Любовь – это… «Киномания»
В Доме кино состоялась премьера документального фильма «Киномания» (реж. Анна Яровенко). Это первая работа, показанная зрителю в рамках проекта «Любовь – это»… («Западно-Европейский институт»).
Наталья Катериненко, для «Детектор медіа»
В Доме кино состоялась премьера документального фильма «Киномания» (реж. Анна Яровенко). Это первая работа, показанная зрителю в рамках проекта «Любовь – это»… («Западно-Европейский институт»).
ДО «ОЙРЫ»
На Черкащине, в украинском селе Легедзин родился юноша. Звали его Владислав Чабанюк. Коротая дни в сельских заботах – свиньи, кони, коровы, огороды, меся босыми ногами грязь и наслаждаясь невиданной в урбанистическом мире красотой сельских восходов и закатов – он лелеял мечту. Хотелось Владиславу выучиться на режиссера и снимать кино. Но отговорили односельчане – в Киеве, мол, тебе, селюку, не место – не возьмут в институт имени Карпенко-Карого (знали бы материалисты деревенские, чем обернется доброта их, может, не стали бы юношу с пути сбивать).
Прислушался и подался сельский парнишка не в стольный град Киев на кинофак, а в райцентр на исторический. Выучился, вернулся, семью завел, в школе детям про Украину свободную рассказывать стал. Но загвоздка – мечта-то детская осталась. Покоя не давала, в манию превратилась. Взбрела в голову Владиславу Чабанюку шальная мысль любительскую киностудию организовать, «Мальвой» ее назвать. Плацдарм – Легедзин и села близлежащие с их райской натурой, актеры – односельчане – типажи редкие. Хоть и чудаком стало село Владислава величать, а «Мальва» его таки начала фильмы «клепать» и в сельском клубе не без успеха показывать.
«КИНОМАНИЯ»
Так бы и остался сельский Люмьер безызвестным, кино свое любительское снимал бы да селянам показывал. Но режиссер Аня Яровенко решила снять об истории Владислава Чабанюка на «цифре» документальную ленту и построить свой рассказ на основе съемок очередного проекта «Мальвы». Начинается документальное киноповествование Анны с реплик героя о съемках. Чабанюк восседает на коне, смотрит в камеру, приветливо улыбается. «Хаос… Экспромт… – говорит он о съемках «Ойры». – Не знаешь, что будет через двадцать минут… Но для нас главное – разбить тарелочку»… Главное в любительском процессе – начать, выдержать все ритуальные обряды, присущие «большому кино». Тарелка, которую кинематографисты обычно разбивают перед съемками, отсчет дублей, репетиции, подлинные детали и костюмы…
Нет в «Киномании» Анны Яровенко поднадоевших в отечественной документалистике комментариев за кадром – только музыка и реплики героев. Режиссер осознанно уходит в тень, предлагая шанс людям и фактам рассказывать о себе самим.
Пятидневный процесс съемок «Ойры» – достаточно банальной (хоть и реальной) истории о гражданской войне в Украине с классическим любовным треугольником (почти как у И.Франко в «Украденном счастье») представлен Анной динамично. Как бисер, кадр за кадром нанизывает режиссер, боясь упустить драгоценные мелкие, но важные для создания образа героя детали. Все – и реакция на съемки односельчан Чабанюка, и любовь к нему участников кинопроцесса, и проколы в съемочном процессе, и слетевшие с уст нецензурные слова аматора-режиссера – все это камера с дотошностью (Андрей Санин) фиксировала. «Киномании» удалось избежать фальшивого пафоса – особенно свойственного документальным лентам, когда речь идет об украинской культуре.
Мелочи, которыми обычно пренебрегают в создании портрета сельского героя, в фильме обретали свое особое звучание. Реакция героя в особо напряженные моменты – отказ в камере аккумуляторов в разгар процесса, гармонист вместо съемок сцены свадьбы в «Ойре» отправляется в соседнюю деревню исполнять музыку на реальных похоронах, актер, играющий жениха, задерживается и неизвестно как доберется до Легедзина и т.д. и т.п. Но съемочный процесс не останавливается, как не останавливается и движение «подсматривающего» оператора в «Киномании». Камера не статична, кадр передает напряжение, сумасшедший ритм жизни героя во время пяти дней съемок «Ойры». И желаемый результат для всех – настоящий триумф «Ойры» (видимо, присутствие киевской группы сделало хорошую рекламу «Мальве»). В сельском клубе аншлаг, и фильм, чтобы посмотрели все односельчане, показывается дважды.
После «Киномании» Анны Яровенко была показана и «Ойра» Владислава Чабанюка. Аматорский, не лишенный очарования и поэтики отдельных кадров, фильм. Созданный на основе искренней любви и веры в творение. Кстати, глаза односельчан, воспринимающих «Ойру», в «Киномании» поражали искренним изумлением и счастьем от прикосновения к киноискусству. Как будто не было столетия с его бурными киноэкспериментами, как будто никогда легедзинцы не видели ТВ, как будто все это для них – впервые.
ПОСЛЕ ПОКАЗА
Украинский кинематографический мир аплодировал Владиславу Чабанюку в Доме кинематографистов стоя. Как герою, встретившему лицом к лицу свою детскую мечту, человеку, совершившему культурную революцию в маленьком селе – там, где, на взгляд горожанина, это сделать невозможно. Как невозможно сегодня, по рациональной логике, «парить» в кино без денег, хорошей техники и команды, быть свободным в напрочь коррумпированном обществе. Хотя… Может быть, зал аплодировал не столько подвижничеству простого сельского учителя, сколько себе – нахлынувшим чувствам, на мгновение вернувшим веру в то, что быть Творцом можно быть при любых обстоятельствах – независимо от времени, места жительства и правил социума… Неплохое начало для проекта «Любов – це»… «Западно-Европейского института».
Наталья Катериненко, для «Детектор медіа»
Читайте також:
Кино и реформы
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ