг, у нее есть свой зритель. Хотя программа была в эфире всего несколько месяцев, оказалось, что у нас довольно широкая аудитория в интеллигентствующих кругах. При том, что отношение к программе у ее зрителей отнюдь не однозначное, руководство канала возлагает на нее определенные надежды. В недавнем письме к сотрудникам канала на внутреннем сайте «1+1» Александр Роднянский, наряду с некоторыми другими, назвал и «Останню барикаду» одним из главных журналистских проектов Студии.

Ожидают ли «Останню барикаду» в новом сезоне какие-то изменения?

Что-то будет конечно меняться, но это не будут какие-то кардинальные изменения. Основные усилия мы сейчас тратим на то, чтобы найти интересных собеседников, расширить их круг. Условно говоря, список людей, с которыми приятно беседовать обо всем - он существует. И список специалистов по отдельным темам – тоже наработан за это время. Опыт показывает, что собеседники – это самое главное. Есть очень интересно мыслящие люди, но они не всегда публичны и не стремятся к публичности. И в этом проблема, потому что мы все равно шоу, все равно – телевидение. Например, профессор Мирослав Попович – это, если можно так выразиться, идеальная величина гостя студии. Кроме того, что он умен, энциклопедичен, тонок и интеллигентен, все самое глубокое и умное, что он продуцирует, он умеет выдать очень доступно просто, понятно для зрителя любого уровня. И это тот случай, когда вроде бы «говорящая голова» становиться ярким зрелищем.

Что касается тематического спектра, то и его мы попытаемся не столько расширить, сколько немного трансформировать. Тематический план, составленный на ближайшее полугодие, будет претерпевать изменения, потому что мы хотим идти в контексте времени, уходить от обсуждения абсолютно абстрактных вещей. Это может быть культурологический аспект, но сегодняшнего события. Поскольку эфиры у нас начнутся с 10 сентября, то естественно первые выпуски мы посвятим событиям 11 сентября. Вообще, канал готовит большую программу: документальный фильм БиБиСи, который обещает стать документальной бомбой, будет показан в ночном эфире, а после него – начнется «Баррикада» как своеобразный блок обсуждения. И наша задача в этой тематике всего произошедшего и сложившегося вокруг этого события найти какие-то новые аспекты. Сейчас, когда прошел год, когда улеглись страсти, все это можно и нужно пытаться анализировать.

Вообще, мы стараемся формулировать темы более доступно.

Мне казалось, что проблема была как раз не в доступности формулировки темы, а в ее трактовке. И в том, что программа представляла собой фактически демонстрацию вариантов этих трактовок. Не углубление в суть темы, а рассматривание ее с разных сторон.

В этом проблема четырех умных собеседников – а их уже в конце прошлого сезона стало не шесть, а четыре, именно по этой причине. С другой стороны, зрителю вообще может быть непонятно, что такую программу можно как-то готовить. На самом деле к каждой программе мы пишем сценарий, ведущие изучают предмет разговора, предполагают версии каждого из собеседников. То есть большая авторская группа разрабатывает предполагаемый вариант развития беседы, к чему должны быть готовы ведущие, как возможно поворачивать ход разговора. Кроме того, поскольку это прямой эфир, у ведущих есть подслушка и авторско-режиссерская группа всегда пытается немного корректировать ситуацию в студии. Но, как показала практика, возможно, мы еще мало опытны в этом литературно-разговорном жанре. И скорректировать разговор, не дать ему расползтись на отдельные точки зрения не всегда удается.

В новом сезоне в нашем интеллектуальном ночном клубе канала «1+1», как мы его теперь для себя внутренне называем, будет много людей канала. Мы решили для себя, что, привлекая много новых интересных экспертов, в то же время, покажем, что у нас на канале достаточно много неординарно и глубоко мыслящих людей. Среди них много тех, кто работает не только в кадре, не только так называемые «лица канала». Очень много интересных журналистов, журналистов-международников. Но и «лица канала» тоже будут привлечены по полной программе, потому что им всегда есть что сказать, и поскольку они умеют преломлять сложную тему в доступной телевизионной форме, адаптировать ее для зрительского восприятия. Кроме того, у них есть столь необходимый рейтинг доверия, профессиональный авторитет. И в своих форматах они не всегда могут реализовать полностью свой личностный и интеллектуальный потенциал, который всегда интересен.

До «Баррикады» Вы долгое время были главным режиссером «Сниданка с «1+1»…

Да, мы долго мучили «Сниданок», форматировали-переформатировали, все пытались развлечь зрителя всеми невозможными методами, и доигрались до того, что поняли, что все это уже никому не нужно и неинтересно. Хотя, возможно, это ошибка. ОРТ делает одно и то же уже 25 лет – успешно полагаясь на эффект привыкания. В результате сейчас «Сниданок» стал полностью информационным и его делает совсем другая команда – команда ТСН, а мы всей компанией ушли «в ночь». На самом деле, как правило, при создании таких вот имиджевых некоммерческих проектов очень часто не хватает именно терпения. Особенно прямоэфирные проекты, когда очень важно дать зрителю время привыкнуть. Можно спорить о любом проекте, который вызывает сейчас бурю восторгов или является тем, что мы называем «золотым фондом». Кажется, что эти люди всю жизнь жили с нами в одном доме, хотя, наверняка первое восприятие не вызывало всеобщего восторга. Иногда бывает поспешное желание, наверное, естественное желание творческого человека, все время что-то улучшать в тот момент, когда ты сам чем-то недоволен. Хотя зритель более инертен. Он долго привыкает и подстраивается. Нам кажется, что рейтинг не растет – значит нужны изменения, а на самом деле нужно просто выждать, пока зритель запеленгует свою программу и перестанет забывать включать телевизор в нужное время.

Мы ведь начинаем заниматься проектом намного раньше, чем он выходит в эфир. В результате к моменту эфира нам кажется, что мы уже все пережили. Нам кажется, что проект существует значительно дольше, чем на самом деле. И любая неудача воспринимается как сигнал к необходимости изменений. Но, на самом деле, нужно наконец понять, что телевидение это ремесло, это технологический режим, в котором зрительская привычка – существенный фактор.

С каким настроением коллектив «1+1» встречают начало сезона?

Летом, когда начали происходить все эти события: отъезд Роднянского, странные суды, - на самом деле ощущалась некоторая растерянность коллектива. Александр Ефимович – очень важное звено в психологической стабильности коллектива. Его можно месяцами не видеть. Достаточно знать, что он где-то в офисе на Крещатике, и это уже как бы гарантия благополучия. А тут совпал момент каникул, когда ты не занят работой, с тем, что происходит нечто, о чем все вокруг говорят, и что ты не контролируешь и даже не до конца понимаешь. Конечно, было очень неуютно. А сейчас, ближе к новому сезону, Роднянский стал приезжать, с кем-то он виделся, встречался, что-то стало двигаться. И вот, наконец, письмо, с которым он обратился к коллективу, народ после него воспрянул духом. Там просто написано, мол, ребята – не расслабляйтесь. У нас все хорошо, потому что мы умеем работать. У нас – новый сезон, у нас хорошие рейтинги. Кроме того, идет перечень новых московских проектов, которые будут на канале – это очень впечатляет.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1677
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду