Что главное в истории с «Сільськими вістями»?

25 Лютого 2004
729

Что главное в истории с «Сільськими вістями»?

729
Германия – страна развитого и популярного социализма, а в прошлом, к сожалению, массового национал-социализма. Здесь еврейский вопрос – особый. С прошлым и настоящим.
Что главное в истории с «Сільськими вістями»?
И я был поражен: с какой силой и потрясением здесь неожиданно ударили по антисемитизму. В высших эшелонах власти, в самом Бундестаге, партиях и генералитете.

Однако, я не знал, что в это же время в Украине был произведен удар еще мощнее. Судом закрыли известную социалистическую газету с фантастическим полумиллионным тиражом и систематическими антисемитскими материалами, порой профессорского уровня. Мы еще вернемся к этому. А сейчас о том, что же за преступление и наказание произошли в Германии. Не поучительно ли?

Наказание, равное достоинству

Вначале страшного проступка Мартина Хомана никто не заметил и зловещих слов его почти не услышали. Депутат бундестага выступил у себя на родине в небольшом городке Нойхофе на скромном митинге, устроенном его партией ХДС/ХСС по случаю Дня немецкого единства. Угораздило его затронуть и еврейскую тему в некотором философском плане выяснения больной для Германии истины. Несколько абзацев его выступления вскоре будут цитировать почти все газеты, телевидение и радио, множество крупнейших политических и государственных деятелей. Со страшным негодованием!

Что же сказал на свою голову гессенский депутат Хоман? «Я задаюсь провокационным вопросом: нет ли у еврейского народа, который мы рассматриваем исключительно в роли жертвы, темных сторон?» ...Далее бегло приводятся известные факты об участии представителей этого народа в революционном движении, чекистских карательных отрядах, о виднейших руководителях в Стране Советов и Центральной Европе... Поэтому – «В какой-то степени было бы оправдано назвать евреев «народом-преступником»... «Это соответствовало бы той же логике, по которой и немцев называют «народом-преступником»... Были тут и слова об извинениях по поводу Холокоста, и о финансовых компенсациях, и о мучительном переосмыслении прошлого немцами... Справедливости ради приводится и фраза абсолютно оправдательная, хотя и путанная: «Ни немцы, ни евреи не являются народами-преступниками... Возможно то, что я сказал, прозвучало ужасно»...

О, незадачливый Хоман предчувствовал, но не представлял всего грандиозного ужаса для себя лично и всего общественного мнения!.. Несколько неосторожных и достаточно противных фраз депутата Бундестага не растворились в небе митинга, а попали все-таки в Интернет. И уже через несколько недель эти высказывания относительно еврейской вины прокатились бурей по всей Германии. Прежде всего заволновалась ХДС/ХСС и ее фракция в Бундестаге. Лидер Ангела Меркель заявила со всей своей решительностью: «Это абсолютно недопустимые и невыносимые высказывания». Фракция собралась и тайным голосованием большинства в 2/3 приняла решение исключить своего коллегу М. Хомана и из партии, и из фракции. Результат голосования Меркель назвала однозначным, а баварский лидер Штойбер – «очень ясным и определенным».

Бурная реакция продолжалась. «Тот, кто обрушивается с нападками на меньшинства, подрывает фундамент нашего общества», – заявил федеральный президент Рау. Бедный Мартин Хоман, этот видный юрист и католик, утопая, сослался на положительное мнение о своем выступлении одного высокопоставленного военного. Но неожиданно потянул на дно и его. Этой жертвой оказался бригадный генерал Рейнхард Грюнцель, командующий спецназом Бундесвера. Министр обороны Германии Петер Штрук действовал быстро и решительно. Бригадный генерал, который с солдатской прямотой откликнулся на выступление Хомана: «Это была превосходная речь», – сильно споткнулся и получил не почетную, а полную отставку, подкрепленную решением президента Германии.

А как же свобода слова? В Конституции был найден нужный закон в отношении военнообязанных: «чтобы обеспечить главенство политики в вооруженных силах и оградить Бундесвер даже от тени подозрений в антисемитских настроениях».

Два часа в Бундестаге длились бурные дебаты, на которых все партии и фракции единогласно приняли резолюцию, осуждающую любые формы антисемитизма и расизма. Резолюция содержит среди перечня способов этой борьбы еще один замечательно неожиданный для посторонних культурологический пункт: «6. Немецкий Бундестаг поддерживает все инициативы, способствующие распространению знаний о немецко-еврейской истории и разъясняющих, что еврейская культура была и остается значительной частью нашей культуры».

Бундестаг действенно намерен поддержать намеченную на этот год в Берлине Европейскую конференцию против антисемитизма.

Начинается обычно со скверных слов на маленьком митинге... И как важно вовремя дать по шеям. А потом развернуть большую и глубокую программу противоборства уже и на этот век оставшейся гадости. Конечно, и мы будем готовиться к европейской конференции против антисемитизма, если другие важные проблемы и насущные вопросы не помешают.

Ничего, подобного расправе над Хоманом, у нас нет и быть не может. У нас все по-другому и все в порядке. Это неправда, что вся Одесса почти разъехалась. Выдумали, что киевский Подол как-то полинял и изменил произношение. И на Майдане Незалежности никогда не продавалась антисемитская литература. И СМИ ничего такого не публиковали.

Клевета, что объекты реакционеров и националистов в основном уже отбыли из когда-то родных пределов. На всем бывшем советском пространстве тысяч 350 осталось, а были миллионы. Хотя некоторые уже и возвращаются. Зато не у нас издавна для всемирного употребления позаимствовали страшное и непереводимое слово «Pogrom».

Конечно, и мы будем готовиться к европейской конференции по антисемитизму, только у нас этот вопрос остро не стоит.

Послесловие

В обоих случаях, и в Германии, и в Украине, может существовать подозрение: не было ли чрезмерным наказание? В Германии никто и не пикнул, а когда пикнул высокопоставленный генерал, то его тут же препроводили в отставку. Вслед за депутатом. Даже в самой желтой прессе не найти и строчки против евреев, или арабов, или негров в Германии. Здесь никто не защищает антисемитов: позорно и опасно. Хотя и защитников коренной национальности хватает.

Какова же особенность этого вопроса в Украине? Жалко народную газету.

И вот уже поднимаются народные массы из числа верных подписчиков на борьбу. За что? Может быть, произошла ошибка и никаких печатных слов, разжигающих рознь, не было, и за них уже покаялись? Что вы! Винницкие социалисты разворачивают акции протеста в количестве 200 тыс. подписчиков. Может быть, в память о своих многочисленных старых соседях с «черты оседлости» или памятуя о массовых расстрелах и страшных еврейских гетто в войну здесь, на Винниччине, или недавних друзьях, массово покинувших родные края? Нет, дайошь газету! В поддержку собирают по 1 гривне с головы подписчика. Гроша ломаного жалко, чтобы перечитать бред, который никто не опроверг и не собирается.

Известно, что мы ни на кого не похожи. Но чтобы так социалисты наши отличались!

Забыли и Клару Цеткин, и Розу Люксембург – вождей социализма совершенно не коренной национальности. Какие-то другие у нас социалисты. Забыли пламенного Вилли Брандта – главу не только СДПГ, но и всего Социалистического интернационала. Это ведь он встал на колени перед камнями Варшавского гетто и попросил у евреев прощения от имени всего немецкого народа.

А у нас никто не просит прощения, но утверждает, что антисемитские выступления в газете колоссального тиража – недоразумение, и поэтому пускай она дальше такое публикует. Говорят также: жалко газету. А не жалко памяти нашей? И слабеющего следа настоящих писателей и благородных людей Украины, которые светились и в моем фильме «Дело Бейлиса» – вечной теме борьбы с мракобесием, злобой и завистью. Владимир Короленко – совесть всего прошедшего века, и пусть он останется навсегда, когда мы видим, как переползает антисемитская зараза и в новое столетие. Может, и сами справимся. Или опять вспомним защитников Бейлиса и подписи Леси Украинки, Михайла Коцюбинского, Владимира Вернадского, Марии Заньковецкой, священников Глаголевых, которые спасали... Люди чести... Есть ли они сейчас в истории всего скандала с «СВ»?.. Вымороченность и выборочность весьма смущают в этом споре судебном и политическом.

Раньше в «деле Бейлиса» у нас о человеке думали и его достоинстве, справедливости. В Германии сейчас подумали о чести государства и всех уважающих себя политических партий. Поэтому и в «проклятом вопросе» наказали кого следует решительно и единогласно. Молодцы.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
сценарист и режиссер, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
729
Читайте також
27.09.2001 12:22
Анна Шерман
«Детектор медіа»
2 217
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду